Родительское собрание "Наследственность или воспитание"
методическая разработка на тему

Николаева Ирина Вадимовна

Собрание проводилось для родителей 6 класса совместно с учащимися. Используются видеофрагменты мультфильма "Чертенок № 13" и фильма "Обыкновенное чудо". Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: «Наследственность и воспитания или Что влияет на развитие ребенка»

Актуальность: период полового созревания, формирование личностных установок, конфликтные ситуации, в которых проявляется характер учащихся – становятся частым явлением в жизни шестиклассников.

Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Подготовка и оборудование:  фрагмент фильма «Обыкновенное чудо», бланки тестов, лабораторная посуда для мини-экспериментов, несколько шарфов для упражнения «Статуя ребенка», ремень, пряник, чаши, листы для чаши терпения.

Организация пространства:

1. Встреча проходит в кабинете психологии.
2. Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидит психолог. Справа от ведущего располагается классный руководитель.
3. На столах для родителей чистые листочки, ручки, карандаши.
4. До начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная (релаксационная) музыка.
5. Родители /законные представители/ рассаживаются за столами произвольно.


  1. Вступительная часть. Интерактивная беседа.

 Чаша терпения

Вот чаша родительского терпения. Согласитесь, она никогда не бывает пуста.

А когда речь заходит о воспитании подростка…

А какие проблемы, чаще всего волнуют вас, когда речь касается Ваших методов воспитания? Что, по-вашему мнению, важнее – наследственность или приемы и стиль воспитания?

Для меня проблемой является сохранение своего авторитета в сложных для ребенка проблемах.

СМИНАЮ, ОПУСКАЮ В ЧАШУ

А у вас? Пожалуйста, озвучьте ваши варианты.

НАЗЫВАЮТ, СКЛАДЫВАЮТ  В ЧАШУ.

Думаю, стоит узнать и мнение детей по этому поводу.

Ребята,  а что для вас важнее  и имеет большее значение в отношениях  с родителями?

НАЗЫВАЮТ, СКЛАДЫВАЮТ  В ЧАШУ.

Мы видим, что проблем много, и вероятность, что чаша родительского терпения переполнится, возрастает. Чтобы это не произошло, от проблем не надо убегать, их надо решать. Попробуем?

Интерактив

Беседуя с родителями своих учеников, каждый педагог выслушивает немало объяснений того, откуда у детей берутся определенный характер, те или иные способности или какие-то привычки. И Я не исключение.

Но все эти объяснения сводятся в конечном итоге к четырем «теориям». Какая же из них ближе всего к истине и какой придерживаетесь вы.

Выберите одну из них и прикрепите свой стикер к соответствующему вашему выбору варианту.

  • Во всем виноваты ГЕНЫ
  • Воспитание – сила: метод кнута и пряника
  • Два – в одном: плохие гены от отца, хорошее воспитание – от мамы
  • А как же Бахи:

А перед вами, ребята, четыре атрибута воспитания:

  • витамин Р,
  • пряник «Тульский»,
  • Рупор – как символ громкой речи,
  • деньги – как символ подарков.

И вы, выберите тот метод, воспитания, который чаще всего применяют  ваши родители и прикрепите стикер.

Анализ выборов учащихся и родителей.


2. Определение стиля воспитания. Тестирование.

По поводу воспитания детей существует множество теорий, созданных в основном теми, кто детей не имеет. Те же, кто воспитывает собственных детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче — как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

Тест «Стратегия семейного воспитания» (приложение)

Тест модифицирован для детей и родителей, в завершении работы обмениваются результатами и сравнивают «взгляды»

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Характеристику стиля воспитания раздаю

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

в завершении работы обмениваются результатами и сравнивают «взгляды»


  1. Исследование: наследственность или воспитание,

что влияет на развитие ребенка.

Проведем наблюдение за сходством детей и родителей в ваших семьях.

Каждый родитель гордится тем, что  ребенок похож на него! И речь не только о внешнем сходстве - зачастую дети перенимают, мимику, привычки и манеру поведения родителей, их отношение к жизни. Поэтому права народная мудрость - яблоко от яблони не может упасть очень далеко.

Обратная связь – на кого походи дети – на мам или на пап – внешне, по характеру.

Фрагмент фильма «Обыкновенное чудо»

Проверим экспериментально влияние разных методов на воспитание (предполагается что самыми распространенными и дети и родители назовут запреты и слова)

ЗАПРЕТЫ:

- Давайте разыграем сценку, которая называется "Статуя-ребенок", с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

Один родитель - мой ребенок. Присутствующие делятся на шесть групп и получают фразы для запоминания, которые я буду говорить во время игры.

"Ты - моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

- Мама, а что там такое, посмотри! - говоришь ты.

- Некогда, смотри под ноги, вечно крутишь головой. Перестань глазеть! - я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально - он закрывает глаза, как приказала мама. (Шарфом завязываю глаза.) И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

- Мама, а кто такой дядя Юра?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как тебе не стыдно подслушивать! Закрой уши! (Завязываю уши.)

Мы выходим из автобуса и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

- Ой, какой сегодня день! Мам, меня Маша будет ждать, я ей пообещала принести ластик, тот, что:

- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Быстро рот закрой! (Завязываю рот.)

Мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

- Что у тебя за руки, что ты их вечно куда-то суешь, не можешь без этого! Убери руки! (Завязываю руки.)

Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

- Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай мне руку! Не руки, а крюки - ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань! (И в этот момент все произносят громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

- Что ревешь?! Что ты плачешь? Нечего реветь! Только позоришь меня! Перестань реветь, я кому сказала! (Завязываю сильно живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.

Я недовольно всем что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получилось, и причем обязательно хорошо.

- Что чувствует ребенок и можете ли чувствовать вообще в данной ситуации?

- Что хочется развязать ребенку в первую очередь и почему?

- О чем думает ребенок? Как себя чувствует ребенок, когда все вокруг начали приказывать ему?

РЕЧЬ:

Фотопрезентация эксперимента о влиянии речи на воду и рис (результаты работы на спецкурсе)

ПОНИМАНИЕ:

Фрагмент мультфильма «Чертенок № 13»

Про зайца (Читают С. Крылова, Ю. Бунакова)

Я тебя люблю вот так! – и развел руками

А вот как я тебя люблю! – мать ему сказала,

Развела руками и тоже показала.

- Это очень много, - прошептал зайчишка,

- Это очень, очень много, много, но не слишком….

- Я тебя люблю вот так! – зайчик улыбнулся

И на травке-мураве перекувыркнулся.

- А вот как я тебя люблю! - мамочка сказала,

Кувыркнулась, обняла и поцеловала.

- Это очень много, - прошептал зайчишка,

- Это очень, очень много, много, но не слишком….

Так прошел веселый день,

 В час, когда смеркалось,

Желто-белая луна в небе показалась.

Ночью нужно детям спать

Даже в нашей сказке,

Зайчик маме прошептал,

Закрывая глазки:

- От земли и до луны, а потом обратно –

Вот как я тебя люблю!

Разве непонятно?...

Подоткнув со всех сторон зайке одеяло,

Тихо-тихо перед сном мама прошептала:

- Это очень-очень много, это так приятно,

Когда любят до луны,

А потом обратно….

Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя.

Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя.

Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни.

Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни.

Ребенок – существо социальное.

Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество.


В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
http://www.606708.ru/upload/2374.jpg

Уважаемые родители!

Каждый из вас гордится тем, что  ребенок похож на него! И речь не только о внешнем сходстве - зачастую дети перенимают, мимику, привычки и манеру поведения родителей, их отношение к жизни. Поэтому права народная мудрость - яблоко от яблони не может упасть очень далеко.

Приглашаем вас на собрание «Наследственность и воспитание

или Что влияет на развитие ребенка»

19 февраля 2013 года (вторник)

в 18.30 каб. № 315!

С уважением, Ирина Вадимовна

http://www.606708.ru/upload/2374.jpg

Уважаемые родители!

Каждый из вас гордится тем, что  ребенок похож на него! И речь не только о внешнем сходстве - зачастую дети перенимают, мимику, привычки и манеру поведения родителей, их отношение к жизни. Поэтому права народная мудрость - яблоко от яблони не может упасть очень далеко.

Приглашаем вас на собрание «Наследственность и воспитание

или Что влияет на развитие ребенка»

19 февраля 2013 года (вторник)

в 18.30 каб. № 315!

С уважением, Ирина Вадимовна

  http://www.606708.ru/upload/2374.jpg

Уважаемые родители!

Каждый из вас гордится тем, что  ребенок похож на него! И речь не только о внешнем сходстве - зачастую дети перенимают, мимику, привычки и манеру поведения родителей, их отношение к жизни. Поэтому права народная мудрость - яблоко от яблони не может упасть очень далеко.

Приглашаем вас на собрание «Наследственность и воспитание

или Что влияет на развитие ребенка»

19 февраля 2013 года (вторник)

в 18.30 каб. № 315!

С уважением, Ирина Вадимовна


Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!


Во всем виноваты гены

«Мой сын ведет себя как девчонка – всего боится, постоянно плачет. Моя супруга такая же – чуть что, сразу в слезы. Я сначала его наказывал, хотел воспитать из него настоящего мужчину, а он еще больше становился похожим на мать. Когда понял, что все бесполезно, перестал пытаться его перевоспитать. Видимо, ему по наследству передалась от матери слезливость и боязливость. Это не я ведь виноват в том, что он таким растет?» – спрашивает отец мальчика в надежде услышать утвердительный ответ.
Этот папа скорее всего придерживается теории о том, что в развитии ребенка все зависит от наследственности, что воспитание не играет большой роли, потому что перевоспитать заложенные генетически черты характера невозможно. Сторонники этой теории все положительные качества ребенка обычно приписывают «хорошей наследственности», а все отрицательные – «плохой». Причем мамы чаще всего говорят, что плохое передалось ребенку от отца, а папы – наоборот. Часто споры о том, чья наследственность хуже, перерастают в конфликт между супругами. Заметим, что конфликт этот возникает абсолютно на пустом месте.
Но прежде чем дать тот или иной ответ нашему отчаявшемуся папе, давайте попробуем разобраться, действительно ли его теория верна. Опыт воспитания своих детей, опыт наших знакомых показывает, что дети действительно очень часто вырастают похожими на родителей. Наглядный пример – семьи известных и талантливых людей, где на протяжении нескольких поколений могут проявляться незаурядные способности. Как, например, в семье композиторов Бахов.
И напротив, у родителей необразованных, склонных к чрезмерному употреблению алкоголя, дети вырастают ничем не лучше. Ведь все мы знаем, что яблоко от яблони недалеко падает. Но всегда ли это так? А может ли на яблоне вырасти груша?
Может! Некоторые дети талантливых людей идут совсем по иному пути развития и абсолютно не похожи на своих родителей. Так что, пожалуй, семейство Бахов – скорее исключение, нежели правило. Встречаются и семьи неблагополучные, бедные, с «трудными» и необразованными родителями, в которых вырастают хорошие и умные дети.
Однако вера в то, что наследственность играет решающую роль в развитии ребенка, выгодна некоторым мамам и папам. Это отчасти снимает с их плеч ответственность за воспитание. Действительно, зачем мучиться, искать подходы к ребенку? Легче опустить руки, обвинив супруга или бабушек-дедушек в «плохих» генах. Вот и наш папа пытается переложить вину за характер ребенка на свою супругу. А так ли уж он не виноват в том, что ребенок его растет плаксой? Давно доказано, что слишком суровые методы воспитания из мальчиков «настоящих» мужчин могут привести к развитию у детей прямо противоположных черт характера – зависимости, податливости и тревожности.
С другой стороны, мальчик, сталкиваясь со сложной ситуацией, может просто выбирать стратегию поведения, которой чаще всего придерживается его мама – то есть копирует ее, бросаясь в слезы. И в том и в другом случае боязливость и плаксивость мальчика не являются врожденными чертами характера. Так что нашему папе искать себе оправдание в «скверной» маминой наследственности ребенка не стоит, лучше задуматься о том, какие условия воспитания мальчика в семье способствуют появлению у него страхов и излишней эмоциональности.


Воспитание – сила!

«Я считаю, что из ребенка можно вырастить кого угодно, если приложить все усилия. Главное, не пускать воспитание на самотек. Я вот всегда мечтала воспитать из дочери балерину – отдала ее на танцы с малых лет, водила на выступления и балет, дома сама с ней музыкой занималась. Но закончив школу, она решила поступать учиться на… дизайнера. Видимо, мало я ее в детстве все-таки заставляла заниматься, все жалела. Я сама виновата в том, что дочь отказалась продолжать заниматься танцами», – рассказывает мама студентки.


Это уже другая, прямо противоположная первой, теория развития: с помощью правильно поставленного воспитания из ребенка можно вырастить кого угодно. Узнать таких мам и пап легко – обычно они интересуются различными методами воспитания и новаторскими методиками обучения, слишком много сил и денег вкладывают в создание благоприятных условий для развития ребенка с самого раннего возраста.
Родители попроще используют старую и проверенную не одним поколением систему кнута и пряника, что очень напоминает дрессировку. И действительно, детеныша животного, если его правильно дрессировать с рождения, можно научить каким угодно цирковым трюкам. Но можно ли так же выдрессировать ребенка? Некоторые считают, что можно.


А если не получается, как у этой мамы? Если вкладываешь всего себя в воспитание сына или дочери, а они вырастают совсем не такими? По-прежнему считая, что воспитание – это сила, мы начинаем винить самих себя в том, что приложили недостаточно усилий. Мы начинаем чувствовать себя неполноценными родителями, которые не сумели справиться со своей главной ролью – воспитать ребенка таким, каким надо. Вот только кому надо?


Кому было надо, чтобы дочь стала балериной? Девочке или маме? Ответ очевиден. Мама приложила для этого массу усилий. Но дочь «изменила» маме и выбрала иной путь дальнейшего профессионального развития. Для мамы же это означало, что она не сумела воспитать дочь, что она – мать-неудачница.


Что же получается: с помощью воспитания можно вырастить из ребенка кого угодно, словно вылепить его из куска глины, и просто некоторые взрослые не умеют правильно воспитывать детей? Или эта теория не всегда оказывается верна, и есть семьи, где, как бы грамотно родители ни воспитывали своих детей, те не оправдывают надежд. Тогда, может быть, на развитие ребенка одинаково сильно влияет и воспитание, и наследственность?


Два в одном

«Я его и на спортивную гимнастику записала, и в художественную студию он у меня ходит. Благодаря мне научился рисовать, подтянулся по физкультуре в школе. Но скольких трудов мне стоит заставить его ходить на все занятия, потому что сам он себя заставить не может – ему лень напрягаться. Это у него все от отца – тот тоже настоящий лентяй. А с наследственностью не поспоришь», – жалуется на 12-летнего сына и его «плохую наследственность» мама.


Раскритиковав отцовскую наследственность ребенка, мама все его успехи приписала собственным воспитательным усилиям. Это пример еще одной теории. Такие родители считают, что на развитие ребенка одинаково сильно влияет и наследственность, и воспитание. Как правило, все успехи своих детей и их положительные качества взрослые объясняют тем, что хорошо воспитали ребенка, а любые негативные проявления объясняют наследственностью. Не правда ли, очень удобная позиция? «Я хороший родитель, ведь я приложил огромные усилия для воспитания ребенка и вырастил из него хорошего человека, но его отвратительный характер передался ему по наследству, тут уж я бессилен» – такой взгляд помогает сохранить родительскую самооценку на высоком уровне.


Может, здесь есть рациональное зерно? Если нельзя сказать, что на развитие ребенка влияет только наследственность или только воспитание, то вполне разумно предположить, что влияет и то и другое вместе. Но и здесь есть одно «но». А как же тогда объяснить случаи, когда при отличном сочетании воспитания ребенка (мама и папа – заботливые, чуткие, внимательные) и прекрасной наследственности ребенок имеет проблемы в развитии или вообще вырастает полной противоположностью родителям? Как говорится – необъяснимо, но факт. А так ли уж необъяснимо?


А как же Бахи?

«Мне кажется, что ни наследственность, ни воспитание не влияют так сильно на развитие детей, как это принято думать. У меня пример: в семье моих друзей – порядочных образованных людей, которые дали отличное воспитание своему ребенку, сын в итоге вырос разгильдяем и бездельником – учиться нигде не хочет, лишь бы с друзьями по улице днем и ночью гулять. А например, в классе моей дочери есть мальчик, у которого родители алкоголики и вообще семья крайне бедная. Несмотря на это мальчик неплохо учится, старается и в школе ведет себя хорошо. Да и на собственном опыте я убедилась, что пока дочь сама не захочет чему-то научиться, заставлять ее или переубеждать бесполезно», – размышляет мама одной школьницы.
И надо сказать, что к истине она ближе всего. Потому что никто из предыдущих мам и пап ни разу не упомянул о том, что ребенок может сам влиять на ход своего развития. Конечно, чем младше ребенок, тем больше роль родителей в его развитии и воспитании. Малыши подчиняются мамам и папам и в большинстве случаев с удовольствием усваивают родительские истины, часто подражают родителям, непроизвольно развивая у себя похожие черты характера. Но с возрастом он становится более критичным к самому себе, и если его что-то в себе не устраивает, он может намеренно попытаться изменить себя. Этот процесс так и называется – самовоспитание. Способность к самовоспитанию появляется у детей ближе к подростковому возрасту, когда дети могут отказаться от родительских принципов и ценностей.
Даже если ребенку по наследству передаются задатки каких-то способностей – музыкальных, танцевальных, математических или других, – то их развитие будет зависеть от того, насколько он сам захочет развить их в себе и какие усилия для этого приложит. Без этого самые выдающиеся врожденные задатки могут зачахнуть и все воспитательные усилия родителей пойдут насмарку.
Означает ли это, что родители бессильны повлиять на развитие ребенка? Нет, это означает лишь то, что нам не следует думать, будто мы всесильны и только от воспитания или генов зависит то, каким вырастет ребенок. Чем он взрослее, тем в большей степени он сам выбирает свой жизненный путь, прилагает усилия для достижения поставленных перед собой целей, подражает тем или иным близким людям. И если у него появятся интересы и черты характера, которые мы в нем не воспитывали, способности, которые мы целенаправленно не развивали – это вовсе не означает, что здесь обязательно есть наша вина или наша заслуга. Просто пришло время, когда сын или дочь сами стали решать, в каком направлении им хочется развиваться дальше.
Это совсем не означает, что теперь маме и папе следует полностью отстраниться от воспитания ребенка. Ему в любом возрасте нужна поддержка родителей. Не дрессировка, не навязывание своих идеалов, а помощь в саморазвитии и самосовершенствовании. Конечно, можно заставить ребенка заниматься тем, чем хочется его родителям, другими словами – «сломать» ребенка. Но в будущем такой человек может так и не научиться самостоятельно менять себя и воспитывать в себе нужные качества и способности, если рядом не будет того, кто бы направлял его привычным кнутом и пряником.
А как же Бахи? Думается, что если бы дети в этой семье не прилагали собственных усилий для обучения музыке, вряд ли они стали бы известными композиторами. И если бы маленький Иоганн в свое время предпочел музыке живопись, мы бы не наслаждались сейчас его музыкальным гением. Но мальчик решил продолжить заниматься музыкой и посвятить ей всю жизнь, приложил самостоятельные усилия для того, чтобы достичь своих целей. Его решение и усилия – это уже проявление самовоспитания и саморазвития. Поэтому прав тот, кто однажды сказал: «Талант – это 1% способностей и 99% пота». Заметьте, не родительского пота.

СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.


ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

http://psy.1september.ru/2000/05/ris-3.gifhttp://psy.1september.ru/2000/05/ris-3.gif

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВhttp://psy.1september.ru/2000/05/ris-3.gifhttp://psy.1september.ru/2000/05/ris-3.gifhttp://psy.1september.ru/2000/05/ris-3.gif

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родительская любовь и воспитание"

Очень интересное родительское собрание. Хорошо подобран материал....

Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»

помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему...

Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»

Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»...

Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»

Цели:           1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;           2. Помоч...

Материал к родительскому собранию "Родительская любовь и воспитание"

Цель проедения родительского собрания на тему "Родительская любовь и воспитание":1. выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;2. помочь родителям проанализировать свое родительское...