Роль семьи в воспитании глухого ребёнка
материал по теме

Свитова Марина Алексеевна

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка очень  важна. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обучении, т.е. помогать учителю и воспитателю, выполнять все их поручения и просьбы, особенно заниматься формированием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_gluhogo_rebenka.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании глухого ребенка.

    Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обучении, т.е. помогать учителю и воспитателю, выполнять все их поручения и просьбы, особенно заниматься формированием речи.

    Очень важно вместе со своим ребёнком усвоить дактилологию и в достаточной степени развивать технику «говорения» пальцами, используя рекомендации сурдопедагога правильности дактилирования.

     Родителям также необходимо усвоить и специальную педагогическую грамоту, которая во многом определяет качество и успех обучения, а по существу судьбу вашего ребёнка.

   Для накопления словарного запаса надо использовать рисунки, приучать ребёнка обращать внимание на артикуляцию губ.

     Для усвоения необходимо предлагать, в первую очередь, те слова, которые будут понятны ребёнку и нужными для употребления. Одни и те же действия необходимо называть во время их выполнения в разных условиях и с разными предметами. Чтобы выработать у глухого ребёнка желание говорить, весь уклад жизни, всё окружение должно быть приспособленным для того, чтоб у него возникала природная необходимость говорить. Нужно систематически консультироваться у специалистов, которые дадут конкретные рекомендации, касательно индивидуальных форм и методов работы. В семье должны быть выработаны одинаковые требования к ребёнку. Не относитесь к нему, как к больному, разрешая ему всё, что угодно, исполняя все его желания. Ваша ошибка будет потом дорого стоить вам и вашему ребёнку. Глухие и слабослышащие дети будут настолько нормальными, насколько их поддерживают и вдохновляют на это. В настоящее время неоценимую помощь в реабилитации детей с проблемами слуха оказывают современные высокотехнологичные слуховые аппараты, высококачественное оборудование аудиоцентров, и, конечно специалисты – сурдологи.

      Важной сферой формирования речи неслышащего ребенка в семье является его деятельность дома, начиная от режимных моментов (подъем, завтрак, обед, ужин, прогулка) и кончая помощью по дому. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.

Выводы:

1.Формирование словесной речи неслышащих детей в семье должно стать одной из основных задач родителей и школы.

2.Планомерные и систематические занятия родителей по развитию речи своих детей под руководством педагога обеспечивают высокую результативность в обучении школьников.

3.Вооружение родителей основами знаний специальной педагогики, психологии сделает их помощниками и единомышленниками воспитателя и учителя.

4.Постоянная работа по развитию устной речи неслышащего ребенка в семье обеспечивает необходимое взаимопонимание и контакт между родителями и ребенком.

5.Возникнет дружный, единомышленный родительский коллектив.

6.Постоянная взаимосвязь педагога и родителей обеспечит формирование детского коллектива.

7.Совместная деятельность родителей и педагогов в указанном направлении способствует развитию положительных сторон личности учеников.

8.Проявления негативизма, столь частые и характерные для неслышащих детей, исчезнут.

9.Специальная школа должна всемерно расширять контакты с родителями таких детей, воспитывать в их лице верных и грамотных помощников в своей работе.

      Родители, имеющие глухих и слабослышащих детей, не всегда чувствуют себя уверенными в вопросах общения и воспитания ребенка с нарушением слуха и речи. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.

     Родителям нужно знать и помнить, что глухой ребенок, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи.  Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога.

       Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь. Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мать, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Вова, на!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Вова, дай». Каждое слово должно произноситься матерью много раз, чтобы закрепить чтение его с губ.

       Когда с ребенком говорят,  и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. При многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

         Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко.  Надо развивать зрительное внимание, которое так необходимо глухому ребенку при чтении с губ.

         Родителям всегда могут оказать помощь врачи сурдологи-оториноларингологи, сурдопедагоги, если они своевременно обратятся за консультацией в центр реабилитации слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль семьи в воспитании ребёнка

презентация расскрывает роль семьи и школы в воспитании ребёнка...

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка.

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обуч...

Роль семьи в воспитании здорового ребёнка

Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжела­тельные взаимо...

Герасимчик Л.В. Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } «Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы вос...

РЕФЕРАТ "Проблемы воспитания глухого ребёнка в семье"

Актуальность этой темы очевидна. Семьям, имеющим детей с нарушением слуха необходимо помочь выработать общую стратегию сурдопедагогической деятельности, вселить в  них веру,  что  при ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

"Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании

quot;Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании...