Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
рабочая программа (5 класс) на тему

Масликова Наталья Николаевна

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с родителями

«Ученик, родитель, я – вместе дружная семья»

Семья – один из шедевров природы.

Д. Сантаяна

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочислен - ных социологических опросов, 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Попав в ножницы между школой и семьей, ребенок вынужден лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном счете к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья.

Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда  родители просто боятся вынести проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В.А Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовское «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — это уродливое воспитание».

Обоснование программы

Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.  

Актуальность программы обусловлена тем, что многие родители не доверяют ни классному руководителю, ни школе. Как помочь им? Почему это происходит? Какое значение для родителей имеет школа? Я попыталась ответить на эти и многие другие вопросы вместе с родителями на родительских собраниях, во время индивидуальных консультаций и бесед, на заседаниях родительского комитета класса.

С первых дней работы с коллективом учащихся и родителей я стараюсь большое внимание уделять диагностике, так как она помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, найти пути их решения.

На первой встрече с родителями мы заполняем анкету, в которой собрана информация о ребенке, родителях и семье.

Также стараюсь добиваться того, чтобы родители и учащиеся понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

С помощью классного руководителя родители должны увидеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированных не на разрушение, а на созидание, как личности ребенка, так и семьи своего ученика.

В пятом классе у учащихся и у родителей появляется страх перед переходом на новую ступень обучения. Те семьи, в которых дети имеют высокие учебные достижения, испытывают определенную тревогу оттого, что ребенок в пятом классе может не сохранить достигнутые результаты. Родители, дети которых имеют низкие учебные результаты, переживают за то, что ситуация может усугубиться и привести к необратимым последствиям. Поэтому родительские собрания в пятом классе должны снять напряжение родителей и подготовить их к общению с педагогами на среднем этапе обучения.      

В своей программе постараюсь отразить методику работы с родителями.    

Предлагаемая программа работы с родителями «Ученик, родитель, я – вместе дружная семья» разработана в 5 класса Б МБОУ «ОСШ №2 пгт. Излучинск»

Программа рассмотрена на методическом совете школы.

  1. Содержательные основы:

Программа:

♦ отражает особенности организации работы с родителями;

♦ рассчитана на один год;

♦ по стратегии – программа деятельности.

Программа используется:

♦ в 5 классе Б МБОУ «ОСШ №2 пгт. Излучинск»;

♦ первый год (2012 – 2013 уч. год).

Программа включает 6 этапов:

1 этап: Классное родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» (интеллектуальный марафон)

2 этап: Встреча «Учитель – ученик - родитель»

3 этап: Родительский вечер «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?»

4 этап: Тренинг эффективного поведения родителей учащихся.

5 этап: Родительский ринг «Мониторинг учебных достижений

школьников: проблемы и перспективы»

6 этап: Итоговое родительское собрание Школе мы не говорим:

«Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

2. Цель и задачи программы:

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности; создание условий для снятия напряжения родителей при переходе из начальной ступени в среднее звено и подготовка их к общению с педагогами на среднем этапе обучения.

Задачи:

♦ организация психолого-педагогического просвещения родителей, через систему родительских собраний, рингов, вечеров, консультаций, бесед, тренингов и т. д.

♦ создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, родителей, учащихся;

♦ создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родители»;

♦ формирование уважительного отношения детей к своим родителям и

родителей к своим детям;

♦ ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье;

♦ подведение итогов совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя в учебном году;

♦ определение перспективы на будущее;

♦ создание хорошего оптимистического настроения.

Содержание программы и пути реализации:

♦ сотрудничество с психологом школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;

♦ поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса и школы;

♦ в программе участвуют родители и учащиеся 5 класса Б, классный руководитель, психолог, социальный педагог;

♦ программа построена на теоретической (беседы, консультации, ринги) и практической деятельности родителей (игры, конкурсы, упражнения и т. д.);

♦ в ходе реализации программы родители овладевают определенными знаниями, умениями и навыками при переходе учащихся в среднее звено.

 

1 этап: Классное родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению»

(интеллектуальный марафон)

(См. приложение 2)

        1. Подготовительная работа к собранию (анкетирование родителей и учащихся).

        2. Оформление классного кабинета.

3. Проведение родительского собрания.

4. Подведение итогов.

 

2 этап: Встреча «Учитель – ученик - родитель»

1. Подготовительная работа к встрече.

        2. Оформление классного кабинета.

3. Проведение встречи.

а) Правила общения (памятка);

б) Что делать, если … ( игровая ситуация);

в) Советы психологов.

4. Подведение итогов.

3 этап: Родительский вечер «Будущее моего ребенка.

Каким я его вижу?»

1. Подготовительная работа к вечеру (подготовка учащимися класса сценок из школьной жизни).

        2. Оформление классного кабинета.

3. Проведение вечера совместно с учащимися, родителями и родственниками.

4. Подведение итогов вечера.

4 этап: Тренинг эффективного поведения родителей учащихся начальной школы.

(См. приложение 3)

1. Подготовительная работа к тренингу.

2. Игра «Презентация».

3. Проведение занятий (3 занятия).

4. Подведение итогов тренинга.

5 этап: Родительский ринг «Мониторинг учебных достижений младших школьников: проблемы и перспективы»

        1. Подготовительная работа (сравнительные анализы успеваемости, качества знаний, степени обученности по предметам).

        2. Дискуссия родителей.

        3. Выводы классного руководителя по данной проблеме.

6 этап: Итоговое родительское собрание Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

1. Подготовительная работа (подготовка папки выпускника, подготовка грамот и дипломов по различным номинациям, оформление сочинений).

2. Оформление зала.

3. Проведение праздника.

        4. Награждение родителей и учащихся.

        5. Подведение итогов (родителями).

Ожидаемые результаты:

        ♦ максимальная подготовка родителей на этапе перехода ребенка в среднее звено;

        ♦ преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель».

Сроки реализации программы:

1 этап: Классное родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» (интеллектуальный марафон) – сентябрь 2012 г.

2 этап: Встреча «Учитель – ученик - родитель» - ноябрь 2012 г.

3 этап: Родительский вечер «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?» - январь 2013 г.  

4 этап: Тренинг эффективного поведения родителей учащихся начальной школы - январь – февраль 2013 г.

5 этап: Родительский ринг «Мониторинг учебных достижений младших школьников: проблемы и перспективы» - апрель 2013 г.

6 этап: Итоговое родительское собрание Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» - май 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал-Вместе-дружная семья

Образовательные: -ознакомление с понятием «нация» , «толерантность» , «этническая культура»; - ознакомление с традициями культуры народов Украины , цыганской культуры, культуры Азербайджан...

Внеклассное мероприятие "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

Цели:      формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу;      способствовать формированию положительных взаимоотношений между ...

Конкурсная работа Презентация (Школьники) "Вместе дружная Семья!"

Данная презентация создана для школьного конкурса  "Самый классный классный".Заняла призовое место в районном конкурсе слайд-шоу. Была представлена на конкурс "Я - классный руководитель" на данно...

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».  ВВЕДЕНИЕ. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из все...

Познавательно – развлекательная программа «Вместе дружная семья»

Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение и представление о нравственности....

Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной напра...