Главные вкладки

    Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Масликова Наталья Николаевна

    Программа по воспитательной работе с учениками и родителями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx19.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа работы с родителями

    «Ученик, родитель, я – вместе дружная семья»

    Семья – один из шедевров природы.

    Д. Сантаяна

    О современной семье много пишут и говорят. По данным многочислен - ных социологических опросов, 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Попав в ножницы между школой и семьей, ребенок вынужден лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном счете к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья.

    Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда  родители просто боятся вынести проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.

    На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В.А Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовское «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — это уродливое воспитание».

    Обоснование программы

    Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.  

    Актуальность программы обусловлена тем, что многие родители не доверяют ни классному руководителю, ни школе. Как помочь им? Почему это происходит? Какое значение для родителей имеет школа? Я попыталась ответить на эти и многие другие вопросы вместе с родителями на родительских собраниях, во время индивидуальных консультаций и бесед, на заседаниях родительского комитета класса.

    С первых дней работы с коллективом учащихся и родителей я стараюсь большое внимание уделять диагностике, так как она помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, найти пути их решения.

    На первой встрече с родителями мы заполняем анкету, в которой собрана информация о ребенке, родителях и семье.

    Также стараюсь добиваться того, чтобы родители и учащиеся понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

    С помощью классного руководителя родители должны увидеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированных не на разрушение, а на созидание, как личности ребенка, так и семьи своего ученика.

    В пятом классе у учащихся и у родителей появляется страх перед переходом на новую ступень обучения. Те семьи, в которых дети имеют высокие учебные достижения, испытывают определенную тревогу оттого, что ребенок в пятом классе может не сохранить достигнутые результаты. Родители, дети которых имеют низкие учебные результаты, переживают за то, что ситуация может усугубиться и привести к необратимым последствиям. Поэтому родительские собрания в пятом классе должны снять напряжение родителей и подготовить их к общению с педагогами на среднем этапе обучения.      

    В своей программе постараюсь отразить методику работы с родителями.    

    Предлагаемая программа работы с родителями «Ученик, родитель, я – вместе дружная семья» разработана в 5 класса Б МБОУ «ОСШ №2 пгт. Излучинск»

    Программа рассмотрена на методическом совете школы.

    1. Содержательные основы:

    Программа:

    ♦ отражает особенности организации работы с родителями;

    ♦ рассчитана на один год;

    ♦ по стратегии – программа деятельности.

    Программа используется:

    ♦ в 5 классе Б МБОУ «ОСШ №2 пгт. Излучинск»;

    ♦ первый год (2012 – 2013 уч. год).

    Программа включает 6 этапов:

    1 этап: Классное родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» (интеллектуальный марафон)

    2 этап: Встреча «Учитель – ученик - родитель»

    3 этап: Родительский вечер «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?»

    4 этап: Тренинг эффективного поведения родителей учащихся.

    5 этап: Родительский ринг «Мониторинг учебных достижений

    школьников: проблемы и перспективы»

    6 этап: Итоговое родительское собрание Школе мы не говорим:

    «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

    2. Цель и задачи программы:

    Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности; создание условий для снятия напряжения родителей при переходе из начальной ступени в среднее звено и подготовка их к общению с педагогами на среднем этапе обучения.

    Задачи:

    ♦ организация психолого-педагогического просвещения родителей, через систему родительских собраний, рингов, вечеров, консультаций, бесед, тренингов и т. д.

    ♦ создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, родителей, учащихся;

    ♦ создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родители»;

    ♦ формирование уважительного отношения детей к своим родителям и

    родителей к своим детям;

    ♦ ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье;

    ♦ подведение итогов совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя в учебном году;

    ♦ определение перспективы на будущее;

    ♦ создание хорошего оптимистического настроения.

    Содержание программы и пути реализации:

    ♦ сотрудничество с психологом школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;

    ♦ поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса и школы;

    ♦ в программе участвуют родители и учащиеся 5 класса Б, классный руководитель, психолог, социальный педагог;

    ♦ программа построена на теоретической (беседы, консультации, ринги) и практической деятельности родителей (игры, конкурсы, упражнения и т. д.);

    ♦ в ходе реализации программы родители овладевают определенными знаниями, умениями и навыками при переходе учащихся в среднее звено.

     

    1 этап: Классное родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению»

    (интеллектуальный марафон)

    (См. приложение 2)

            1. Подготовительная работа к собранию (анкетирование родителей и учащихся).

            2. Оформление классного кабинета.

    3. Проведение родительского собрания.

    4. Подведение итогов.

     

    2 этап: Встреча «Учитель – ученик - родитель»

    1. Подготовительная работа к встрече.

            2. Оформление классного кабинета.

    3. Проведение встречи.

    а) Правила общения (памятка);

    б) Что делать, если … ( игровая ситуация);

    в) Советы психологов.

    4. Подведение итогов.

    3 этап: Родительский вечер «Будущее моего ребенка.

    Каким я его вижу?»

    1. Подготовительная работа к вечеру (подготовка учащимися класса сценок из школьной жизни).

            2. Оформление классного кабинета.

    3. Проведение вечера совместно с учащимися, родителями и родственниками.

    4. Подведение итогов вечера.

    4 этап: Тренинг эффективного поведения родителей учащихся начальной школы.

    (См. приложение 3)

    1. Подготовительная работа к тренингу.

    2. Игра «Презентация».

    3. Проведение занятий (3 занятия).

    4. Подведение итогов тренинга.

    5 этап: Родительский ринг «Мониторинг учебных достижений младших школьников: проблемы и перспективы»

            1. Подготовительная работа (сравнительные анализы успеваемости, качества знаний, степени обученности по предметам).

            2. Дискуссия родителей.

            3. Выводы классного руководителя по данной проблеме.

    6 этап: Итоговое родительское собрание Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»

    1. Подготовительная работа (подготовка папки выпускника, подготовка грамот и дипломов по различным номинациям, оформление сочинений).

    2. Оформление зала.

    3. Проведение праздника.

            4. Награждение родителей и учащихся.

            5. Подведение итогов (родителями).

    Ожидаемые результаты:

            ♦ максимальная подготовка родителей на этапе перехода ребенка в среднее звено;

            ♦ преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель».

    Сроки реализации программы:

    1 этап: Классное родительское собрание «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» (интеллектуальный марафон) – сентябрь 2012 г.

    2 этап: Встреча «Учитель – ученик - родитель» - ноябрь 2012 г.

    3 этап: Родительский вечер «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?» - январь 2013 г.  

    4 этап: Тренинг эффективного поведения родителей учащихся начальной школы - январь – февраль 2013 г.

    5 этап: Родительский ринг «Мониторинг учебных достижений младших школьников: проблемы и перспективы» - апрель 2013 г.

    6 этап: Итоговое родительское собрание Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» - май 2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Устный журнал-Вместе-дружная семья

    Образовательные: -ознакомление с понятием «нация» , «толерантность» , «этническая культура»; - ознакомление с традициями культуры народов Украины , цыганской культуры, культуры Азербайджан...

    Внеклассное мероприятие "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

    Цели:      формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу;      способствовать формированию положительных взаимоотношений между ...

    Вместе дружная семья!!!

    О деятельности класса, об участии в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях....

    Конкурсная работа Презентация (Школьники) "Вместе дружная Семья!"

    Данная презентация создана для школьного конкурса  "Самый классный классный".Заняла призовое место в районном конкурсе слайд-шоу. Была представлена на конкурс "Я - классный руководитель" на данно...

    КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

    КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».  ВВЕДЕНИЕ. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из все...

    Познавательно – развлекательная программа «Вместе дружная семья»

    Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение и представление о нравственности....