Зачем язычку гимнастика?
консультация на тему

Хрулёва Светлана Борисовна

Консультация для родителей. Зачем язычку гимнастика?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация17.63 КБ

Предварительный просмотр:

     Гимнастика для рук и ног - занятие нам привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит ,чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения ,именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать недостатков ( либо смягчить их и  облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.

Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: « Смотри, у  меня тоже не получается , давай попробуем вместе». С ребенком нужно заниматься ежедневно по 5-10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде игры.

 Во время занятий с ребенком нужно стараться быть терпеливым, спокойным, обязательно хвалить ребенка.

 Упражнения подбирает логопед, исходя из правильной артикуляции звука.

Они объединены в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определённых движений и положений губ, языка , с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука.

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Работа над звукопроизношением требует  системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов .

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики- упражнения для развития пальчиков или  пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную  деятельности речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую  гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Вот несколько примеров артикуляционных упражнений для растягивания уздечки:

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

 «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

 «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

 «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

 «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 «Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

        Подготовила логопед Хрулёва С.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарядка для язычка

Здесь собраны фонетические упражнения для речевой разминке по английскому языку; стихи....

Использование метода проекта на уроках русского языа и литературы.

В статье рассказывается об одной  из  новых педагогических технологий -методе проекта, как используют его на уроках и внеурочное время....

Язычок Коломбины

Презентация к уроку....

Сказка о Весёлом Язычке

В занимательной форме родители могут проводить артикуляционную гимнастику с ребенком дома....

"Превращения Язычка" (артикуляционная гимнастика)

Презентация для проведения артикуляционной гимнастики родителями (желательно перед зеркалом). Предлагаемые статические и динамические упражнения способствуют развитию произвольных движений языка ...

"Сказка о Весёлом Язычке"

На приложенной фотографии или в фотоальбоме на моём мини-сайте"Знакомьтесь. Мой логопедический кабинет", есть комплекс картинок  для выполнения артикуляционных упражнений, расположенных над рабоч...

"Сказка о Весёлом Язычке" (презентация)

Данная презентация - цель упростить совместное выполнение артикуляционных упражнений по ходу "Сказки". Рассказ текста сказки и показ правильного выполнения уартикуляционных упражнений вызывает сложнос...