Родительское собрание на тему "Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации ребенка"
материал (9 класс) на тему

Бирюкова Анфиса Раильевна

Конспект родительского собрания в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации ребенка. Профилактика употребления ПАВ»

Классный руководитель 9Б класса

Бирюкова А.Р.


Цель: дать родителям представление о социализации личности ребенка; рассмотреть влияние семьи  на особенности социализации современного ребенка.

Задачи:

  1. Выявить направления социализации ребенка.
  2. Проанализировать данные анкетирования учащихся по изучению социализированности личности.
  3. Выявить проблемы социализации.

  1. Открытие собрания – заместитель директора по учебной части Щекочихина Н.В.
  2. Роль семьи и школы в социализации ребенка – Бирюкова А.Р.
  3. Профилактика ПАВ – Краснова Т.Н.
  4. Текущая успеваемость.
  5. Разное.
  6. Подведение итогов собрания. Вынесение решения.

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание посвящено важной теме  «Сотрудничество семьи и школы – важное условие социализации ребенка».

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

«Ученик – учитель – родители» - это три слагаемых важнейшего направления в воспитательном процессе.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.


Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего.

Но в чём заключается  «успешность»? Какими качествами должен обладать успешный Ученик? Ученик должен получать удовольствие от учёбы. Когда мы удовлетворены – мы счастливы. Когда мы счастливы - мы достигаем желаемого. Достигнув желаемого - мы успешны.

 Согласно Толковому словарю В. Даля под успехом понимается: достижение целей, решение задачи; удача. Успех- это умение добиваться поставленных целей, получая от этого удовольствие.       

Сегодня мы проведем родительское собрание в форме круглого стола. Разделимся на три группы «Учитель», «Ученик», «Родители». И постараемся рассмотреть проблему сотрудничества семьи и школы с разных позиций.

Представьте, что вы: ученики, учителя, родители.

Итак, мы сказали, что и родители и учителя стремятся к тому, чтобы ученик был успешен.

Так какой же он, успешный ученик?

Пишут характеристики успешного ученика на лепестках и наклеивают  вокруг смайлика. (каждая группа со своей позиции)

Успешный человек:

- характерны внутренняя уравновешенность и гармония,

- согласие с самим собой;

- это человек, умеющий ладить с окружающими

-  человек, реализовавший свои способности, умеющий ставить цели и достигать успеха в поставленных задачах.

- здоров физически, нравственно и душевно,

-  хорошо учился, получил самое лучшее образование,

-  приобрел профессию, обеспечивающую материальный достаток и социальный статус,

- был счастлив в семейной жизни,

- окружен верными друзьями, пользовался всеобщим уважением.

Прочитайте, что у вас получилось?

Итак, с позиции учителя, ученика и родителей можно создать единый образ успешного человека: успешный человек, которым мы хотим видеть нашего ребенка -  это человек, для которого характерны внутренняя уравновешенность и гармония, согласие с самим собой; это человек, умеющий ладить с окружающими; человек, реализовавший свои способности, умеющий ставить цели и достигать успеха в поставленных задачах.

 Успешный ученик счастлив,  здоров физически, нравственно и душевно, хорошо учится, получит самое лучшее образование, приобретёт профессию, обеспечивающую материальный достаток и социальный статус, будет  счастлив в семейной жизни, окружен верными друзьями, пользуется  всеобщим уважением.

Что необходимо родителям и учителям, чтобы воспитать успешного ученика?

Напишите какими качествами должны обладать родители и учителя, чтобы воспитать успешного ученика? (родители пишут качества учителя, учителя пишут качества родителей, а ученики – качества и тех и других)

Что необходимо успешному учителю чтобы создать успешного ученика?

 1. Чётко управлять учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников.

 2. Хорошо знать и любить свой предмет.

 3. Уметь терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует. Учить, предпочитая тёплое, человеческое общение с учениками.

 4. Быть всегда организованным, собранным, активным, энергичным, подготовленным к работе.

 5. Считать своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания.

 6. Владеть образовательными технологиями, уметь объяснять, спрашивать, организовывать работу учеников, применяя разные методы.

Качества родителей, способных воспитать успешного ученика:

  • Способность выявить возможности ребёнка.
  • Умение создавать условия для всестороннего развития личности.
  • Терпимость к своему ребёнку.
  • Способность быть примером.
  • Умение поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребёнка.
  • Быть в контакте с социумом ребёнка (школа, друзья, знакомые, учителя и др.)

Давайте сравним ответы. Есть общие? Конечно: терпение, сдержанность, внимание к личности ребёнка, быть примером (должны быть и родители и учителя), профессионализм и др.

А теперь вернёмся к басне:

Кто виноват из них, кто прав

Что воз и ныне там?

Цель у родителей и учителей одна: воспитать успешного ученика, ученик хочет быть успешным. Что нужно для того, чтобы сдвинуть этот воз к цели: «Успешный ученик». Напишите свои пожелания и положите их в наш воз.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Теперь все ваши пожелания перемешаем и получится рецепт воспитания успешного ученика:

Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же Юмора, посыпьте Добротой, добавьте как можно больше Веры и Надежды, всё хорошо перемешайте. Затем полученный состав положите на отрезок отведенной вам жизни и щедро делитесь со всеми окружающими вас людьми!

Если мы все (учителя, родители, ученики)  будем применять этот рецепт, то наш воз сдвинется с места к цели «Успешный ученик».

Давайте прочитаем реплику о молодых людях одного очень известного человека: « Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты , не уважает старших. Дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу и изводят учителей?»

Как вы считаете, кому может принадлежать это высказывание и о  молодёжи какого века идёт речь?

Эти слова принадлежат Сократу, такой он видел молодёжь 5 века до н.э.

Вывод: Испокон веков молодое поколение вызывало у взрослых негодование и шокировало своим грубым поведением. Нынешняя молодёжь также любит красивую жизнь, имеет дурные манеры и не уважает старших.

С одной стороны, нет повода для волнения- всё происходит точно также, как и 26 веков назад.

Но с другой стороны наших детей окружает сейчас море соблазнов, среди них алкоголь и наркотики, которые могут разрушить их молодые жизни.

Учёные подсчитали, что так повально пьянствовать, как сейчас России осталось 20-30 лет. Наркомания может ускорить наступление этой катастрофы в 2-3 раза.

Многолетние наблюдения доказали, что если дети употребляют табак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в дальнейшем они попробуют наркотики.

Между преждевременным началом половой жизни, изнасилованиями и венерическими заболеваниями, употреблением алкоголя есть связь. Пьющие подростки чаще попадают в такие ситуации.

Обычно употребление табака, алкоголя сопровождается ложью, мелким воровством и хулиганством, пропусками занятий и плохой успеваемостью в школе.

Понятно, что употребление табака и алкоголя- сложное и противоречивое явление современной массовой культуры. С одной стороны, употребление ПАВ поощряется рекламой в коммерческих целях. С другой стороны, употребление табака является риском возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, распитие спиртных напитков- это причина несчастных случаев и преступлений. Для взрослых людей курение и употребление алкоголя – их личное дело, в том случае, если это не приносит вред окружающим.

Употребление табака и алкоголя детьми и подростками- отклоняющееся от нормы поведение.

 

Как родители могут повлиять на выбор детей? Нужно ли пробовать алкоголь, табак и наркотики? Предлагаю вам послушать притчу.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги.

«Разве тебе безразлична судьба детей?,- спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду и постараюсь это предотвратить.»

Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует 2 подхода:

  1. предотвратить
  2.  спасать

Задача родителей и педагогов- «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься профилактикой.

В любом случае родителям необходимо выполнять 3 функции:

  • Прививать сыну или дочери самостоятельность в поступках
  • Формировать убеждение о вреде наркотиков, алкоголя, сигарет, опасности их употребления и фатальной закономерности расплаты.
  • Осуществлять текущий контроль
  • И самое главное, нужно рассказать и показать детям альтернативу этим веществам. Такой альтернативой может быть ваша любовь к ребёнку, добрые отношения в семье.

Отсутствие внимания, поддержки и одобрения ведёт к формированию у ребёнка таких черт личности, как незащищённость, отсутствие ощущения безопасности, неуверенность и тревожность. А это, в свою очередь, может толкнуть его к поиску способов обретения уверенности в  себе, снятия стресса путём употребления ПАВ за компанию и в одиночку.

Да, мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Мы можем создать свою маленькую и очень добрую вселенную в семье, в своём доме. И пусть хотя бы здесь их окружает любовь!

Давайте зачитаем с вами советы родителям:

Если мы что-то воспитываем в своих детях, необходимо самим придерживаться этих правил. Исследования показали. Что большинство людей курят, употребляют алкоголь так же, как это делали их родители.

Но интересно, что само по себе употребление алкоголя на глазах у детей не оказывает на них вредного влияния. Но нельзя пить при детях много. Тот факт, что вы можете в зависимости от ситуации пить умеренно или совсем не пить, является хорошим примером для ваших детей.

Иногда родители, которые не пьют и не курят тоже совершают ошибку, не обсуждая эту проблему с детьми, т.к. родители- это не единственное их окружение.

При ребёнке не нужно заставлять гостей пить, если они не хотят.

Конечно, особенно трудно приходится в тех семьях, где сильно пьёт глава семьи. Поступки отца и реакция на него матери формируют опасные модели поведения у детей.

Из всего сказанного ясно, что ваше влияние на детей огромно, дети являются зеркалом ваших действий и мыслей. Будьте примером для своих детей во всём, и тогда нам не нужно будет  их «спасать из реки дурных привычек»!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"

Педсовет "Роль классного родительского собрания во  взаимодействии семьи и школы"...

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...

Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"

Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Родительское собрание на тему: «Семья и школа: детство без жестокости и насилия».

Причины возникновения насилия в семье и школе многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одн...

Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"

Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...