Как поддержать интерес к чтению учащихся 5-х классов
консультация (5 класс) на тему

Афонина Галина  Игоревна

рекомендации для родителей и обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podderzhat_interes_chteniyu.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Как поддержать интерес  к чтению учащихся  5-х классов

Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.

В.А. Сухомлинский

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы их дети быстро и выразительно читали, имели  интерес к чтению. В век компьютерных  технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети часто увлекаются компьютером и телевизором, теряют интерес к чтению. Поэтому замедляются  процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают задание, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Ни для кого не секрет, что желание читать, интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Чтобы книга стала ребенку другом, родители должны придерживаться двух правил:

- воспитывать маленького читателя личным примером,

-ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основным  условием успешного формирования ребенка – читателя является  единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги  и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Эта истина была известна еще древним римлянам. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием. Этот пример может стать заразительным для всех. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию книги. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не нравится. Это способствует развитию речи вашего ребенка. Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение.  Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также способствует развитию  умения слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой. Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребёнка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Несколько способов по привитию детям интереса к книге:

1.Читайте ребенку  и вместе с ним.

Приобщайте детей к чтению с самого раннего возраста! Читайте им вслух, рассматривайте вместе иллюстрации, обсуждайте прочитанное и ваш ребёнок вырастит умным, эрудированным и всесторонне развитым человеком.
2. Читайте книги всей семьей.
Один из самых приятных способов для объединения семьи – это собраться вместе и насладиться совместным чтением и обсуждением  содержания  книги. Такое времяпрепровождение объединяет близких людей и дарит ценные минуты общения, рассуждения.
3. Включать ребенку книги, записанные на компакт-диске.
Приобщить ребёнка к чтению можно включив запись книги на современных носителях.

4. Поместить книги в доступном для детей месте.
Очень важно, чтобы детские книги лежали в доступном месте. Тогда ребёнок в любое время сможет взять интересующую его книгу, просмотреть её, а со временем и прочитать. 
5. Сделайте уголок для чтения.
Выделите тихое место в вашем доме для уединенного чтения. Это может быть мягкое кресло в отдельной спальне, груда подушек в укромном уголке спальни вашего ребенка. Для удобства, не забудьте поместить стопку книг, в выбранном для чтения месте.
6. Создайте личную библиотеку детской литературы.
У ребенка должны быть любимые книги и не один десяток! Создайте личную библиотеку любимых книг вашего ребенка, периодически пополняйте коллекцию, покупая новую детскую литературу. Для этого, посещайте с ребёнком книжные магазины и покупайте понравившуюся ему литературу. Дарите детям книги на день рождения или на любые другие праздники и  поощряйте его книгой за успехи и хорошее поведение. Сделав подборку любимой для ребенка литературы, вы сможете быть уверенными, что ребенок будет с удовольствием слушать, пролистывать и читать эти книги.

Как организовать чтение:

1.Сделайте книги доступными для ребёнка. Пусть они лежат везде, где есть вероятность появления минуток, в которые нечем себя занять. И, конечно, важный шаг в привитие читательской культуры создание домашней библиотеки. Пусть ребёнок поучаствует в выборе места для неё, или в расстановке книг на полках.

2.Необходимо продолжать иногда читать ему вслух.

Читатель начинается с собеседника и слушателя. Для детей слушание является важной составляющей понимающего чтения. Взрослый посредством выразительного чтения формирует правильность восприятия текста ребёнком. Он обращает внимание на важные детали, имеет возможность повлиять на морально-нравственную оценку произведения.

3.Очень важно обсуждение с ребёнком прочитанного произведения. Это помогает ему запомнить то, что он услышал и прочитал, разобраться со своими впечатлениями. Кроме того, учит высказываться о прочитанном и выражать свои мысли, эмоции. А ещё это даёт возможность родителям поговорить с детьми о каких-то важных темах, затронутых в книге. Если вы покажете свою заинтересованность в личности ребёнка и его личном мнении, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.

4.Для увеличения интереса к чтению дают творческие работы на основе прочитанного. Это могут быть рисунки или поделки, инсценировки.

5.Самое главное органично встроить книгу в вашу семейную жизнь. Пусть станет традицией чтение на ночь, чтение после обеда, совместное чтение, чтение с младшими в семье, чтение в дороге, на даче или в путешествии; покупка новых книг всей семьёй.

6.Попробуйте увлечь ребёнка ведением читательского дневника. Ему понравится собирать свою коллекцию прочитанных книг. Его можно наполнять понравившимися фразами из книги, собственными рисунками, распечатанными картинками или наклейками. Такой дневник можно будет, например, показать ребятам в классе.

Рекомендации:

  • Читая ребёнку вслух, остановиться на самом интересном месте, а на следующий день спросить: И что там было дальше?
  • Оставить книгу, которая (как вы предполагаете) заинтересует ребёнка, на видном месте. Пусть ему кажется, что он стал читать её по собственному желанию, без подсказки (отчасти так и будет).
  • Не заставляйте ребёнка дочитывать книгу до конца, его она ему неинтересна. У него должно быть ощущение свободы, которую даёт чтение.
  • Вспоминая содержание прочитанной вместе книги, специально измените факты, чтобы проверить, запомнил ли его ребёнок.
  • Для того чтобы ребёнок читал, необходимо, чтобы домашние были для него в этом примером.
  • Откажитесь иногда от других дел и займите это время чтением книги (не журнала). Ребёнок должен видеть, что вам это нравится. Возможно, у него возникнет любопытство: от чего вы получаете такое удовольствие?
  • Обсуждайте прочитанную книгу с другими членами семьи. Пусть ребёнок видит ваш интерес к прочитанному. Покажите ему, что может заинтересовать в книге.
  • Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши впечатления.
  • Для развития  беглости чтения у детей важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Применяйте маленькие хитрости: вы вернулись с работы, вам нужно заняться срочно какими-то домашними делами и вы просите своего ребенка почитать книгу. Так у ребёнка возникает ощущение, что он не просто упражняется в технике чтения, а делает что-то полезное. Конечно, тут желательно найти такую книжку, которая увлекла бы ребёнка. Хорошие результаты дает чтение перед сном.
  • Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.
  • Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
  • Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживаете его уверенность в своих силах.
  • Чтобы сохранить зрение, учащимся врачи рекомендуют читать непрерывно не более 30–40 минут, а потом делать перерыв.
  • Надо приучать детей делать записи о прочитанном. Они способствуют сознательному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится и что не нравится, и почему? Это сложно, но начинать надо с малого. Для записей прочитанного  можно вести читательский дневник: название книги, фамилия автора, год и место издания. Ученик отмечает основную идею произведения и то, что ему понравилось или не понравилось. Записи ведутся свободно. Название книг и фамилии авторов следует подчеркивать.

Советы для учащихся

  1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
  2. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  3. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  4. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  5. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
  6. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  7. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.
  8. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
  9. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  10. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

Советы учащимся при работе с учебной книгой

  1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
  2. Посмотри, кто автор произведения.
  3. Внимательно прочитай весь текст.
  4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
  5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
  6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
  7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
  8. Составь план пересказа текста.
  9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
  10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
  11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
  12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Советы родителям

  1. Терпеливо помогайте ребенку  подружиться с книгой, подбирайте  книги, которые будут интересны вашему ребенку.
  2. Рассказывайте детям  о книгах, которые вы читали в его возрасте.
  3. Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
  4. Устраивать семейные чтения. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
  5. Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
  6. Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
  7. Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
  8. Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
  9. Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как поддержать интерес к предмету при обучении грамматике английского языка

 Известно, что школьники на первых уроках иностранного языка занимаются с большим интересом, энтузиазмом и верой в успех. Но специфика предмета иностранный язык требует от учащихся напряженной умствен...

Родительское собрание на тему: «Я хочу учиться хорошо» или «Как поддержать интерес к учёбе».

Тема: «Я хочу учиться хорошо» или «Как поддержать интерес к учёбе»....

Эссе "Самореализация в школе: как разглядеть и поддержать детские таланты"

Педагогическое эссе  с размышлениями и примерами из опыта работы. Автор: учитель истории МБОУ Большемурашкинская СОШ Большемурашкинского района Нижегородской области Урезков Дмитрий Геннадьевич...

Родительское собрание «Как поддержать ребенка перед экзаменами в 9 классе»

Информация для родителей девятиклассников о правилах сохранения здоровья подростков в предэкзаменационный период....

Психологическое занятие в форме тренинга для родителей учащихся выпускных классов «Как справиться со своими переживаниями и поддержать ребенка в период сдачи ГИА»

ГИА как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. В связи с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, важной составляющей подготовки учащихся ...