Что должны знать родители будущих первоклассников
статья на тему

Статья составлена учителем-логопедом и предназначена для родителей, чьи дети скоро пойдут в школу. Советую родителям поддерживать стремление ребенка к учебе и тому, чтобы стать школьником. И ознакомить с трудностями, с которыми может столкнуться ваш ребенок при обучении письму, а также об основных причинах, которые могут спровоцировать нарушение данного навыка. Как помочь детям овладеть полноценным навыком письма?!  Для успешного овладения письмом  у ребенка уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать следующие предпосылки письма в этом помогут методические рекомендации. Родителям и ребенку нужно совместно составить распорядок дня и строго следить за его соблюдением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скоро в школу! На пороге школы!

        Уважаемые родители! Совсем скоро ваш ребенок отправится в школу. Сегодня  мы хотели бы рассказать вам о трудностях, с которыми может столкнуться ваш ребенок при обучении письму, а также об основных причинах, которые могут спровоцировать нарушение данного навыка. Начнем с методических рекомендаций.

 Как помочь детям овладеть полноценным навыком письма?!

Для успешного овладения письмом  у ребенка уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать следующие предпосылки письма:

        - Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й).

        - Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими типа СЫСКА вместо ШИШКА, ЛОЖОК вместо РОЖОК и пр.).

        - Владение простейшими видами звукового анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

        а) выделение звука на фоне слова (например: «Есть ли звук Р в слове РЫБА? А в словах ШАР, КАРТИНА? »);

        б) определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове МАШИНА находится звук Ш — в начале, в середине или в конце? А в словах ШУБА, ЕРШ?»;

        в) выделение ударного гласного звука из начала и конца слова, например: «Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове МАК?»

        В процессе специального обучения по программе детского сада дошкольники овладевают и более сложными видами звукового анализа слов.

        - Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв). При наличии у ребенка трудностей в усвоении букв  (т. е. в запоминании их начертаний) он не сможет правильно писать слова  даже при условии полной ориентировки в звуковом составе.

        - Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие. Лексико-грамматические нарушения в устной речи, в частности нарушение слоговой структуры слов,  приводят к специфическим ошибкам на письме – аграмматизмам. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме, пропуски и перестановки слогов, искажение слов.

        При неразличении звуков на слух  ребенок будет испытывать постоянные трудности в выборе букв даже в том случае, когда он хорошо различает все буквы по виду. На письме будут наблюдаться буквенные замены. Единственный путь преодоления подобных ошибок на письме – это воспитание у ребенка четкой слуховой дифференциации не различаемых им звуков.

        Если работа по обучению правильному  произношению звуков (постановка звуков) может осуществляться только учителем-логопедом, то задания по различению звуков на слух  ребенок может  выполнять под руководством родителей, т. е. под вашим руководством, уважаемые папы и мамы.

        Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют осознанию звукобуквенного состава слов, предупреждают неправильное написание букв, формируют мыслительные процессы противопоставления и, что самое главное, помогают контролировать свою речь. Умение контролировать речь, в свою очередь, помогает формированию важнейшей способности  человека – способности сознательно регулировать все свои действия.

        При наличии звуковых замен в устной речи будет иметь место неправильное проговаривание слов в процессе письма, что также приведет к буквенным заменам, которые в дальнейшем обычно приобретают устойчивый характер.

        Основной путь преодоления этих ошибок – воспитание правильного произношения звуков в устной речи.

         А вот, если ваш ребенок испытывает затруднения в звуковом анализе слов,   лишен возможности правильно определять количество и последовательность звуков в записываемых словах,  то на письме у нег могут появиться  самые непредсказуемые ошибки: пропуски букв или слогов, вставка букв или слогов, перестановка букв или слогов,  недописывание.

        Для развития зрительно-пространственных представлений можно использовать с детьми следующие приемы:

- вылепливание смешиваемых букв из пластилина;

- вырезание букв из бумаги или картона;

- обводка контура букв;

- узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве;

- узнавание букв, наложенных друг на друга;

- узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные).

Уважаемые родители!

        Просим Вас запомнить! Если речь вашего ребенка по тем или иным параметрам отстает от возрастных критериев, логопедические занятия  откладывать нельзя. Раннее начало коррекционной работы позволяет предупредить возможность появления вторичных нарушений, развивает познавательные способности, формирует адекватное поведение в социально значимых ситуациях.

        Взрослому человеку, незнакомому с учебной деятельностью, стоит к ней подготовиться.        

Просим Вас!

• Зарядиться уверенностью и оптимизмом и  помнить, что некоторые трудности естественны для ребенка, который только начинает учиться!

• Сталкиваясь с непониманием, не обвиняйте ребёнка! Объясните материал на другом примере, в более доступной форме.

• Настройтесь на развитие, а не на поучение.

• Стремитесь к самостоятельной деятельности ребёнка, а не выполняйте задания за него.

• Будьте неспешны, собранны, заинтересованы. Ваше состояние невольно передастся ребёнку.

• Восторженно хвалите его за любую, даже самую маленькую удачу!

И школьная интересная страна откроется для Вас и вашего ребенка, и вы пройдете по ней с радостью!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростковый возраст: что должны знать родители

Подростковый возраст - время закрепления ценностей. Как помочь детям ориентироваться в окружающем пространстве должны знать не только учителя, но и родители. Вам предлагается вариант проведения родите...

Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

Что должны знать родители подростка

Что делать? Или, что должны обязательно знать родители подростка? Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят изменени...

Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. ...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...

Что нужно знать родителям будущих первоклассников?

            Уважаемые родители! Ваш ребёнок скоро пойдёт в первый класс? И вы обеспокоены тем, как лучше подготовить его к школе? Как привить ему интерес к уч...