Сотрудничество семьи и школы
материал на тему

Артеева Валентина Егоровна

Сотрудничество семьи и школы - залог успешности ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество семьи и школы

Беседу подготовила и провела Артеева В.Е., 2012 г, Бакуринская СОШ

 В законе об образовании говорится, что образование – это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства.

   Слово «Воспитание» стоит на первом месте в Законе. Усиление роли воспитательной функции образовательного учреждения влечёт необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, т.к. семья и школа – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.  

   Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  1. Малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами, в большинстве своём становятся эгоистичными.
  2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаётся невостребованным.
  3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребёнка нужно заниматься пока он маленький  «лежит поперёк лавки, а не вдоль».
  4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально – экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум, безработица).
  5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

        Но при всём этом семья есть и остаётся опорой, крепостью, началом всех начал. Это одно из немногих мест, где ребёнок чувствует себя личностью, место, где его любят, где его понимают, где доверяют ему, где верят ему. Это – первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где закладываются основы будущей личности, где у ребёнка создаётся чувство защищённости, душевного покоя. При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него легче раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы.  

           Но  ребёнок живёт в обществе. Поэтому воспитание является процессом социальным. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

               Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие  в нашем старом, традиционном понимании,  сколько,  прежде всего, взаимопонимание,  взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

              Задача школы - заложить в ребёнке понимание того, что школа – это определённая социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не подменяет родительское воспитание. Оно продолжает его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.

              Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся, стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, образовательным опытом поколений и помочь самоопределиться.

             Основные задачи педагогического коллектива:

  1. Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей обучающихся.
  2. Стимулирование познавательной активности и творческой деятельности  обучающихся в урочное и внеурочное время.
  3. Повышение активности родителей в совместной деятельности семьи и школы.
  4. Создание информационного пространства школы.

             Основные направления взаимодействия семьи и школы:

  1. Информирование родителей о содержании учебно – воспитательного процесса.
  2.  Взаимодействие  с родительскими комитетами классов, Советом школы.
  3. Совместная деятельность родителей и учащихся.
  4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей, предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.

Несколько предложений о возможности организации работы родителей совместно с классом, где учится ребёнок:

1)Руководство кружком по своей специальности, спортивной секцией, руководство экскурсиями.

2)Содействие в проведении экскурсий.

3) Содействие в проведении классно – семейных праздников.

4) Содействие в организации встреч с интересными людьми.

 и т. д.

   Можно отыскать много разных путей для сотрудничества школы и семьи. Важно, чтобы было общее желание достичь конечной цели  - воспитать Человека с большой буквы.

     Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание.  

              Итоги посещения родителями  родительских собраний

Класс

Кол-во уч-ся/ посещ.

% посещения

Классный руководитель

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

По школе

       На родительских собраниях решаются различные вопросы, в том числе и вопросы обучения. А вопрос обучения невозможен без выполнения домашних заданий,  задаваемых  учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Есть санитарные нормы для домашних заданий по классам.

Класс

Время выполнения

1

1 полугодие – не задаётся, 2 полугодие – до 1 часа

2

1,5 часа

3 - 4

2 часа

5 - 6

2,5 часа

7 - 9

3 часа

10 - 11

4 часа

               Главное назначение домашнего задания.

  1. Воспитание волевых усилий ребёнка, ответственности и самостоятельности.
  2. Овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы.
  3. Формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей.
  4. Формирование исследовательских умений школьника ( сопоставление, сравнение, предположение и т.д.)

              Основные виды домашних заданий.

  1. Изучение материала по учебнику.
  2. Выполнение различных письменных и практических работ.
  3. Написание сочинений и других творческих работ.
  4. Подготовка различных схем, диаграмм.
  5. Проведение наблюдений за явлениями природы, а также различных опытов по химии, физике и т. д.            

 На заметку родителям:

  1. Не превращайте выполнение ребёнком домашних заданий в неприятную процедуру.
  2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание,  хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  4. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  5. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  6. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  7. Консультируйтесь с учителями – предметниками, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.       Успехов вам всем в деле воспитания и обучения своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые особенности сотрудничества семьи и школы.

Работа посвящена анализу взаимоотношений родителей, педагогов и обучающихся в рамках современного образовательного процесса....

Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”В.А.Сухомлинский        Я часто размышляю о связи школы и с...

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей

Презентация к родительскому собранию...

Проблемы сотрудничества семьи и школы

Практикум, который можно организовать на педагогическом совете или заседании методического объединения классных руководителей с целью обсуждения проблемы сотрудничества семьи и школы....

Выступление на тему "Сотрудничество семьи и школы"

Данное выступление раскрывает сущность работы школы с семьей....

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

Выступление на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и школы".

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье ». Семья- это опора, крепость, нач...