Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям
консультация (5 класс) на тему

Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

 «Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям»

Цель:

• выявить причины трудностей адаптации детей в учебной деятельности и наметить  пути решения появившихся проблем;

• привлечь внимание родителей школьников к проблемам адаптации.

Возникающие проблемы адаптации:

• много учителей-предметников;

• непривычное расписание;

• много новых кабинетов;

• новый классный руководитель;

• возросший темп работы;

 • возросший объем работ в классе и домашних заданий;

 • ослабление или отсутствие контроля со стороны родителей;

• низкий уровень развития речи;

•слабое развитие навыков самостоятельной работы;

• своеобразие подросткового возраста.

Успешное решение адаптации осуществляется путем:

• создания условий для успешной адаптации учащихся к новым школьным условиям.

• повышения уровня психологической готовности детей к учебной деятельности, познавательному развитию.

• адаптации образовательных технологий к индивидуальным особенностям учащихся пятых классов

Ход собрания:

Классный руководитель:

Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. В пятом классе ребенка начинает изучать новые более сложные дисциплины, появляется новый классный руководитель и учителя-предметники. Начало пятого класса – интересный и сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдёт адаптация, зависит дальнейшая школьная жизнь ребёнка. 

Согласно, информационному письму Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 № 14 – 15 – 140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную» успешность адаптации школьника к обучению в 5 - 6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
       - учитывать психологические особенности 10 - 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;

- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения и той или иной форме характерны примерно для 70–80 % школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т. п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Однако некоторое «обезличивание» подхода к школьнику – очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Именно с этими особенностями адаптационного периода в значительной степени связано ухудшение успеваемости, которому родители подчас находят неверное объяснение.

Подведение итогов:

Дорогие родители, сегодня вы получили представление о трудностях, с которыми сталкиваются дети, при переходе в 5 класс, почувствовали проблемы школьников.

Вы осознали что, переход в 5 класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность и адаптации к среднему звену, и всей последующей школьной жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям принять и понять новую систему требований, наладить отношения с педагогами, найти свое место в школьном коллективе. Поверьте, это возможно. Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.

В заключение нашего собрания предлагаю вам:

Притча Мудрец

     Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках». Желаю удачи!

Благодарю всех за внимание!

Литература

1. Джинотт Х. Дж. Между родителем и подростком. – М., 2000.

2. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997.

3. Сосова Н. Л. В пятый раз – в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10–11 лет. – СПб., 2001.

4. Цукерман  Г. А. Десяти-, двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. – № 3.

      5. Цукерман Г. Л., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М., 1995

      6.Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2/ Подред.Н.А. Алексеевой. – М.:ТЦ Сфера,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Какими должны быть пятиклассники? •уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;•уметь правильно распределять и планир...

Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы

Презентация для первого собрания родителей, дети которых пришли в пятый класс. Собранный материал поможет обяснить родителям всю важность успешной и скорейшей адаптации детей в пятом классе....

Адаптация пятиклассников к новым школьным условиям.(родительское собрание)

Первое  собрание для родителей учащихся 5 класса, посвященное адаптации ребят к новым условиям школьной жизни. Материал собрания предлагает родителям увитеть основные отличия учебной и общей нагр...

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и...

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Опыт. Раздумья. Новые планы.

Презентация используется как сопроводительный материал к выступлению классного руководителя на родительском собрании....

Материал к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников к новым учебным условиям" (презентация, анкеты, памятки)

Материал к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников к новым учебным условиям" (презентация, анкеты, памятки)...

Родительское собрание: «Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям».

В материале представлено выступление классного руководителя на родительском собрании, посвященное проблемам переходного периода школьников в старшее звено обучения....