Родительское собрание "Агрессивные дети"
методическая разработка (6 класс) на тему

Береснева Наталия Витальевна

Родительское собрание для родителей учащихся 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon esli_rebenok_stal_agressivnym.ppt299.5 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если ребенок стал агрессивным»

Слайд 2

Цель: знакомство с понятием «агрессия» Обучение детей эффективным способам общения; Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев; Снятие мышечных напряжений, помощь в снижение агрессивности ребенка, развитие чувственного восприятия, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым; Формирование у детей чувства доверия к окружающим; Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Слайд 3

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)

Слайд 4

Агрессия Физическая агрессия (физические действия против кого-либо) Раздражение (вспыльчивость, грубость) Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.) Негативизм (оппозиционная манера поведения) Косвенная агрессия Направленная (сплетни, злобные шутки ) Ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.)

Слайд 5

Коррекционная работа с агрессивными детьми Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания. Отработка навыков общения. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.).

Слайд 6

Информирование Лекции, семинары для педагогов, педсоветы, методобъединения Наглядная информация Направления работы с педагогами агрессивных детей

Слайд 7

Лекции Тренинги Индивидуальные беседы Семинары и диспуты Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми Наглядная информация

Слайд 8

Презентация подготовлена Фофановой Любовь Александровной, педагогом – психологом МОУ для детей сирот – детей и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом для детей школьного возраста г. Нолинска». Для использования в образовательных учреждениях Кировской области. 2008г.



Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Если ребенок стал агрессивным».

Агрессия (от  латинского «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь, 1997).

Р.Бэрон и Д.Ричардсон выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.д.).

Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий.

А.Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии (см. слайд).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с раннего  детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки  гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Для ребенка, выросшего в условиях детского дома, характерны агрессивность, преобладание защитных средств поведения  в конфликтных ситуациях, тревожность и неуверенность в себе, неумение самостоятельно контролировать и планировать свои действия, отсутствие доверия к людям, бедность словарного запаса, неразвитость воображения и творческого мышления, низкий познавательный уровень.

Специальные коррекционно – развивающие занятия с воспитанниками помогают преодолеть одну из главных проблем в их эмоциональном развитии – агрессию. Агрессивное поведение, также как и непослушание, ребенок часто использует для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Или как защитную реакцию, закрепившуюся вследствие негативного воспитания.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях (см. слайд).

Рассмотрим подробно каждое из направлений:

  • обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. (гнев – ярость).

По мнению Вирджинии Н.Квинн существует четыре основных способа выражения гнева:

  1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
  2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, ребенок рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
  3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.
  4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева.

  • обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

Для расслабления мышц лица можно использовать релаксационные упражнения, например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как  дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко – голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

Другая игра – «Улыбка» - способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть – чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

  • отработка навыков общения

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе или классе обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут детям расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события.

Иногда, и довольно часто, дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, припугнуть и т.д.

В этом случае взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме.

* формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.)

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с детьми сказки, истории.

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки педагогов. Такую работу целесообразно проводить в двух направлениях:

  • информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
  • обучение эффективным способам общения с детьми (см. слайды).

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный « диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Дети и СМИ"

Материал данного родительвгого собрания рассказывает о влиянии средств массовой информации на детей, даны рекомендации взрослым....

Родительское собрание "Дети и деньги"

Сценарий родительского собрания "Дети и деньги" (с презентацией)...

Родительское собрание "Дети и Интернет"

Презентация к родительскому собранию  "Дети и Интернет". Этика и вежливое общение, внимательность, осторожность - факторы безопасности при работе в сети Интернет....

Родительское собрание "Детям о правилах дорожного движения"

Материал для родительского собраия содержит:Анкета для родителейЛекция "По дороге в школу "Материал "Дорожные ловушки"План выступления на родительском собрании...

Родительское собрание "Дети и деньги" с мультимедийной презентацией

Рассматриваются две проблемы: 1) отношение детей к личным деньгам; 2) дети или дополни тельный заработок. Материал сопровождается мультимедийной презентацией....

Родительское собрание "Дети и Интернет"

Предлагаемый материал может быть использован классными руководителями при подготовке и проведении родительских собраний, а также  при  проведении воспитательных занятий с детьми....