«Формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации школьников к здоровому образу жизни »
материал на тему

      Только здоровый человек способен успешно овладеть потоком учебной информации. Поэтому ведущим направлением моей педагогической деятельности по охране здоровья учащихся я считаю формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд № 1.

Доклад  на тему:

«Формирование   гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации  школьников к здоровому образу жизни »

              Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 час, ученик — шестиклассник — 3-4 часа, старшеклассник — 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...

Только здоровый человек способен успешно овладеть потоком учебной информации. Поэтому ведущим направлением моей педагогической деятельности по охране здоровья учащихся я считаю формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Мною разработана и апробировала учебно-методический комплекс оздоровительных мероприятий для учащихся 5-6 классов. Составила и внедрила адаптированную сумму знаний учащихся о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения с использованием методических рекомендаций по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.            

 В своей работе использую технологию личностно-ориентированного обучения, применяю активные формы, позволившие добиться органического соединения теоретических знаний и практических умений обучающихся.

                                                   

  Принципы:

  • у каждого ребенка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;                                        
  •  здоровье- это состояние организма, им нужно научиться управлять;
  •  здоровье — это результат собственного творчества.

Слайд № 2.

   Цель:

  • формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих;
  • развитие основных  навыков личной  гигиены,  гигиены    питания, самообслуживания  и принятия самостоятельного решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.

                                        Слайд № 3.

Пути и средства формирования гигиенических навыков  школьников и разрешение мотивационных основ сохранения и улучшения их здоровья.                

Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».              

При формировании знаний о здоровом образе жизни я использую активные формы гигиенических   навыков      учащихся:   беседы,   воспитательные   часы,   игры, физкультурные     минутки,     ситуационные     задачи,     оздоровительные мероприятия (праздники, конкурсы и.т.). Такие формы работы способствуют:

-формированию у  школьников гигиенических умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формированию потребности в здоровье и сознательном отношении к нему; формированию системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

                                                   Слайд № 4.

Беседа как форма оздоровительной технологии школьников.        

Цель: всестороннее воздействие на все системы организма, формирование правильного отношения к своему здоровью.              

Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, всего педагогического коллектива и самого ребенка. Ребенок должен осознавать, что, быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.            

Учитывая все эти проблемы и возрастные особенности учащихся с целью повышения воспитательной эффективности каждой беседы, я использую практические задания, самонаблюдения и взаимонаблюдения между учащимися, выполнение заданий группами, парами, обсуждение ситуации, свободное высказывание. Беседы, проводимые мною, посвящены правильному режиму дня, утренней гимнастике, закаливанию, подвижным играм на свежем воздухе, прогулкам в лес, к реке, солнечным и воздушным ваннам, полезным и вредным привычкам.

                                                      Слайд № 5.

 Классный час как практическая методика в процессе воспитания здорового образа жизни учащихся

Цель: сбережение здоровья детей и формирование у них основ здорового образа жизни; учить быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения, направленные на поддержание здоровья, соблюдение правил личной гигиены

При проведении классных часов ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье                      

Свою работу с детьми строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия мои содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей (5-6кл.) в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.                

 Воспитательные часы включают в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с  детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.              

 Классные часы с учащимися могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки,  комплекс упражнений, общение с природой и др.              

 Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.              

Занятия о пище, питании провожу прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).              

Занятия стараюсь строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, чтобы приобретали навыки самосовершенствования.              

Стараюсь проводить их так, чтобы эти занятия детям нравились. Никаких нравоучений! Постараюсь задать детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Это принесет им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям. Отмечаю обязательно их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. Бывает так, что иногда я с учащимися в дальнейшем составляю индивидуальную программу по самооздоровлению. Туда будут входить такие вопросы, как потягивание после сна, обливание под душем утром и вечером, своевременный сон, необходимость говорить добрые слова близким и т.п. Выслушиваю внимательно их ответы, не показываю свое отрицание даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Уважительно отношусь к самым неожиданным ответам.

В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости и желание прийти на занятие снова.

                                                     Слайды № 6.

  Игра   как   важный   инструмент   в   реализации оздоровительной работы                

 Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит не только физическое здоровье детей, но их общее развитие. Поэтому я особое значение уделяю различным играм и игровой деятельности. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры.

                                      Слайды № 7.

 Эффективность оздоровительных минуток при сохранении здоровья школьников  

Физкультурные минутки — кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся.              

 Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8-20-й минуте занятия). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.                

 Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Двигательная активность ребенка столь естественная для него, позволяющая регулировать его мироощущения, накапливать свой жизненный опыт становится резко дефицитной в условиях школы, ограничивается не только формой (поза сидя), но и временем. А ведь психологами доказано давным-давно, что психическое напряжение может быть сброшено только посредством движения. Отталкиваясь от данного постулата, работа моя по сохранению здоровья детей пошла по наиболее простейшему и эффективнейшему пути. Гимнастика во время занятий позволяет моим воспитанникам снимать состояние усталости, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать возможность подвигаться.            

 Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Физминутки провожу в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными.

                        Слайды №8.

            Результатом  моей работы стала положительная динамика качества знаний с 43% до 53% и состояния здоровья детей:  на 20% уменьшилось пропуски занятий по болезни. Положительные тенденции наблюдаются по следующим группам заболеваний: снижение простудных заболеваний (с 24,1% до 9,5%), снижение воспалительных заболеваний горла (с 37,9% до 28,6%).          

Учащиеся стали более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности.        

В школе имеется медицинский кабинет, процедурный кабинет. В связи с обучением детей классов охраны зрения в школе оборудован офтальмологический и физиотерапевтический кабинеты, оснащенные компьютерным оборудованием. В школе осуществляется лечение по технологии БОС коррекции зрения, БОС «Здоровье» (дыхание). В школе есть врач-офтальмолог, сестра-ортоплеоптистка, сестра физиотерапевтического кабинета, медицинская сестра кабинета БОС коррекции зрения.                

В реализации своей педагогической деятельности по охране здоровья я тесную связь придерживаю также с родителями моих воспитанников: это систематический контроль за посещением детей лечебных кабинетов, выступление на родительских собраниях с вопросами об укреплении физического    здоровья детей и формировании потребности в здоровом образе жизни.          

 Следовательно, в формировании гигиенических навыков и развитии устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у школьников залогом успеха является глубоко продуманная организация учебно-воспитательного процесса. А также творческий подход самого педагога, его убежденность в том, что гигиеническое обучение и воспитание, основанное на достижениях современной физиологии, школьной гигиены, является одним из важнейших компонентов системы школьного воспитания культурного, здорового, всесторонне развитого подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Система формирования культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни».

Из опыта работы школы над проблемой   организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей....

Презентация "Формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у школьников".

Презентация к вступлению на тему "Формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у школьников"....

ЗАКАЛИВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКА И ЕГО МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В презентации представлены: основные принципы, правила и влияние на организм различных видов закаливания. Данная презентация  может использоваться, как методическое пособие при прохождеии новой ...

Программа «Развитие ребенка через привитие здорового образа жизни».

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитате...

программа по самообразованию: "Организация преподавания физической культуры с применением здоровьесберегающих технологий для формирования устойчивого интереса к здоровому образу жизни"

Новизна моего опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, использование валеологтческих приёмов для мотивации учащихся к здоровому образу...

Сертификат участника в цикле всероссийских семинаров по вопросам повышения эффективности программных мероприятий, направленных на формирование у детей и обучающейся молодежи устойчивых навыков и компетенций здорового образа жизни, проводимых в рамках прое

Сертификат участника в цикле всероссийских семинаровпо вопросам повышения эффективности программных мероприятий,направленных на формирование у детей и обучающейся молодежиустойчивых навыков и компетен...