Родительское собрание на тему « Родительская любовь и воспитание. Я и мой ребенок»
методическая разработка (5 класс) по теме

Светлана Николаевна Скворцова

В форме интерактивной беседы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в форме мастер – класс на тему

« Родительская любовь и воспитание. Я и мой ребенок»

Цель: (слайд № 3) помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.

Задачи: (слайд № 3)

1. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.

2.Вывести формулу успешности выполнения роли родителей.

3.Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

4. На основе предложенного практического материала познакомить с особенностями и проявлениями родительской любви к ребенку, определить значимость этого понятия для детей и родителей.

Оборудование:

- презентация к родительскому собранию;

-бумага, ручки для индивидуальной работы родителей;

-памятка - конспект собрания;

-листы ватмана с нарисованным солнышком, маркеры;

- карточки с заданиями для групповой работы. 

Предварительная подготовка:

За 3 недели до собрания в классе:

1.  Проводится анкетирование «Моя семья»;

2. Дети пишут мини – сочинение на тему: «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…».

3. Выполняют рисунок – «фотографию», изображая самый счастливый момент семейной жизни.

Эпиграф к родительскому собранию  ( Слайд № 2)

« Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание – это терпение. Понимать, принимать, терпеть…Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю».

С. Соловейчик

Ход собрания

1. Беседа.

Добрый день. У нашего собрания необычная тема. Какими бы не были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос « любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим, и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как – то задумываться не приходилось.

Внутри нас есть, образно говоря, некий  «видеомагнитофон», который постоянно включен и на который записывается абсолютно все -- каждая наша мысль, каждое чувство, каждое наше желание, хотим мы того или нет, но в человеке, в его под сознании действительно ВСЕ-ВСЕ остается. И это ВСЕ не просто оседает в памяти: каждая наша недостойная мысль, каждое наше греховное желание, каждое наше подозрение — все сохраняется в нас! Да не просто сохраняется и лежит «мертвым грузом», но живет в нас и на подсознательном уровне воздействует на наше поведение.(слайд №4)

Поэтому слова Ф.М.Достоевского о воспитании детей именно в этом контексте очень хорошо понимаются. Задача родителей — сделать все от них зависящее, чтобы в памяти детей, в их сознании и, что гораздо важнее, в их подсознании осталось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью, правдой.

Нравственный облик ребенка зарождается в семье, за порогом родного дома. Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитетен и кто не имеет на него влияния—все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу  нравственного созревания.

Нравственность  и духовность ребенка возможны  только там,  где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившемся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают, и поддержка эта правдивая, честная, справедливая и оптимистичная.

Основа нравственного и духовного воспитания— это наличие атмосферы правдивости, справедливости и объективности в семье, это отсутствие у ребенка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребенок не должен бояться, но должен стыдиться за свой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать. Это необходимо  для того, чтобы больше никогда ничего подобного с ним не произошло.

Вопрос о значении и роли семьи в нашей жизни должен рассматриваться в контексте самого важного—что есть человек, в чем его призвание. Семья, таким образом, является частью более широкого служения человека. Основная задача нашего служения в земной жизни - научиться любить. Воспитание в семье обязательно включает в себя нравственный аспект: явление определяется как  духовное, если оно помогает человеку возвысить свои добрые качества.

Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.

Работать мы будем эффективно, для этого нам необходимо обсудить правила работы. ( Слайд № 5)

1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2. У нас нет зрителей, работают все.

3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.

4. Доверьтесь нам как друзьям.

Принимаем правила? Давайте работать.

(можно другой вариант)

Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, который предложил родителям журнал « Воспитание школьников»

Возьмите лист бумаги и ручку. Поставьте в строчку, через запятую, числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, « отчасти», « иногда» - 1 балл, « нет» - 0 баллов.

Отвечайте на вопросы, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.

1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2.Говорят ли дети с вами « по душам», советуются ли « по личным  делам» ?

3.Интересуются ли они вашей работой?

4.Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6.проверяете ли вы, как они учат уроки?

7.Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9.А « детские праздники» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их « без взрослых»?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11.А телевизионные передачи и книги?

12.Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?

13.Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Считаем количество набранных баллов.

Готовы получить оценку ( Слайд № 5)

Итак: 

Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

3. Анализ родительских ошибок.

Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребенком. Нисколько не сомневаюсь в том , что все вы набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему  самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще чуть – чуть и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой – нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастается в огромный овраг.

Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на группы. Предлагаю назвать по очереди времена года: зима, весна, лето, осень. Сядьте по группам.

1.Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 5 ошибок в воспитании, которые он когда – либо совершал. У вас 3 минуты.

2.Объединитесь в группу, обсудите и выберете 5 общих ошибок в воспитании. Запишите их на листе. Обсудите , кто сейчас представит вашу работу для всех. У вас 10 минут. По истечении времени кто – то из группы докладывает  о работе, вывешивая плакат на доску. После информации всех групп, выделяются общие ошибки.

3. Давайте выберем общие ошибки, которые присущи родителям.

4.На самом деле педагоги выделяют 10 ошибок в воспитании, которые все когда – либо совершали. Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов. ( Слайд №7) Приложение № 1

1.Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я  

                                                               больше любить тебя не буду»

2.Безразличие.                                « Делай, что хочешь, мне все равно»

3.Слишком много строгости.        «Ты должен делать то, что я тебе сказала,

                                                              потому что я в доме главная».

4.Детей надо баловать.                 «Пожалуй, я это сделаю сама. Моему  

                                                               малышу  это пока не по силам».

5.Навязанная роль.                         «Мой ребенок – мой лучший друг»

6.Больше денег – лучше               « Мы слишком стеснены в средствах, поэтому

воспитание.                                       не можем себе позволить даже побаловать  

                                                             ребенка, постоянно приходится ему во всем

                                                             отказывать. Словом, будь у нас больше  

                                                              денег, мы были бы лучшими родителями».

7.Наполеоновские планы.             «Мой ребенок будет заниматься музыкой  

                                                               (теннисом, живописью), я не позволю ему

                                                               опустить свой шанс».

8.Слишком мало ласки.               «Поцелуи и всякие нежности не так уж и  

                                                             важны для ребенка».

9.Ваше настроение.                      « Можно это или нет? Это зависит от вашего

                                                               настроения».

10.Слишком мало

времени для воспитания             « К сожалению, у меня совсем нет времени

ребенка.                                            для тебя».

4. Анализ форм проявления любви к ребенку.(слайд №8)

Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учится на чужих  ошибках, не правда ли ? Давайте же рассмотрим наши достоинства в воспитании и выведем формулу успеха. Я предлагаю вам вновь собраться в группы за столами и выполнить упражнение. Оно называется « в лучах родительского солнца».

1.Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем имя. Теперь от этого символа рисуйте поочередно  лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос « Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?» Пожалуйста, работайте, у вас три минуты!

2. Обсудите  ваши достоинства в группе, сравните, найдите общее и нарисуйте такое солнышко для группы, выписав на его лучи все ваши достоинства.

3. На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Начинает первая группа. Она выписывает 5 качеств, следующая продолжает, выписывая другие 5, и так пока на доске не будут выписаны все ваши проявления любви к своему ребенку. Чур, не повторятся!

Посмотрите, какое наше  родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно. Предлагаю вам вслушаться в форму любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом.(слайд №9)

 « Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать».

У нас с вами получился насыщенный разговор, проделана огромная работа,   в конце которой  мне бы хотелось предложить вам  закончить следующие  предложения:

 (слайд №10)

        В процессе сегодняшнего совместного обучения  я сделал для себя такой вывод, …

        Мне не понравилось…

Родители  свободно высказываются  по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.

         - В итоге нашего разговора мне хочется раздать вам конверты, в которых лежат рассуждения ваших детей на тему «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…». Я думаю, что вам  будет над чем поразмыслить прочитав эти  сочинения. Но не забывайте о секретности письма и не обсуждайте его с ребенком. Эта информация лично для вас.

    -В заключении хочется сказать: Помните,  что главным условием целостности семьи и прочности  духовных основ,  заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям.   Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для  тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых.  Помните: Без любви все – ничто! (слайд №11-12)

Памятка – советы родителям « Азбука воспитания»

1.Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить.

2.Не будьте безразличными.

3.В воспитании не должно быть слишком много строгости.

4. Не балуйте детей.

5.Не навязывайте своему ребенку какую – то определенную роль.

6.Хорошее воспитание не зависит от количества денег.

7.Не стройте « наполеоновские планы»

8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.

10. Уделяйте время своему ребенку каждый день, будьте открыты для общения с ребенком.

Памятка – советы родителям « Азбука воспитания»

1.Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить.

2.Не будьте безразличными.

3.В воспитании не должно быть слишком много строгости.

4. Не балуйте детей.

5.Не навязывайте своему ребенку какую – то определенную роль.

6.Хорошее воспитание не зависит от количества денег.

7.Не стройте « наполеоновские планы»

8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.

10. Уделяйте время своему ребенку каждый день, будьте открыты для общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"

Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (УСТАНОВОЧНОЕ) ТЕМА: «Роль семьи в воспитании ребенка»

Родительское собрание-установочное позволяет сблизиться педагогам и родителям, которые работают над одной проблемой - "Воспитание детей"...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....

Родительское собрание на тему "ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА"

Ниже представлена презентация, а так же раздаточный материал для проведения родительского собрания...