ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья
В статье рассматривается процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через физкультурные занятия, которые проводятся в рамках образовательной организации. Ключевым моментом в данной работе является взаимодействие образовательной организации с родителями (законными представителями) учащихся. В статье приводится пример социализации одного из обучающихся посредствам физкультурных занятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Каленова Наталья Ивановна,
Ивин Сергей Владимирович,
Зелинская Елена Вацлавовна,
учителя
КОУ «Сургутская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Аннотация: В статье рассматривается процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через физкультурные занятия, которые проводятся в рамках образовательной организации. Ключевым моментом в данной работе является взаимодействие образовательной организации с родителями (законными представителями) учащихся. В статье приводится пример социализации одного из обучающихся посредствам физкультурных занятий.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, обучающиеся, социализация, физическая культура, интеллектуальные нарушения, дети.
INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS THROUGH PHYSICAL EDUCATION
Kalenova Natalya Ivanovna,
Ivin Sergey Vladimirovich,
Zelinskaya Elena Votslavovna,
Annotation: The article examines the process of socialization of children with disabilities through physical education classes, which are conducted within the framework of an educational organization. The key point in this work is the interaction of the educational organization with the parents (legal representatives) of students. The article provides an example of the socialization of one of the students through physical education classes.
Key words: limited health opportunities, students, socialization, physical education, intellectual disabilities, children.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) особая категория, нуждающихся в поддержке и внимании. Данная группа детей имеет разные нарушения развития по степени и характеру выраженности. Сюда относятся: нарушения физическом и психическом развитии. Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» реализует федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В данном образовательном учреждении обучаются дети с ограничениями различной тяжести по интеллекту, слуху, зрению, нарушению опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития, а так же расстройствами аутистического спектра. Часто таким детям очень тяжело находиться в обществе и развиваться согласно установленным в нем правилам. Тяжело адаптироваться к общественным местам, вести обычный образ жизни, посещать различные учреждения.
У многих ребят отмечается нарушение координации движений, ориентировки в пространстве, моторики, осанки, ослабления мышечного корсета в связи с этим очень важно сохранять, укреплять их физическое и психическое здоровье. Физическая активность для здоровых детей является повседневной потребностью, а для детей с ОВЗ это способ адаптироваться в современном мире, поэтому одной из приоритетных задач педагогов является умение организовать и проводить работу, направленную на вовлечение обучающихся в активную физическую деятельность.
Физиотерапевт Г. Доман в своей теории утверждает, что между физическим развитием и интеллектуальным установлена прямая связь. В его теории говориться о том, что физические упражнения развивают интеллект ребенка.
По мнению Л. С. Выготского, именно приобретение младенцем способности владеть своим телом является одним из главных условий психофизического развития личности, ее общения и социализации. [3, с.27]
Социализация для детей с ОВЗ – это процесс адаптации их к окружающему миру.
На занятиях физической культурой у детей развивается речь и произвольное внимание, появляется умение действовать по подражанию за взрослым, формируется мотивация самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь при этом на словесные инструкции и показ педагога.
В образовательном учреждении используются различные формы физкультурно-оздоровительной деятельности. Центральное место занимают уроки. Уроками физической культуры и адаптивной физкультурой охвачены все обучающиеся. Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с ОВЗ позволяет не только исправлять моторные и двигательные нарушения, но и способствовать социализации личности. Посредствам специально подобранных упражнений корректируются дефекты речевого и физического развития, снижается тревожность, активизируется контактность с окружающим миром.
Следующая форма физкультурно-оздоровительной работы – это коррекционные занятия «Двигательное развитие». В ходе этих занятий происходит обогащение сенсомоторного опыта, развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Другим важным направлением социализации детей с ОВЗ являются внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, возможность организовывать их свободное время.
В качестве одного из основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено спортивно-оздоровительное направление. Данное направление предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, приобщение детей с ОВЗ к ценностям здорового образа жизни, формирование у них потребностей в бережном отношении к собственному здоровью.
Спортивно-оздоровительное направление в образовательной организации представлено программами дополнительного образования: «Подвижные игры», «Бочче», «Шашки», «Настольный теннис». На этих занятиях организуются подвижные игры, проводятся эстафеты, изучаются различные виды спорта и проводится подготовка детей к соревнованиям.
Физическое развитие ребенка с ОВЗ зависит не только от физического воспитания, но и от его индивидуальных возможностей. Поэтому осуществляя выбор направления, родители (законные представители) обучающихся ориентируются на возможности своих детей. Для кого-то более актуальны «Подвижные игры», для других «Шашки» или «Настольный теннис».
Ежегодно в образовательном учреждении проводятся тематические предметные недели, спортивно-массовые мероприятия, куда относятся турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами, олимпиады и многое другое.
Мероприятия по физической культуре, разрабатываются и реализуются с учетом охвата всех обучающихся. В зависимости от индивидуальных особенностей дети на этих мероприятиях являются пассивными или активными участниками. Большинство учащихся активно вовлечены в деятельность, но незначительная доля ребят способна принимать участие, только с помощью тьюторов, педагогов оказывающих помощь детям в силу особенностей их здоровья. Ребенок от каждого такого мероприятия получает социальный опыт: приобретает умение вести себя в новых условиях, учится контролировать свое поведение; адекватно относиться к поведению других ребят.
Параллельно с формированием социального навыка в стенах образовательного учреждения ведется работа по включению детей в систему дополнительного образования, за пределами образовательной организации, в том числе посещение спортивных секций, выбор которых зависит от увлечений или заинтересованности ребенка. В этом направлении работы важную роль играют родители (законные представители), не многие из них имеют возможность и желание уделять время для посещения секций со своими детьми. В связи с этим образовательная организация регулярно взаимодействует с социальными партнерами. Обучающиеся занимаются в «Центре адаптивного спорта Югры», посещают плавательные секции, секцию конного спорта. Все это является одним из условий успешной социализации детей. Специалисты центра адаптивного спорта приглашаются на родительские собрания, в рамках которых рассказывают о своих занятиях. Благодаря сотрудничеству, обучающиеся привлекаются к активному участию в спортивных праздниках и соревнованиях. Среди них можно выделить «Спортивный праздник, посвященный 89-летию Ханты – Мансийского округа», «Командная эстафета», «Мой папа может все!» и многие другие. Спортивные успехи повышают самооценку детей с ОВЗ, формируют у них мотивацию к активной деятельности.
Посещение общественных мест без сопровождения родителей (законных представителей) является важным блоком в развитии социального навыка детей с ОВЗ. Находясь в общественных местах, досуговых центрах города, таких как «Боулинг центр», «Ледовый дворец», развлекательный центр «Форд – Боярд», обучающиеся получают возможность научиться: ездить в автобусе, без сопровождения родителей (законных представителей), сдавать одежду в гардероб, переобуваться в соответствующую обувь (например, коньки или обувь для игры в боулинг), соблюдать правила поведения и правила безопасного поведения в общественных местах. Часто дети лишены этого навыка по причине боязни родители (законных представителей) попасть в дискомфортную ситуацию из-за нежелательного поведения ребенка.
Еще одной формой физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую вовлечена часть обучающиеся с ОВЗ КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» участие в соревнованиях различного уровня. Обучающиеся показывают свои результаты на чемпионате города для лиц с ОВЗ по соревнованиям в настольном теннис, легкой атлетике, бочче. Ребятам предоставлена возможность участвовать в Специальной Олимпиаде России. В настоящее время Специальная Олимпиада является самой большой программой круглогодичных тренировок и организации соревнований для детей и взрослых с интеллектуальными нарушениями. Главная цель Специальной Олимпиады – через занятия спортом детям и взрослым с ОВЗ предоставить возможность укрепить здоровье, адаптироваться к жизни в обществе, стать полноценными ее участниками.
Не все обучающиеся способны к участию в соревнованиях такого уровня, но те, кому позволяет физическая подготовка, активно вовлекаются в данную форму физкультурно-оздоровительной деятельности.
Для того чтобы ребенок научился использовать полученные на занятиях навыки в повседневной жизни образовательная организация активно взаимодействует с родительской общественностью. Родители (законные представители) – основные участники помощи своим детям с ОВЗ. Они играют немаловажную роль в процессе социализации детей. Педагоги школы помогают родителям сформировать адекватные представления о возможностях, и об ограничениях своих детей в процессе совместных занятий, прийти к пониманию того, что только с их помощью, можно добиться положительного результата в развитии и социализации детей.
Для формирования этих представлений в образовательной организации ведется глобальная систематическая работа по привлечению родителей (законных представителей) к учебно-образовательному, воспитательному процессу и досуговой деятельности. Педагоги проводят открытые уроки для возможности сформировать представления о деятельности на занятиях, с дальнейшим использованием методов и приемов в домашних условиях. Так же проводятся эстафеты, игры, соревнования с участием родителей.
Родителям предоставляется возможность обучаться различным формам взаимодействия с детьми, по средствам участия в проектной деятельности, консультациях, посещения родительского клуба, клуба выходного дня, тематическим общешкольным собраниям, мероприятиям. Только совместными усилиями можно добиться максимального результата в социализации.
Таким примером сотрудничества родителей и педагогов является результаты социализации, достигнутые одним из обучающихся КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». На данный момент этот ученик обучается 13 год в профильном классе по профессии «Уборщик территории».
Для понимания, какими первоначальными навыками обладал этот ребенок, дадим краткую характеристику его в детском возрасте. Родился в 2003 году. В 2 года ему диагностировали ранний детский аутизм. Мальчик рос беспокойным ребенком, у него отсутствовал зрительный контакт, реакция на собственное имя и речь, он был не способен выполнять простые инструкции (дай, покажи, сядь и др.), не умел прыгать, бегать, перелазить через препятствия. Боялся смены обстановки, шумов, предметов, которые его окружали. Каждый поход за пределы знакомой территории сопровождался криками и истериками. Процесс адаптации проходил медленно и тяжело.
В КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ» поступил в 2011 году. На индивидуальное обучение по медицинским показаниям на дому, с возможностью посещения общешкольных мероприятий. Обучался на индивидуальном обучении 7 лет, на 8 год был переведен в класс для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
С момента поступления в школу у ребенка начался активный процесс социализации. Множество мероприятий проводимых в образовательной организации активно закреплялись в его повседневной жизни, совместно с родителями он посещал кинотеатры, театры, бассейн, ярмарки, эстафеты и многое другое.
Большой вклад в развитие ребенка внесли мероприятия спортивного характера. Четыре года назад освоил лыжи, впервые ребенок встал на лыжи в школе на уроке физкультуры в 2014 году, обучаясь еще на индивидуальном обучении. Тогда семья ученика осознала новые возможности. Стала практиковать данный вид спорта в повседневной жизни. Сначала ребенку была необходима поддержка и помощь, через некоторое время стал передвигаться самостоятельно. Сейчас он осваивает катание на коньках. Дается это ему сложно.
Игра в бочче вызывала сложности, так как требовала понимания правил игры, которые в детском возрасте были не доступны. Успехи в данном виде спорта появились лишь в возрасте 17 лет.
Обучение игре в настольный теннис проводилось поэтапно. В начале освоения данного вида спорта обучающийся научился набивать мяч, потом отбивать, играть в паре. Одновременно с данными видами спорта, учился бегать и прыгать, семья посещала батутные центры, спортивные площадки. Спустя годы регулярных занятий, ученику была предоставлена возможность участия в городских соревнованиях по настольному теннису в качестве получения опыта для борьбы за призовое место в будущем.
Помимо школьных мероприятий ребенок занимался лечебной верховой ездой. В рамках данной программы имел успехи в соревнованиях на уровне конноспортивного клуба, а так же был участником окружных соревнований по иппотерапии на уровне Ханты-Мансийского округа – Югре.
Впервые в 2022 году стал участником «Специальной спартакиады Ханты-Мансийского округа – Югры среди детей и подростков» в рамках Специальной Олимпиады России. Получил медали в таких видах спорта как: «Настольный теннис» – медаль и почетная грамота за 2 место, «Легкая атлетика» – медаль за 1 место, «Бочче» – медаль за 3 место. Зимой 2023 года на окружных соревнованиях по «Зимней Специальной спартакиаде Ханты-Мансийского округа – Югры среди детей и подростков» обучающийся в номинациях «Лыжные гонки» и «Бег на снегоступах» заработал две медали за 2 место. Следующие соревнования состоялись в сентябре 2023 года. Ученик вернулся с медалями. По «Легкой атлетике» в забегах на 100 и 200 метров получил две медали за 1 место, «Бочче» – медаль за 3 место, «Прыжки в длину» – 1 место. Последние соревнования были в марте 2024 года, оттуда обучающийся привез две медали за 2 место в номинациях «Лыжные гонки» и «Бег на снегоступах».
Участие в соревнованиях регионального значения оставили большой след в развитии мальчика, появилось желание заниматься различными видами спорта, участвовать в состязаниях, а так же путешествовать по новым городам.
В ходе соревнований обучающиеся проживали коллективно в гостинице, что способствовало укреплению навыков социальной адаптации. Мальчик употреблял в пищу еду, ранее не привычную для него, до сих пор он избирателен в еде. Следил за своими личными вещами, за передвижением команды, в вечернее время присоединялся к остальным участникам в играх. Для данного ребенка наиболее значимым является взаимодействие с другими детьми. В ходе соревнований дети выражали друг другу похвалу, поздравляли с победой, и до сих пор поддерживают контакт в школьной среде - пожимают руки, приветствуют друг друга, интересуются другими делами, рассуждают о поездке на следующие соревнования. Это и является процессом социализации. Ребенок в процессе социализации обучается самоконтролю, проявляет инициативу, стремиться к освоению окружающей среды.
Данная семья активно участвует в различных школьных мероприятиях, что позволяет им получать опыт, закреплять его на практике. Формирование многих навыков требует длительного времени, но полученные результаты, свидетельствуют о значимости и необходимости процесса социализации. Чтобы обеспечить каждому ребенку с ОВЗ необходимый социальный опыт, требуется проведение огромной работы, включая работу с самой семьей.
Родители обучающегося считают, что их семья ведет обычный образ жизни как многие другие семьи, воспитывающие детей без ОВЗ, так как ребенок адаптирован к различной социальной среде. Он приобрел навыки для счастливой, успешной и максимально самостоятельной жизни в обществе.
Таким образом, физические занятия являются первостепенной точкой опоры, где ребёнок с ОВЗ может получить нужные навыки и быть ориентированным на их практическое реальное применение в самостоятельной жизни без помощи взрослых.
Список источников
- Доман Гленн. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга -What To Do About Your Brain-injured Child / Перевод С. Л. Калинина. — Рига: Juridiskais birojs Vindex, SIA, 2007. — 329 с. — ISBN 978-9984-39-236-3, 9984392368.
- Филимоновой С. И., Андрющенко Л. Б. Физическая культура: учебное пособие. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2021. – 277 с. ISBN 978-5-7307-1777-0.
- Бессарабова Ю. П. Практические материалы по работе с детьми ОВЗ и РАС. Организация деятельности инструктора физической культуры с детьми с расстройством аутического спектра по физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/4/articles/7127 (06.02.2024).
- Яковлева А. С. Понятие социализации в Гуманитарных отраслях знаний. Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 93-95 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/427/94430/ (11.02.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.
В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...
Взаимодействие родителей и образовательной организации в процессе социализации обучающихся
Взаимодействие родителей и образовательной организации в процессе социализации обучающихся...

«Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры»
Формирования положительного отношения к здоровью...

Родительское собрание на тему "Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации ребенка"
Конспект родительского собрания в 9 классе....

Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
В настоящее время одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста пра...

"Эффективное взаимодействие семьи и школы по развитию мотивации обучающихся и повышению их качества знаний"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №1056...
«Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся»
laquo;Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся» доклад на заседание педагогического совета...
