Картотека пальчиковых игр
учебно-методический материал по теме

Триллер Наталья Робертовна

Пальчиковые игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pal._igry.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

 Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.

Прятки

В прятки мальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

Сорока

Сорока, сорока,

Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала:

«Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил.

Ничего не получил».

Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочерёдно каждый палец кроме мизинца.   Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки.

Идёт коза рогатая

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками топ-топ!

Глазками хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьёт,

Того коза забодает, забодает.

Правой рукой изображать рога, вытянув вперёд указательный палец и мизинец. Кончиками пальцев обеих рук ударять по столу или по коленям. Хлопать в ладоши.

На лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты дружок!

Сгибание пальцев на кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.

 

Поиграем в пальчики

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки – шевелить пальцами обеих рук.

Пальчик-мальчик

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.

Четыре братца

Идут четыре братца навстречу старшему.

-Здравствуй, большак!

-Здорово, Васька-указка,

Мишка-серёдка, Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка!

На вторую строчку соединять все пальцы в щепотку, затем соединять поочерёдно с большим остальные пальцы.

Улей

Вот маленький улей, где пчёлы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з!

Пальцы сжаты в клак, затем отгибать их по одному.

Черепаха

Вот моя черепаха, она живёт в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в клаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Оладушки

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке…

(И т. д., перечисляя всех детей.)

Загибать поочерёдно пальчики на обеих руках.

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

На первые строчки – поочерёдное сгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки – поочерёдное сгибание пальцев в кулачки, начиная с мизинца.

 

Замок

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Затем круговые движения «замочком», и показали ладошки.

Капуста

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения пальцами вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачёк. Сжимать и разжимать кулачки.

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачать в ритме стихотворения. Следующие две строки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. В последних строчках – соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединить, начиная с мизинца.

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт поочерёдно загибать пальчики на обеих руках.

 

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Загибать поочерёдно пальчики, начиная с мизинца.

Цветки

Наши цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивая кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперёд-назад.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

Повстречались

Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребёнка: «Иго-го!»,

Два тигрёнка: «Р-р-р!»,

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Прогулка

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвёртые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку большие пальчики как бы прыжками догоняют по столу. На  вторую строчку по столу двигаются указательные, на третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвёртую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими руками по поверхности стола.

Человечки

Побежали вдоль реки

Дети на перегонки.

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторить несколько раз).

Коза и козлёнок

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

За ней козлёночек бежит,

Колокольчиком звенит.

Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвёртую строчки – пальцы соединяются в щепотку, опущены в низ (изображать позванивание колокольчиком).

Зайцы

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные вытянуть и соединить. На вторую строчку – ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку – ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку – указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. На вторую строчку развести пальчики. На третью – ритмичное движение пальцами вместе-врозь. На четвёртую – ладони опущены вниз и тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы развести.

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноимённых пальцев. На вторую строчку – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. На третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. На четвёртую – то же, что на первую.


Птички

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

На первую строчку большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху соединить сомкнутые прямые остальные пальцы. На вторую – взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами. На третью – руки вверх, все пальцы широко расставить. На четвёртую – то же, что на первую.

Кошки и собаки

Вышла кошечка вперёд,

К нам идёт, хвостиком играет.

Ей навстречу из ворот

Две собаки выбегают.

На первую строчку – указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причём большой палец согнут сверху. На вторую – левой ладонью машем у основания правой кисти. На третью – большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. На четвёртую – указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе.

Считаем пальчики

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твоё богатство, друг.

Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.

Руки в стороны

Руки в стороны, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Выполнить движения согласно тексту стихотворения.

Мои весёлые пальчики

Мои пальчики расскажут,

Всё умеют, всё покажут.

Пять их на моей руке.

Всё делать могут,

Всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Бельё стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щиплют, ласкают,

Мои пальцы на руке.

На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ладоши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста.

Лодочка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурым волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Божьи коровки

Божьей коровки папа идёт,

Следом за папой мама идёт,

За мамой следом детишки идут,

Вслед за ними самые малышки бегут.

Красные юбочки носят они,

Юбочки с точками чёрненькими.

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

А если будет жарко им,

То спрячутся все вместе в тень.

На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую – обеими руками вместе. На пятую – поджать ладони, пальцы прижать друг к другу. На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – изобразить «солнышко» (руки поднять вверх и скрестить их, разводя пальцы врозь). На последние – спрятать пальчики обеих рук в кулачки.

Наши ручки

Где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

На первые три строчки – вытянуть руки вперёд, поворачивая кисти внутрь и наружу. На четвёртую строчку – спрятать ручки за спину. На последние четыре строчки – показывать различные движения руками (вращать кистями, помахивать пальчиками и т.д.).

Мы рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать кистями движения рыбок в соответствии с текстом.

Мы писали

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

На первые 2  строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На 3 строчку – пальчики «скачут» по столу. На 4– указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие 2 строчки пальчики «скачут» по столу. Затем – лёгкие движения кистями рук вправо-влево. На 9  строчку – «погрозить» пальчиком. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.

Лошадки

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый скакунок.

Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения.

Пылесос

Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

-Я жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу.

На первую строчку – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в положении «ладони вперёд». На вторую – то же, но ладони обращены друг к другу. На третью – другие движения всеми пальцами (соприкосновение кончиками пальцев).

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

На первые две строчки – ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строчку – развести руками. На девятую – погрозить пальчиком. На последнюю – имитировать бег пальцами по столу.

Голуби

Мы распахнём пошире дверь

И выпустим на волю голубей,

И, крыльями взмахнув легко,

Они взлетят высоко.

Вернувшись с полёта,

Воркуют друзья.

Жить без свободы

Птицам нельзя.

Руки скрестить на груди, затем резко развести в стороны, ладонями вверх. Затем выполнить махи руками, имитируя полёт голубей.

Котята

Один котёнок пьёт молочко.

Оно такое вкусное, что идёт

Ещё один котёнок.

Два котёнка пьют молочко.

Оно такое вкусное, что идёт

Ещё один котёнок.

Три котёнка пьют молочко.

Оно такое вкусное, что идёт

Ещё один котёнок и т. д.

Сжать пальцы в кулачки и разгибать по одному.

Лягушки

По дороге прыгала лягушка,

Повстречала свою подружку.

По дороге прыгали две лягушки,

Повстречали свою подружку.

По дороге прыгали три лягушки,

Повстречали свою подружку.

И т. д.

Сжать пальцы в кулаки и разжимать по одному.

Воробьи

Пять воробьёв на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел, их трое осталось.

Сидели втроём и немного скучали.

Один улетел, а двое осталось.

Сидели вдвоём и снова скучали,

Один улетел, и остался один.

Один посидел, да и взял, улетел.

Показать пять пальцев, а затем загибать по одному.

Умница

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Дети показывают указательный палец правой руки. Затем поочерёдно дотрагиваются им до пальцев левой руки, после чего каждый пальчик загибается.


Ловкий зайка

Один, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Руки сжаты в кулаки. На счёт 1-5 отгибаются пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному на счёт 1-5.

Этот пальчик – я…

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Пальцы сжаты в кулак. Отгибается сначала большой, затем указательный, средний, безымянный и мизинец.

Этот пальчик

…Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Пальцы разомкнуты. Поочерёдно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.

Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

Энергично сжимаем и разжимаем кулачки и показываем ладошки.

Большие ноги

Шли по дороге:

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

Медленные шагающие движения указательным и средним пальцами обеих рук. Затем быстрее движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку....

Картотека "Пальчиковые игры"

Данные пальчиковые игры собраны из различных источников: интернет, журналы, книги....

картотека пальчиковых игр по развитию речи

картотека пальчиковых игр по развитию речи по различным лексическим темам, средняя группа...

картотека пальчиковых игр

Развивая руки ребенка, мы развиваем его речь....

Картотека пальчиковых игр

Картотека пальчиковых игр...

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Пальчиковые игры по лексическим темам...