Консультация для родителей "Развитие детской самостоятельности"
консультация на тему

Тихонова Оксана Владимировна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_samt_dokument_microsoft_office_word.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детской самостоятельности.

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Кроме того, она является очень важным волевым качеством, необходимым для становления личности  ребенка. Самостоятельность – это стремление  к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства.

  Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. В процессе воспитания и обучения дети должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь  берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Необходимо  целенаправленно её развивать, не оставляя на потом. При этом  важно помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. Многие неприятности, связанные с чувством ответственности и самостоятельности, всплывают уже во взрослом возрасте именно из-за того, что родители не смогли правильно воспитать ребенка и долгое время не желали ослаблять свою опеку. Хотя не последнее место тут играет и невинная родительская нетерпеливость. Такие вещи не помогут воспитать самостоятельность у малыша: ребенок быстро привыкнет, что все «сложное» сделают за него папа с мамой. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат. И взрослым важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия. Несомненно, самостоятельность следует поощрять, более того – к ней надо готовить. Это значит, что следует развивать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить успехи первых самостоятельных шагов: навыки движения (в раннем детстве), навыки самообслуживания (в дошкольном возрасте) и.т.д. Обучение ребенка новым действиям можно осуществлять в три этапа:

 1 этап: «Научи». Сначала необходимо показать как выполняется то или иное действие, последовательность выполнения действия, его алгоритм.
  2 этап: «Вместе». Затем, чтобы ребенок смог самостоятельно выполнять новые для себя действия, необходимо, чтобы сначала он научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого. 

3 этап: «Твори». Ребенок уже самостоятельно выполняет освоенные действия по алгоритму, а затем ищет новые пути выполнения этих действий, проявляя творчество и используя свое воображение.
 Позволяйте ребенку одеваться и раздеваться самостоятельно, а также купите или сшейте сами одежду для его любимых игрушек - пусть он наряжает их в свое удовольствие. Если ребенку очень нравится наряжаться самому, предоставьте в его распоряжение как можно больше вещей, с которым он легко справится - старые платья, пиджаки с крупными пуговицами, шарфы, и так далее. Застегивание пуговиц и молний, завязывание шарфов - все это помогает улучшить координацию движений пальцев рук.
 Следует обращать внимание на качество выполнения детьми освоенных навыков (как ребенок завернул рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести в  шкаф  варежки и т. п.). Не следует одобрять небрежность и неряшливость. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит взрослого об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия.