Главные вкладки

    консультация для родителей "Использование логоритмики в детскому саду " область "Музыка"
    статья на тему

    Филина Гюзель Илсояровна

               

         «Использование логоритмики

         в детском саду  область «Музыка»

    В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

    Для профилактики нарушений речи в старшем возрасте проводятся интегрированные занятия (музыка-логоритмика) В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

    Фонетическая ритмика- это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

    Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь-движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

    Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движение под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

    Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально- двигательные и коммуникативные игры, упражнения для крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

    На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

    Интегрированные занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз) В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

    Структура интегрированных занятий:

    -движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега

    -танец (хоровод)

    -разучивание четверостишие, сопровождаемое движениями

    -песня сопровождаемая жестами

    -мимические упражнения

    -артикулиционная гимнастика

    -пальчиковая игра

    -подвижная или коммуникативная игра

    Регулярное включение в музыкальные занятия элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное  повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

    Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

    Пальчиковая гимнастика

    Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.

    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словеснгой речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

    На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку- как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.

    Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно- образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

     

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

    Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает зарядиться бодростью и жизнерадостью, сохранять высокую работоспособность.

    Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

    -положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

    -способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС;

    -улучшает дренажную функцию бронхов;

    -восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

    Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять:

    -развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

    -выработку контроля за положением рта;

    Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой.

     

    Ритмопластика.

    Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальных слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичность и.т.д; в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

    Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного, музыкального инструмента.

    Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

    Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

    Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – это успех занятия. Музыка регулирует движения и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

    Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, был удобной для двигательных упражнений.

    Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру( плясовые, колыбельные, песни. Маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые)

    В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

    -доступными двигательным возможностям детей(с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности)

    -понятными по содержании игрового образа(для младших- мир игрушек, для старших – герои волшебных сказок)

    -разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках.

    Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях проводятся в основном во время музыкально-ритмических движений и игр- драматизаций.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл besedy.docx22.92 КБ

    Предварительный просмотр:

                   КОНСУЛЬТАЦИЯ

              ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

        «Музыкально-двигательная

                      активность»

                                       Составила: Филина Г.И.

                Беседа на тему:

         «Использование логоритмики

         в детском саду»

              область «Музыка»

                                  Составила: Филина Г.И.

    В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

    Для профилактики нарушений речи в старшем возрасте проводятся интегрированные занятия (музыка-логоритмика) В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

    Фонетическая ритмика- это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

    Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь-движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

    Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движение под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

    Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально- двигательные и коммуникативные игры, упражнения для крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

    На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

    Интегрированные занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз) В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

    Структура интегрированных занятий:

    -движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега

    -танец (хоровод)

    -разучивание четверостишие, сопровождаемое движениями

    -песня сопровождаемая жестами

    -мимические упражнения

    -артикулиционная гимнастика

    -пальчиковая игра

    -подвижная или коммуникативная игра

    Регулярное включение в музыкальные занятия элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное  повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

    Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

    Пальчиковая гимнастика

    Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.

    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словеснгой речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

    На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку- как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.

    Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно- образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

    Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает зарядиться бодростью и жизнерадостью, сохранять высокую работоспособность.

    Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

    -положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

    -способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС;

    -улучшает дренажную функцию бронхов;

    -восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

    Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять:

    -развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

    -выработку контроля за положением рта;

    Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой.

    Ритмопластика.

    Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальных слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичность и.т.д; в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

    Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного, музыкального инструмента.

    Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

    Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

    Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – это успех занятия. Музыка регулирует движения и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

    Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, был удобной для двигательных упражнений.

    Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру( плясовые, колыбельные, песни. Маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые)

    В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

    -доступными двигательным возможностям детей(с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности)

    -понятными по содержании игрового образа(для младших- мир игрушек, для старших – герои волшебных сказок)

    -разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках.

    Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях проводятся в основном во время музыкально-ритмических движений и игр- драматизаций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект НОД для детей старшей логопедической группы "В гостях у Лесовичка" из опыта работы "Логоритмика в детском саду"

       Сюжетно-тематическая организация данной НОД позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. ...

    Консультация для воспитателей "Цветотерапия в детском саду".

    Мы откроем вам секрет,Как раскрасить белый светЖелтыми, зелеными, краснымиКрасками прекрасными.Пусть сияет все вокруг -Речка, поле, лес и лугЖелтыми, зелеными, краснымиКрасками прекрасными!...

    Консультация "Как оформить группу в детском саду на весеннюю тему"

    Важную роль в процессе обучения  и воспитания в дошкольном учреждении играет оформление приемной  группы. Тематические выставки и декор способствуют лучшему усвоению материала, поднимают нас...

    Консультация для родителей "адаптация к детскому саду"

    Создала консультацию для родителей "адаптация в детском саду". ...

    Консультация "Проблемы адаптации детей в детском саду"

    Консультация для родителей:«Проблемы адаптации ребенка к детскому саду». Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к ...