Общешкольное родительское собрание "Слово в семье"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Цели мероприятия: 1)показать огромную воспитательную роль слова; 2) познакомить с духовным смыслом русской речи; 3) показать отрицательное влияние бранных и иноязычных слов на формирование духовного облика молодого поколения. Методический материал раскрывает первостепенную задачу родителей, учителей – научить верно относиться к слову как к великому Божьему дару и одновременно как к силе и оружию. А это значит: отличать слово, употребляемое во благо (светлое, просвещающее, созидающее), от слова, употребляемого во зло (тёмное, замутняющее, разрушающее). 
         И ещё одна задача –  выработать у детей духовное отношение к родному языку, основанное на: понимании его значения; на осознание опасности его повреждения; на чувстве ответственности за сказанное слово и на национальном достоинстве. 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelsroye_sobraniye_slovo_v_semye.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Куликовская основная общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области

Учитель русского языка и литературы

Федотова Нина Александровна

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 5-9 КЛАССАХ:

«Слово в семье»

ЦЕЛИ:

- ПОКАЗАТЬ ОГРОМНУЮ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ СЛОВА;

- ПОЗНАКОМИТЬ С ДУХОВНЫМ СМЫСЛОМ РУССКОЙ РЕЧИ;

- ПОКАЗАТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ БРАННЫХ И ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО ОБЛИКА МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

МУЛЬТИМЕДИА ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ТЕМА СОБРАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ НА ДОСКЕ.

ХОД СОБРАНИЯ

    Классный руководитель: Уважаемые родители!  Сегодня наше собрание посвящено самому распространённому методу воздействия на детей – слову. В ходе моей лекции я бы хотела, чтобы Вы подумали над следующими вопросами:

   (На доске) 1. На какие темы Вы чаще всего беседуете с детьми?

                      2. Каким тоном ведутся разговоры?

                      3. Слышат ли от Вас дети бранные слова и выражения?                                Употребляют ли они их в своей речи?

                      4. Читаете ли Вы детям вслух (книги, прессу, учебники)?

                      5. Насколько близка Вам история нашего языка (церковно-славянская речь, духовная музыка и народная песня)?

      После моего выступления мы побеседуем по этим вопросам, поделимся мыслями по сегодняшней теме.

  1. Лекция классного руководителя.

          Все наши трудности и проблемы в воспитании детей происходят от того, что на каком-то этапе мы что-то упустили, на что-то не обратили внимания, уделили мало времени своему ребёнку, не прислушались к нему – а в результате потом беспомощно разводим руками: «Ничего не могу с ним поделать – не слушается, грубит, обманывает…» и т.д.

         Конечно, воспитание – сложный процесс, и в нём важна каждая деталь, каждый поступок, каждое сказанное слово. А ведь мы не привыкли до такой степени себя контролировать, чтобы следить за каждым своим словом. Вот я и хочу сегодня с вами поговорить о таком методе воспитания как слово. Им мы пользуемся каждый день.  

         Наша будничная речь – это наша жизнь. Она напрямую связана с нашим характером, воспитанием, образом жизни, с нашей духовностью. И если человек необуздан в слове, то трудно от него требовать и адекватного поведения, и благотворного влияния на воспитание детей.

          Добрая русская семья испокон века складывалась как соборная (совместная) общность. Судьба человека не мыслилась вне семьи. В лоне семьи протекало первоначальное воспитание общежития, единения и любви. В ней с помощью слова человек учился долгу, приятию авторитета, дисциплине.

          Как и всё в мире, семья начинается со слова. Чаще всего это слово «люблю».

         Но смысл его различен: «люблю – жалею», «люблю благоговею», «люблю – боготворю», «люблю – надеюсь», «люблю – обещаю», «люблю – желаю», «люблю – жертвую», «люблю – клянусь в верности». И хорошо, если «люблю»  значит: хочу тебе добра, счастья.

         Но если в семью будут вторгаться другие, чуждые этому слову смыслы, в судьбы людей станет закрадываться нездоровое начало. Дурной смысл, тёмная энергия злых слов будут, как ржа, подтачивать и разрушать семью. (Более того, учёные считают, что действенно не только злое слово, но даже дурная мысль!)

          С первого слова «люблю» начинается семейное строительство. Зарождается будущее семьи, будущее вашего рода.

         Род – это коренное слово, означающее «дающий жизнь и жизнь продолжающий». Слова этого корня несут светлое, доброе начало: народ, родимый (род «имамый»-имеющий), родник (и воображение рисует чистый, животворный, из недр земли-матери текущий ручей), Родина (дорогая, самая близкая сердцу страна).

          Когда же мы употребим приставку со значением отторжения, отталкивания, то получим почти бранный смысл – выродок, отродье. Или жалостливый: урод, безродный.

          Жизнь человека начинается со слова. Вот перед матерью маленький, беззащитный комочек. Он живой, но пока безъязыкий, как сама природа. И вот – чудо! – первое ласковое, доброе слово матери – и навстречу этому слову вдруг появляется улыбка младенца. Именно с этого слова, ещё не понимаемого, но ощущаемого начинается человек, появляется со-знание, со-чувствование, со-присутствие в мире, без которого нет и не может быть человеческого бытия.  

           Страшно, что многие совсем не понимают того, что в основе благополучия и счастья лежит всё то же: слово, слово соединяющее, укрепляющее добрый род – добро.

           Сила слова – в его духовной сущности. Не наши уста впервые произносят его. Слово жило и существовало на протяжении веков. Оно впитало в себя много чувств, настроений и мыслей. Поэтому произнося слово, мы как бы всколыхиваем этот  вековой пласт и направляем всю его энергию на собеседника (ребёнка). Особенно сильной отрицательной энергетикой обладают бранные слова, которые за долгий период существования накопили в себе большой заряд отрицательных эмоций.

          Чем же в нашем мире является язык?

         Прежде всего – это средство общения. Он также является ключом к духовному и практическому опыту народа (с помощью языка мы можем прочитать и узнать о чём угодно). Язык – это духовное достояние, святыня народа (без языка не может существовать ни одна нация). Язык – это способ освоения материального и духовного мира (при этом следует различать язык мирской и язык обработанный, духовный – язык высоких образцов классической литературы и богослужений). Язык в современном мире – единственное средство получить образование. И, наконец, язык – это форма духовной энергии, проявляющаяся нередко помимо сознания говорящего и оказывающая не только ожидаемые, но и непредвиденные влияния на окружающих. Недаром религия утверждает, что светлые и добрые мысли лечат, а тёмные и злые – калечат. Забывать это нельзя особенно в семье, потому что любая мысль и слово как бы остаются в стенах дома.

         Сосредоточенный в слове практический и духовный опыт приоткрывается через историю языка и этимологию, науку о происхождении слова.

          Например: мы говорим спасибо = спаси Бог (за доброе дело мы платим добрым словом);  благодарю = благо дарю ( благо – это добро, милость, любовь). Иными словами: признаю твоё добро и отвечаю на добро добром.

          Здесь встаёт вопрос о слове истинном и слове лукавом, тёмном, чужом.

          Первостепенная задача родителей, учителей – научить верно относиться к слову как к великому Божьему дару и одновременно как к силе и оружию. А это значит: отличать слово, употребляемое во благо (светлое, просвещающее, созидающее), от слова, употребляемого во зло (тёмное, замутняющее, разрушающее).

         И ещё одна задача –  выработать у детей духовное отношение к родному языку, основанное на:

  1. понимании его значения; 2) на осознание опасности его повреждения; 3) на чувстве ответственности за сказанное слово и на национальном достоинстве.

                   Замена родного слова иноземным, как правило, не безобидна: она затемняет истинный смысл передаваемого понятия.

         Например, в русский язык давно вошло иноязычное слово «идея», что значит «мысль». Позже появилось слово «идеология» - учение, а недавно появилось словечко «деиделогизация», буквально означающее «обессмысливание»! А мы говорили  о деидеологизации и деполитизации школы, армии. Только иноязычное слово помешало понять, что это совершенная нелепость. И сейчас мы пожинаем плоды деполитизации в армии.

        Утрата истинного смысла родных слов затрудняет верную оценку явлений жизни.

        В русском языке есть почти бранное слово безбожник. В своё время его не случайно стали подменять безразлично звучащим иностранным атеист, чтобы снять оттенок осуждения и презрения к тем, кто отрёкся от веры в Бога. Ещё более бесстыдной стала подмена очень точного и выражающего нравственную оценку слова извращенцы словосочетанием сексуальные меньшинства. Такая подмена только содействует разврату. 

        Точно также искусственно внедряется в нашу речь слово секс. В него пытаются насильно впихнуть понятия, обозначающие совсем другое. Секс – это плотское вожделение, блуд, грех. Неграмотно и небезобидно для смысла смешивать его со словом любовь. 

        Деловая речь не представляет исключения. Раньше часто говорили о служении, в быту – о службе. Снижение духовности привело к изменениям в речи и стали говорить о работе, а теперь всё сводится к бизнесу.

        В последнее время в нашей речи закрепилось понятие «деловой». Вот его значения:  дельный, путный, рабочий, умелый, полезный, практичный и наконец – практичный, но неразборчивый в средствах для достижения цели, иными словами, способный к жульничеству.

        Так вот, когда предпринимателя называют бизнесменом, сознание наше отбирает из многих значений слова «деловой» по преимуществу последнее. Самый бизнес для русского сознания уже имеет значение обмана.

         Серьёзный ущерб нашей культуре сейчас наносит засилье второсортной иноязычной беллетристики и исключение из школьной программы некоторых классических произведений. Деградации культуры способствуют наши СМИ. Культивируется власть денег, тупое самодовольство без угрызений совести, «пещерное» отношение к окружающему.

      Вместо «должен» приучают говорить «хочу», вместо «достойно» - «мне так нравится»,  вместо «не могу иначе» - «всё равно», «мне так удобно» или «чего изволите»?  Молодёжь перестаёт различать высокое и низменное. А неумение отличить хорошее от плохого ставит человека с двух ног на четыре. То есть человек превращается в животное. Вот откуда современные маньяки, изощрённые убийцы и преступники. Идёт «оскотинивание» народа.

      В связи со сказанным следует напомнить о зомбировании и лингвокодировании.  Зомбирование – это приведение к состоянию, когда разум и чувства зашорены, а человек, того не сознавая, как бы думает и действует в определённом, заданном ему направлении, так как не способен мыслить и может только соображать. Не способен и чувствовать – может только ощущать: приятно – неприятно, легко – трудно, хочу – не хочу. К «компьютерному» мироощущению такого уровня, к системе «лингвокодирования» подталкивают и нас, учителей, некоторые педагогические «новации» не обучающие языку, а мешающие его полноценному усвоению (например, чрезмерное увлечение тестированием).

      Некоторые наши СМИ во имя дешёвой привлекательности насаждают стиль ёрничества, полуцинизма, балагурства, речевого кощунства. А наши бедные дети уже и не осознают, что это не культура, а антикультура.

     Нам с вами надо знать, как противостоять «раскультуриванию» народа. Для этого надо себе чётко представлять, что сознание наших детей уже в той или иной мере отравлено окружающей их действительностью (возможно, каждый из нас вольно или невольно внёс свою лепту в этот процесс).

      Как же нам защитить наших детей (памятуя о том, что мы сегодня говорим о слове в семье)?

     Для этого надо практиковать в доме чтение вслух, учить детей видеть красоту церковно-славянского языка, чувствовать прелесть духовновных и народных песен, заучивать с детьми наизусть лучшие произведения русской литературы или их фрагменты, внушать детям сознательное отношение к языку как к национальной святыне.

     Важно постоянно анализировать речь по её смыслу и направлению:

речь -  во благо и речь -  во зло,  речь - к Истине и речь - ко лжи, речь -открытая и речь - завуалированная (с «двойной арифметикой») и т.д.

     Научившись различать речь таким образом, дети станут способными воспринимать духовную сторону слова, к ним вернётся дар ощущать его полноту, счастье понимать и чувствовать всю глубину и обаяние великого, могучего и свободного русского языка.

  1. Беседа классного руководителя с родителями по предложенным в начале собрания вопросам. Обмен опытом и мнениями по теме собрания. Выработка решения.
  2. Решение.

  1. Обращать внимание на свою речь и речь детей. Не употреблять при общении с детьми слов, несущих отрицательную энергетику.
  2. Содействовать совершенствованию речи детей путём использования лучших её образцов.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. «Духовно-нравственные основы семьи», хрестоматия для учителя, ч. 1 Москва, изд. «Школьная Пресса», 2001 г., 127 стр.
  2. Н. Арсеньев «Духовные традиции русской семьи», Клин, изд. «Христианская жизнь», 2002 г., 248 стр.
  3. И. А. Ильин «О духовном здоровье семьи», журнал «Семья России», весна 2007, 144 стр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание"Роль семьи в формировании личности"

Доклад с элементами игры на общешкольном родительском собрании...

Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»

Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут ст...

Общешкольное родительское собрание "Роль семьи в современном обществе"

Выступление психолога на общешкольном родительском собрании....

Общешкольное родительское собрание " Здоровая семья - здоровый ребенок"

Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх, и грусть.Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним то, в больницу,...

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ"

Данная лекция разработана с учетом особенности образовательного учреждения. В помощь психологам и социальным педагогам. Лекция проводилась для родителей в большинстве из которых являются семьями наход...

Общешкольное родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики опасных зон воспитания.»

Данное родительское собрание было нацелено на решение острых проблем, волнующих в настоящее время семью и школу....

Выступление на общешкольном родительском собрании. Роль семьи в формировании личности

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они оста...