«Выявление суицидального риска у подростков»
статья на тему

«Выявление суицидального риска у подростков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suitsid.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Остановись на полдороге,

Доверься небу, как себе,

Подумай – если не о боге –

Хотя бы просто о себе.

Цель родительского собрания: 

Оказание профилактической помощи родителям по проблемам суицида  Задачи:

1.Расширить знания родителей о признаках подросткового суицида.

2.Оценить взаимоотношения со своим ребенком.

  1. Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание  его проблемам.

Проблема суицида, а проще говоря – самоубийства пугает своей актуальностью в наше располагающее к стрессам и депрессиям время. Беда, которую трудно предотвратить - в большинстве случаев. Причины, побудившие человека расстаться с жизнью, остаются загадкой даже для родных и близких. Самое страшное, что все чаще на этот роковой шаг решаются молодые люди, у которых все еще впереди. В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. Откуда берет начало эта печальная тенденция? Дети не осознают необратимость смерти, у них еще нет жизненного опыта, осведомленности о пределах границы между жизнью и смертью. Со стороны же взрослых людей выявляется непонимание причин и механизмов детского суицида.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.  Обстоятельств, которые могут довести ребенка до смерти еще очень много. И все они индивидуальны, также как и наши дети.

Различают следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, оказание давления на окружающих с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Аффективное суицидальное поведение - суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

Истинное суицидальное поведение - характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, самобичевания, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

Коренная причина детских самоубийств — непонимание их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, из развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся  взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная («разбитая») первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.

Суицидальное поведение также может служить в целях демонстративного шантажа, особенно в тех семьях, где постоянно происходят конфликты. Чаще всего у такого подростка можно заметить высокую агрессивность, возбудимость и завышенные требования в кругу своих сверстников. Суицидальное действие, в данном случае, подросток совершает с целью отомстить своему обидчику и доказать правоту. Самоубийство совершается под сиюминутным порывом и часто приводит к переигрыванию, которое оканчивается летальным исходом. Если спорная ситуация не разрешилась после неудавшегося суицида, вероятнее всего будет его повтор.

  Подростковый суицид с целью манипуляции наблюдается в дисгармоничных семьях с неадекватным воспитанием, особенно в период падения их авторитета среди сверстников и потери лидерских позиций. Обычно это происходит после 5-6 класса. Если ситуация находит своё решение в попытке самоубийства, подросток начинает умело и часто этим манипулировать, закрепляя, таким образом, своё главенство.

  Практика неоднократно показала, что суицидальное поведение подростков чаще наблюдается во внешне благополучных семьях, в которых стараются не замечать конфликтных ситуаций, вместо того, чтобы их решать. Асоциальные же семьи развивают у ребёнка защитные механизмы, которые способствуют быстрой его адаптации к тем условиям, в которых он живёт. Для младшего возраста наиболее опасны в суицидальном плане конфликты, происходящие между членами семьи, например развод родителей, в то время как более старшие подростки больше переживают из-за конфликтов в школе со сверстниками.

Помощь при подростковых суицидальных проявлениях

  При первых же малейших подозрениях на возможность суицида родителям необходимо, в первую очередь, поговорить с подростком, постараться с полной ответственностью вникнуть в его проблему, выслушать и понять. Не следует недооценивать чувства и намерения ребёнка, особенно, если он уже составил план и твёрдо решил его осуществить.

  Очень часто родители не придают большого значения тем или иным жалобам своего чада, что и является самой большой ошибкой, способной толкнуть подростка на необдуманный шаг. Со стороны взрослых должна постоянно чувствоваться поддержка, особенно в минуты сильного эмоционального кризиса. Необходимо внимательнее присматриваться к своему ребёнку, чтобы вовремя распознать тревожные звоночки и суметь их предотвратить, ведь не всегда подросток может дать волю чувствам или прямо рассказать о своей проблеме. Порой необходимо его немножечко к этому подтолкнуть.

  Родители не должны забывать – всё, что связано с их самым дорогим человеком, всегда имеет большую важность и значение. Ведь только при полной гармонии и доверии можно создать ту жизненную атмосферу, которая так необходима в полноценной счастливой семье.

И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок вожет возвращаться в любое время и отдыхать, быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».

          Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы , следуя им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами!Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)...

Выявление суицидального риска у учащихся по А.А. Кучер и В.П. Костюкевич

Анкета выявления суицидального риска среди учащихсяОпросник 85 вопросов-утвержденийИнтерпретация результатов опроса по возрастам 5-7, 8-9, 10-11 классы...

Особенности психологического сопровождения акцентуированных подростков, склонных к суицидальному риску.

В наше время суицидальное поведение и его последствия являются одной из значимых общественных проблем, поэтому  я предлагаю вам ознакомится с материалом в котором кратко дается введения в п...

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике....

Выступление на педагогическом совете «Показатели суицидального риска детей и подростков».

          В психологической науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают подростковые самоубийства.  Известно, что  психоло...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с подростком с суицидальным риском"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). В программе описан подход к психологическому сопровождению подростка "группы риска". (2018-2019 учебный год)...