Педсовет "Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"
статья по теме

Русинова Светлана Михайловна

Педсовет "Роль классного родительского собрания во  взаимодействии семьи и школы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_pedsovet.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Педсовет "Роль классного родительского собрания во  взаимодействии семьи и школы"

Цель: «Выявление возможностей родительского собрания в повышении уровня взаимодействия школы и семьи».

Задачи:

1)    Показать значение классных родительских собраний и их роль в привлечении родителей к сотрудничеству со школой.

2)    Выявить причины низкой заинтересованности родителей делами школы, низкой посещаемостью родительских собраний.

3)    Определить место родительского собрания в системе взаимодействия школы и семьи обучающихся.

4)    Выявить общие проблемы подготовки и проведения родительских собраний.

5)    Установить характерные черты оптимальной организации классного родительского собрания.

6)    Определить направления повышения качества родительских собраний как связующего звена в системе отношений школа-семья обучающихся.

7)    Наметить пути повышения эффективности сотрудничества родителей со школой.

Участники: администрация, социальные педагоги, психолог и учителя школы, родители.

Подготовка: 

  1. Создание инициативной группы по подготовке педсовета.
  2. Изучение научно-методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.
  3. Проведение анкетирования родителей, обработка полученных результатов.
  4. Собеседование с классными руководителями по проблемам их взаимодействия с родителями.
  5. Посещение родительских собраний, подготовка по итогам аналитической справки.

Оформление, оборудование:

Пакет методических рекомендаций, памяток для классных руководителей для работы с родителями.

Выставка книг по данной теме.

рабочие места для пяти групп: №: 1, 2, 3,4 и экспертов.

Ход педсовета

I. Вступительная часть.

Краткое выступление директора о задачах и особенности организации данного педсовета.

II. Информационно-теоретическая часть.

Выступление зам директора по ВР.

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны.   Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители учеников – единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

     Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля». Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно – нравственного, интеллектуального и физического развития детей.  

    Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Когда же личность не получает такого развития, появляются наркотики, алкоголь, бесцельное и небезопасное времяпровождение.

     В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.(СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ)

    К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.

Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями.” (В. Сатир)

   “Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как дети “с комплексами”, “забитые”, или “несчастные”, всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит никаких результатов. Именно поэтому благодаря совместной работе учителя, психолога, социального педагог,а родители и дети научатся понимать и помогать друг другу. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать их активными участниками педагогического процесса -это важная, сложная и ответственная задача классного руководителя.

      Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Таким образом, классный руководитель организует взаимодействие школы и семьи, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное.

     Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание .В работе с родителями  учителя  применяют  как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

На экран

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания
Общеклассные и общешкольные конференции
Индивидуальные консультации
Посещение на дому

Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги

    Анализ планов воспитательной работы классных руководителей , анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей ,ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. Злободневность и сложность обсуждаемых проблем.   В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Родительское собрание дело тонкое. Однозначно на родительском собрании не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы.

                      Почему  родители не любят ходить на родительские собрания?

 Когда заходит речь о родительских собраниях, многие папы и мамы недовольно морщатся: скучно, мол, неинтересно, пустая трата времени... Зачастую они могут предугадать ход событий: вот классный руководитель зачитывает оценки, вот ругает двоечника и хулигана Васю Петрова, а вот поет хвалебную оду отличнице Маше Калининой...Некоторые родители не ходят на родительские собрания так как не видят смысла в их проведении, считают, что собрание - это назидание, нотации. Чтобы родители пошли в школу их необходимо заинтересовать, т.е. показать практический смысл собрания.

9 класс: Да,как родители,мы должны ознакомиться с успеваемостью наших; детей,с их дисциплиной,с требованиями учителей. Но ,есть ведь и те случаи ,которые по этическим, хотя бы, соображениям не стоит обсуждать прилюдно.

 5 класс -Родители уходят неудовлетворенными, потому что не все  получили информацию о своем ребенке, о той жизни, которую он ведет в стенах образовательного учреждения.

9 класс- Хотелось бы, чтобы педагог при встрече сумел создать благоприятную атмосферу: при беседе с каждым родителем выбирал бы для каждого эмоциональную волну.

 6 класс -Необходимо уделить больше внимания практическим советам: как можно организовать совместный отдых (чтобы ВСЕМ было интересно), как достучаться до ребенка, если он уже в 13 лет ничего не хочет, кроме как резаться в компьютерные игры .

6 клас с-Было бы неплохо, если б в начале учебного года проводился опрос родительского мнения с целью выявления наиболее интересных тем совместного обсуждения с классным руководителем. А то, действительно, основное время занимают объявления и решение учебных вопросов.

5 класс -Дети с интересом учатся у тех педагогов ,которых любят и уважают. И чувствуют, что это взаимно. Если дети активны и эмоцианальны ,раскованны - разве это плохо?

В моем понимании, родительское собрание это:

1.узнать о требованиях учителей,

2.узнать о возможностях исправить/доработать/ отметки ,ознакомиться с тетрадями для контрольных работ,

3.задать свои вопросы учителю

4.узнать о внеклассной работе, обсудить помощь родителей, какие-либо поездки, экскурсии для детей...Как это делала Осипкина Т.Н.

7 класс- А родители тоже хотят, чтобы их детей любили, потому что они лучшие, хотя и двоечники, и хулиганы... Им тоже не хватает времени любить своих детей... У кого же есть время на это?

   Очень интересная проблема. Думаю, что с ней столкнулся любой учитель, который хоть раз проводил родительское собрание. Хочу дать несколько советов тем, кто их организует.

- Во-первых, нужно отказаться от разговора об оценках и успеваемости каждого ребенка в отдельности. По себе знаю, это момент собрания, которого родители ждут с содроганием. Кому приятны публичные упреки?! Лучше заранее приготовить выписку из журнала о текущих оценках и раздать каждому родителю эту информацию. Пока родители изучают оценки своих чад, можно обсудить общеклассные события, рассказать о мероприятиях.

-Во-вторых, очень хорошо воспринимается небольшой концерт (представление, сценка и т.д.), подготовленные силами детей специально для родителей. Какой родитель не придет посмотреть на свое сокровище? Потом детей можно распустить по домам, а с родителями обсудить какие-то проблемы.

-В-третьих, хорошо воспринимаются встречи с компетентными специалистами - психологом, врачом, социальным педагогом. Если собрания перестанут напоминать только «накачку» по поводу детей, то и родители пойдут в школу. Анализируя свои родительские собрания, могу сказать, что родители с удовольствием посещают собрания, на которые приглашаются юристы, медики, сотрудники КДН и ПДН. Рассылая приглашения на собрание, рекомендую указать, какой гость будет присутствовать. Планируя свою работу, безусловно, нужно узнать мнение родителей.

  Родительское собрание, по- моему мнению,- это конструктивный диалог классного руководителя и родителей.

   Перед каждым собранием ставить определенную конкретную цель обсуждения. Использовать разные формы и методики проведения собрания: психологические тренинги, деловые игры, методика " незаконченных предложений" и т.д.

 Таким образом, я считаю, что тщательное планирование и продумывание каждого собрания должно заинтересовать родителей и привести их в школу.

   Необходимо изменить отношение образовательного учреждения и семьи. Как педагогам, так и родителям необходимо учиться партнерским отношениям, ведь в основном роли распределены так, что учителя считают себя носителями истины, а родители действуют по принципу "мы вам вручили, вот и воспитывайте". Значит, нужно менять методы работы педагогического коллектива с семьей, например, вместо навязываемой педагогом темы родительского собрания, подчас не интересующей родителей, выбирать актуальные для них темы общения.

      Давайте поговорим о том, как сделать общение на родительских собраниях более интересным и полезным!

   По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей работы. Одни не хотят слушать постоянные упреки учителей и классных руководителей, краснеть перед другими родителями, другие, вероятно, потеряли веру в возможность перевоспитать своих детей, третьи не видят в собраниях никакой пользы.

 О том,как и какие действия предпринять по подготовке  к родительскому собранию поделятся: Аксентьева Н.И.-(н.З),Дзембо Т.А.-срзвено, Ларионова Н.С.-старшее звено .  

  Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью классные руководители начальных классов проводят в классах мероприятия  с участием мам, пап, бабушек и дедушек. Организовывают выставки семейных творческих работ, работают совместно над проектами. В классах проводятся совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, рассказывают о родословной семьи, своих семейных традициях. Родители видят заинтересованность классного руководителя, доброжелательное отношение к ребенку и к себе, поэтому в начальных классах нет проблем с родительскими собраниями, родительскими всеобучами и т.д.

     При переходе ребенка в среднее звено у классного руководителя начинаются проблемы с посещением родителями родительских собраний, всеобучей. Почему? Ответ у каждого классного руководителя найдется свой и конечно аргументированный.

        Чтоб родители посещали родительские собрания, внеклассные мероприятия, интересовались жизнью класса, и принимали участие в воспитательном процессе класса,   классный руководитель должен знать секреты успешного проведения родительского собрания. О них поделятся: Осипкина Т.Н.-начальное звено, Малышева Г.Б.-ср.звено, Нохрина Т.П.-старшее звено.

Таким образом мы должны:

  1. Установить доброжелательные отношения с родителями
  2. Помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире
  3. Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
  4. Определить совместные требованиях к ребенку, не ущемляя  его права
  5. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
  6. Выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению.
  7. Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремясь к повышению их педагогической культуры.
  8. Организовывать, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
  9. Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности

        Необходимо  дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка.

 О правилах взаимодействия с родителями нам расскажет  Холдобина В.Б.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка

        Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на учебно -воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.      
1.Удовлетворяет ли Вас качество преподавания учебных предметов в школе?

2.Чувствуете ли Вы, что Ваш ребенок любит школу?

3.Удовлетворяют ли Вас учителя, работающие с вашим ребенком?

4.Чувствуете ли Вы себя желанным гостем в школе?

5.Удовлетворены ли Вы качеством информирования Вас об учебных успехах и поведении Вашего ребенка?

6.Устраивает ли Вас то, как в школе следят за посещаемостью( ДИАГРАММА)


Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.  

      Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

   В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Об этом с нами поделятся Петрунина В.А., Шунько Т.Н.

     

Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. (Л.Толстой)

     В целях активизации родительской общественности необходимо обратить внимание на повышение родительской компетенции, на оптимизацию родительского отношения к детям. Слово Кондяковой Т.А.

Работа в группах

Сейчас я предлагаю Вам небольшую практическую работу в малых группах, результатом которой станет выработка конкретных рекомендаций по взаимодействию семьи и школы.

Предлагается задание

Группа №1:

Перечислить действия классного руководителя по подготовке родительского собрания.

Группа №2:

Подготовить памятки “Секреты успешного проведения родительского собрания”.

Группа №3.

“Правила взаимодействия классного руководителя с родителями”.

4 – группа родителей.

Формы конструктивного взаимодействия школы и семьи  (ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ ЧЛЕНЫ ГРУППЫ

СПАСИБО!

.

                                                 ПРОДУКТИВНАЯ деловая игра.

1 этап.

НЕГАТИВ.

Все группы отвечают на вопрос (на экран)

- Что Вас не устраивает в проблеме взаимодействия семьи и школы? (Разделить коллектив на 2 микрогруппы – ответы с позиции учителей, с позиции родителей. После того, как группы выскажутся, поменять роли местами).

Эксперты фиксируют, классифицируют, формируют проблему.

(Вывод на экран).

2 этап.

НАРАБОТКА ПОЗИТИВА.

- Что Вы можете предложить, чтобы изменить ситуацию? (Высказываются все).

3 этап.

Естественно сейчас сразу разработать программу мы не сможем, но начать эту работу в наших силах.

5 группа – слово экспертам: Русаковой О.В., Привезенцевой Т..Е .

IV. 

  1. Демонстрация методички “Методические рекомендации по работе с родителями”
  2. Выступление библиотекаря Лобковой В.В.“Обзор литературы по теме педсовета”
  1. Русинова С.М.

Проект решения: 

  1. Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
  2. Активизировать деятельность родительских комитетов по решению вопросов, связанных с жизнедеятельностью классных коллективов.
  3. Продолжить работу родительского всеобуча.
  4. Разработать программу “Родители и педагоги за достойное воспитание детей” 

Один мудрый человек сказал: “Не важно что ты делаешь, а важно как ты делаешь”.

Любая деятельность должна осуществляться с любовью. К кому бы мы не обратились за помощью, все равно все зависит только от нас с вами!

                                                                 

                                                                   Памятка

«Десять секретов успешного проведения родительского собрания»

  1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел, интересных телепередач и т.п.
  2. Определите одну наиболее важную проблему, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.
  6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
  7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.
  8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
  9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
  10. Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка

 «Правила поведения классного руководителя на родительском собрании»

  1. Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
  3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
  5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное родительское собрание "Здоровье семьи"

Здоровье семьи складывается из заботы о здоровье каждого -  от старика до младенца, появление которого только планируется. Здоровый образ жизни -  это не существование, полное ограничений, э...

Родительское собрание "Союз семьи и школы"

Презентация к родительскому собранию "Союз семьи и школы"...

Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования".

Цель данной методической разработки состоит в создании условий для осознанияродителями и школьниками важности проблемы профессионального выбора. Познакомить ...

Родительское собрание"Связь семьи и школы в формировании ЗОЖ ребёнка"

Родительское собрание"Связь семьи и школы в формировании ЗОЖ ребёнка"...

Родительское собрание "Роль семьи и школы в профессиональной ориентации подростка". презентация.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на ознакомление учащихся с его способностями и возможностями для того, что бы помочь ему выбрать одну из наиболее подходящих для нег...

Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы»

Цели и задачи: Построить тесное взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы...

Презентация родительского собрания "Взаимодействие семьи и школы в воспитании и обучении в условиях ФГОС"

Презентация для проведения родительского собрания, методического объединения классных руководителей о взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении усащихся в условиях внедрения ФГОС ООО....