Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"
материал по теме

Виноградова Ирина Сергеевна

Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

28.09.2012

Родительское собрание по теме:

«Семья и школа: воспитание толерантности»

«Воспитание – это прежде всего человековедение» 
В.А.Сухомлинский

Дмитрий Анатольевич  Медведев в своем обращении к школьникам в 2009/20010 учебном году одобрил предложение о проведении 1 сентября уроков толерантности. В частности он отметил: "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране... Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу".

Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, разгулом террора и межнациональной розни. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили  недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью и школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. 

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». Что означает это слово, какие существуют критерии толерантности, какие она выполняет функции. Об этом нам сейчас расскажет Романенко Ольга Александровна, учитель начальных классов

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным. Проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом. Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Очень печально, что наша школа не стала исключением.  

Преобразования, произошедшие в российском обществе оказали влияние на все сферы общественной жизни, на все институты воспитания подрастающего поколения. Не остался в стороне такой институт воспитания, как семья. Проблемам современной семьи посвящено множество исследований в области психологии и педагогике. Важным прикладным направлением в психологии является психологическое сопровождение семьи в аспекте воспитания толерантных отношений между членами её семьи.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы -  принадлежит, безусловно, педагогам. В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования.

На  сегодняшний  день  возникла необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.  Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Выпускник , который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.

Именно такого выпускника должна стремиться воспитать каждое образовательное учреждение.

И в завершении своего выступления я хотела бы пожелать счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

И я приглашаю родителей вместе со своими классными руководителями принять участие в нашей акции «Дерево толерантности» как символа единства и терпимости.