«Знакомим детей с народной игрушкой»
методическая разработка на тему

Усачева Елена Анатольевна

Методическая памятка для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

 «Знакомим    детей с    народной    игрушкой»

Произведения народного и прикладного искусства служат исключительно подходящими  для эстетического воспитания   детей в семье.

Первыми подлинными произведениями искусства, с которыми знакомятся дети,         являются их игрушки. Большинство людей помнят любимые игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем были созданы эти первые жизненные и культурные ориентиры ребенка.

        В настоящее время российский рынок заполнен импортными играми и игрушками, значительная часть которых довольно низкого качества и сомнительного предназначения отрицательно влияет на развитие детей.

        Министерство образования пытается изменить положение в этой сфере. Но без активного участия родителей решить эту проблему невозможно, потому что защитить своего ребенка от этих опасных игрушек могут только родители, приобретая для него то, что способствует пробуждению его творческих способностей и художественного восприятия.

        Мы живем в великой стране, которая, несмотря на огромные социально-экономические трудности, продолжает сохранять свой духовный потенциал. А народное искусство как часть нашей культуры живет и развивается.  На прилавках магазинов можно встретить нашу родную матрешку, дымковскую, каргопольскую, абашевскую, тверскую, богородские  игрушки. Они, как веселая народная улыбка, в которой дух сказки и верное наблюдение жизни, яркость красок и огромное изящество форм, радуют и детей, и взрослых.

        Их создатели из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Поэтому работы народных мастеров становятся уже не только забавой для детей, но и предметом восхищения и коллекционирования со стороны взрослых. и это замечательно!

Собирайте народные игрушки и играйте в них вместе с детьми! В этом случае народное искусство будет объединять несколько поколений, связывая их нитью исторической и культурной памяти своего народа.

        Рассматривая их или играя с ними, ребенок впитывает, познает форму, цвет, орнамент, которые веками отбирал и шлифовал каждый народ. При этом важно отметить, что народные мастера не забыли и о возрастных особенностях детей. Со всеми народными игрушками малыши могут действовать: весело свистеть в глиняные и деревянные свистульки, движением рычажка заставлять медвежат рубить дрова, зайцев - бить в барабан.

        Но, действуя с такой игрушкой, ребенок получает не только удовольствие от игры, но и определенное эстетическое впечатление.  Ребенок  разглядывает веселые узоры на дымковской игрушке или яркие пятна-перья на тверской поделке.

        Приостанавливая движение рычажка можно рассмотреть прелестных  толстопятых и очень забавных зверят. Так  народная игрушка воспитывает без назидания и поучения.

        Поэтому я рекомендую приобретать те народные игрушки, с которыми дети могли бы действовать: свистульки глиняные - абашевские, дымковские, тверские, каргопольские, филимоновские; разного вида деревянные игрушки - богородские, хохломские, городецкие; матрешки (семеновские, загорские).

        Затем можно познакомить детей с предметами народного и декоративно-прикладного искусства. В первую очередь к ним относятся работы народных мастеров своего района, города, села, а также городецкая, хохломская и другие росписи.

        Покажите детям красоту народных узоров, их ритмичность, чередование элементов, цветовых пятен, обратите внимание на своеобразие колорита каждого вида, геометрические и обобщенные образы растительного мира (цветы, ягоды, листья, травка и пр.).

        Полюбуйтесь вместе с детьми красотой, изяществом этих изделий. Как можно чаще этой посудой сервируйте ребенку стол, доставляя ему тем самым большую радость.