Рекомендации и работа с родителями
материал по теме

Андрущенко Анатолий Никифорович

Рекомендации родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, АНКЕТЫ, ТЕСТЫ

РОДИТЕЛЯМ  И  УЧАЩИМСЯ

Педагог дополнительного образования при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:

  • к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  • изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Педагог должен постараться иметь следующую информацию о семье учащегося:

  • общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи педагог может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, соревнования.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с педагогом. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Педагогу следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых педагог сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с педагогом, посещать тренировки, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».

        Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

  1. Какого мнения вы о баскетболе и педагоге-тренере, в котором будет заниматься в дальнейшем ваш ребенок?
  2. Каким вы видите педагого-тренера своего ребенка?
  3. Каким бы вы хотели видеть спортивную секцию, в котором предстоит заниматься вашему ребенку?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе команды где будет тренироваться Ваш ребенок?
  5. В каких мероприятиях Вы бы смогли по участвовать вместе с секцией баскетбола, где занимается Ваш ребенок.
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

  1. С каким чувством удет Ваш сын или дочь на тренировку?
  2. Как чувствует себя ваш ребенок в социуме, после начала занятий в секции баскетбол?
  3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в баскетбольном общении?
    Назовите их.
  4. Как складываются отношения с учителями-предметниками, классным руководителем у вашего ребенка и знают ли учителя предметники и классный руководитель об увлечении вашего ребенка?
  5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в  вашего ребенка (кроме учебы)?
  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности в спортивном увлечении?

Анкета «Ваш ребенок»

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений  в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы  можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе, спортивной команде?
  3. Как ведет себя ваш ребенок дома после тренировок?
  4. Делится ли ваш ребенок с Вами впечатлениями о  спортивной тренировке, неудачах, пропусках занятий, конфликтах и т.д.?
  5. Приглашает ли Вас на  соревнования, турниры или другие спортивные мероприятия?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

Методика «Незаконченные предложения»

А)        Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

            Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:

  • Спортивная тренировка для меня - это...
  • Спортивная команда, в которой я тренируюсь - это...
  • Педагог-тренер для меня - это люди, которые...
  • Мои товарищи по команде - это...
  • Регулярные тренировки  для меня - это...
  • Предметы, которые мне нравятся, это...
  • Предметы, которые мне не нравятся, это...
  • Пропуски занятий по спортивной тренировке в основном объясняются:

 Предложения для родителей:

  • Спортивная тренировка, в которой занимается мой ребенок, это...
  • Спортивная команда, в которой занимается мой ребенок, это...
  • Товарищи моего ребенка - это..
  • Регулярные тренировки для ребенка - это.
  • Пропуски занятий спортивной тренировки в основном объясняются:
  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
  • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...

Тест «Я - родитель, я - приятель?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

1.        Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты.
Как вы поступите?

а)        выполните просьбу и смотрите передачу вместе;

б)        просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в)        не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г)        злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.

2.        Вы видите в своих детях:

а)        людей, равных себе;

б)        людей, копирующих вас в молодости;

в)        маленьких взрослых;

г)        благодарных слушателей.

3.        Какую прическу вы предпочитаете?

а)           которая больше всего вам подходит;

б)   которая отвечает последней моде;

в)   которая копирует чью-то прическу;

г)   которая копирует стиль ребенка.

4.        Немного о возрасте родителей:

а)        знают ли дети ваш возраст;

б)        вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;

в)        вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5.        Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?  

а)        стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;

б)        стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;

в)        стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;

г)        следуете своему пониманию стиля.

6.        Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или
дочь сделала пирсинг.  Как вы поступите?

а)        посчитаете это личным делом ребенка;

б)        станете подшучивать над его (ее) поступком;

в)        признаете, что это стильно;

г) сделаете то же самое.

7.        Если музыка звучит в доме на полную громкость:

а)        вы затыкаете уши ватой;

б)        уменьшаете громкость;

в)        миритесь с увлечением своего ребенка;

г)        включаете еще громче.

8.        Если вы спорите со своим ребенком, то:

а)        стараетесь ему не возражать;

б)        признаете его правоту;

в)        спорите до полной победы;

г)        уходите от спора.

9.        Ваш ребенок празднует день рождения:  

а)        вы вместе с ним за одним столом;

б)        оставляете ребят одних;

в)        обслуживаете детей за столом;

г)        уходите из дома.

10.Ребенок идет на дискотеку:        .

а)        вы идете вместе с ним;

б)        вы не разрешаете ему идти;

в)        вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;

г)        вы ограничиваете его во времени.

11.В общении со своими детьми вы:

а)        откровенны,

б)        закрыты,

в)        сдержанны,

г)        открыты.

12.В отношениях со своими детьми вы:    

а)        ведете себя как приятель;        

б)        как строгий судья;

в)        как друг;

г)        как родитель.

Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.

На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.

В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

Определение самостоятельности ребенка

Можно предложить родителям выполнить следующее задание - определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка.

Перечень действий ребенка родителям предлагается. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

Ваш ребенок делает

самостоятельно

Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения

Перечень действий:

  • собирается в школу;
  • выбирает себе одежду для школы и для праздника;
  • делает уроки;
  • определяет, с кем ему дружить;
  • готовит еду, если это необходимо;
  • убирает квартиру по собственной инициативе;
  • ходит в магазин за покупками;
  • помогает по дому и на даче;
  • приглашает друзей к себе домой;
  • определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки;
  • принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;
  • распоряжается денежными средствами, которые вы даете ребенку;
  • оценивает объективно себя и свои поступки;
  • сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;
  • терпимо относится к младшим братьям и сестрам;
  • помогает в воспитании младших.

Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

                  Методика «Типовое семейное состояние»

Цель

Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

Инструкция

Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните вашу семейную жизнь! Отметьте на каждой шкале свое состояние (как вы чувствуете себя чаще всего).

Бланк

Состояние

Шкала оценок

Состояние

Индекс

Довольным

0

1

2

3

4

5

6

7

Недовольным

У

Спокойным

0

1

2

3

4

5

6

7

Встревоженным

Т

Расслабленным

0

1

2

3

4

5

6

7

Напряженным

Н

Радостным

0

I

2

3

4

5

6

7

Огорченным

У

Нужным

0

I

2

3

4

5

6

7

Лишним

Т

Отдохнувшем

0

1

2

3

4

5

6

7

Усталым

Н

Состояние

Шкала оценок

Состояние

Индекс

Здоровым

Ч норовым

0

1

2

3

4

5

6

7

Больным

У

Смелым

0

1

2

3

4

5

6

7

Робким

Т

Беззаботным

0

1

2

3

4

5

6

7

Озабоченным

Н

Хорошим  

0

1

2

3

4

6

7

Плохим

У

Ловким

0

[

2

3

4

5

6

7

Неуклюжим

Т

Свободным

0

1

2

3

4

5

6

7

Занятым

Н

фамилия, имя, отчество __________________________________________

Обработка

Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом (Т, У, Н), суммируются. Чем выше значение, тем хуже чувствует себя родитель в семье.

У (общая неудовлетворенность).

Н (нервно-психическое напряжение).

Т (семейная тревожность).

Методика «Наказания в семье»

Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.

Педагогу необходимо интересоваться изучением  отношения  учащихся, и их родителей к применяемым  наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с педагогом только в том случае, если они ему доверяют.

Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:

Вид наказания

Наказывали вас в детстве (отметьте

знаками «+» или «-»

Отметьте те виды

наказания, которые вы используете в воспитании

Отметьте самые

действенные

I

    2

3

4

1. Ставили в угол

2. Прекращали общаться на длительный период времени

1

2

3

4

3. Применяли телесные наказания

4. Ограничивали свободу

5. Лишали любимого занятия

6. Читали бесконечные нотации

7. Стыдили при друзьях и знакомых

8. Оскорбляли и ругались

9. Лишали любимых лакомств

10. Ограничивали в покупках

11. Выгоняли из дому

Учащимся спортивной секции можно задать следующие вопросы:

  • Какие способы наказания используют родители в твоем воспитании?
  • Какие из них ты считаешь самыми действенными?
  • Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?
  • Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации при работе с интерактивной доской

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения любого предмета в школе. Применение интерактивных досок в сфере образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование инте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Рекомендации по работе с медиа публикацией на уроке английского языка

Советы в помощь при работе со статьей. Помогут анализировать ее поэтапно, правильно и вариативно употреблять лексические конструкции, представлять прочитанный материал логически целостно и грамматичес...

Рекомендации по работе с родителями

Рекомендации по работе с родителями...

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».

Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...