Первое родительское собрание в 5 А классе "Адаптация пятиклассников"
консультация (5 класс) на тему

Балык Татьяна Анатольевна

план родительского собрания и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_rod.sobranie_adaptatsiya.odt37.64 КБ
Office presentation icon pervoe_rod.sobr_adaptatsiya.ppt1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

 Оборудование:

1.  Столы в классе стоят по кругу.

2. Мультимедийная установка.

  1. Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

С точки зрения психолога...

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма.  Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое вос произведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренни ми.

 Представьте себе ситуацию:

«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.

Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

 Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе?

  Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Изменения в 5 классе: Смена позиции: «старший» в начальной школе → «самый маленький» в средней школе

Признаки успешной адаптации:

- ребенок легко справляется с программой;

     - удовлетворенность ребенка процессом обучения;

     -  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителям

Признаки дезадаптации:

- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

    - Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

   - Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

    - Нежелания выполнять домашние задания.

    - Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

    - Беспокойный сон.

    - Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

У тебя это не получится

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Способы преодоления тревожности:

- Не сравнивайте ребенка с окружающими.

     - Доверяйте ребенку.

     - Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

    - Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

   -  Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

   - Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

   - Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

   - Используйте наказание лишь в крайних случаях.

   - Не унижайте ребенка, наказывая его.

   - Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

   - Помогите ему найти дело по душе.

   - Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.

 Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», по Андрееву)

ИТОГИ использования методики изучения удовлетворенности  учащихся школьной жизнью (5А класс, 1 четверть)

               Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

 5 А класс – 17 человек(общее количество-21человек)

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Класс

Ученики

1

4

2

4

3

4

2

4

3

3

2

31

2

3

3

4

3

4

3

3

4

3

1

31

3

4

3

4

3

4

2

3

4

3

3

33

4

4

3

4

3

4

2

4

4

4

1

33

5

3

3

4

3

3

2

4

4

4

2

32

6

3

3

4

4

4

0

4

4

3

2

26

7

3

2

4

4

4

1

4

4

4

2

32

8

4

4

4

4

4

2

4

4

4

3

45

9

3

4

4

3

4

2

4

4

4

3

35

10

3

4

4

3

4

2

0

4

4

0

28

11

3

2

4

3

4

1

3

4

4

2

30

12

2

2

4

4

4

2

3

4

4

2

31

13

3

3

3

4

4

3

4

3

2

2

31

14

3

1

4

4

4

1

4

4

2

4

31

15

4

3

4

3

4

3

3

4

3

4

35

16

4

2

4

3

4

0

4

4

4

4

33

17

3

4

4

4

4

2

3

1

4

3

35

Итого

32

48

67

58

67

30

48

63

59

40

509

1,9

2,6

3,9

3,4

3,9

1,8

2,8

3 7

3,5

2,4

2,99

Коэффициент удовлетворенности 2,99 - средняя степень удовлетворенности

1 место  3,9 - В нашем классе хороший классный руководитель/У меня есть любимый учитель      2 место 3,7 – У меня есть любимый школьный предмет                                                                         3 место 3,5 - Я считаю, что школа готовит меня к самостоятельной жизни                                         4 место 3,4 – К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью                                        5 место 2,8  – В нашей школе есть все условия для развития моих способностей                              6 место  2,6– В школе у меня обычно хорошее настроение                                                                    7 место  2,4 – На летних каникулах я скучаю по школе                                                                          8 место  1,9– Я иду в школу с радостью                                                                                                    9 место  1,8 – В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение

  Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.

Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1.   Классному руководителю  продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4.  Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то труд ные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптиро ваться к обучению в пятом классе.

1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2.      По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вы зывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3.      С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по пред мету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организа ции общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в 5 классе Адаптация пятиклассников

Слайд 2

Представьте себе ситуацию: «Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»

Слайд 3

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс. С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

Слайд 4

Много учителей Новые виды домашних заданий Увеличения числа предметов Кабинетной системы Изменения в школьной жизни пятиклассника

Слайд 5

Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; новый классный руководитель; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;

Слайд 6

Изменения в 5 классе Смена позиции: «старший» в начальной школе «самый маленький» в средней школе

Слайд 7

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Слайд 8

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 9

Коэффициент удовлетворенности 2,99 - средняя степень удовлетворенности 1 место 3,9 - В нашем классе хороший классный руководитель/У меня есть любимый учитель 2 место 3,7 – У меня есть любимый школьный предмет 3 место 3,5 - Я считаю, что школа готовит меня к самостоятельной жизни 4 место 3,4 – К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью 5 место 2,8 – В нашей школе есть все условия для развития моих способностей

Слайд 10

6 место 2,6 – В школе у меня обычно хорошее настроение 7 место 2,4 – На летних каникулах я скучаю по школе 8 место 1,9 – Я иду в школу с радостью 9 место 1,8 – В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение

Слайд 23

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя: Слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования: У тебя это не получится Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слайд 24

Способы преодоления тревожности: Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!». Помогите ему найти дело по душе. Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.

Слайд 25

За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.

Слайд 26

Благодарю всех за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников в средней школе».

Переход  школьника из начальной школы в среднею - важный этап в жизни ребенка.  Наша задача, чтобы этот этап жизни младшего подростка прошел безболезненно. Цель родительского собрания: позна...

Разработка родительского собрания на тему: "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби...

Выступление на родительском собрании с сообщением "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дал...

Первое родительское собрание в 5 классе "Адаптационный период пятиклассников"

Тема: «Адаптационный период пятиклассников»Цели:·         расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;·...

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ НА ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ, КОТОРУЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПЕРВОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ...

Материал родительского собрания. Первое родительское собрание в 5 классе. 

Материал родительского собрания. Первое родительское собрание в 5 классе....