Родительское собрание в 6 классе "Первые проблемы подросткового возраста"
методическая разработка на тему

Дунаева Галина Федоровна

Родительское собрание в 6 классе "Первые проблемы подросткового возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание 6 класс.

Тема: Первые проблемы подросткового возраста

Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.

Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность…

Ж.-П.Сартр

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…

Януш Корчак

Ход собрания.

- Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий.

   По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

   Давайте обратимся к результатам исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания.

Анализ результатов анкетирования детей.

Статистика для родителей:

   Папы и мамы! Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

   Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Вот статистика, которую полезно знать:

  1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворительности своей внешностью.
  2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
  3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
  4. 60% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
  5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
  6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
  7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
  8. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
  9.  В это период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
  10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.  

  С этими данными, конечно, связаны и некоторые вопросы воспитания, которые необходимо рассмотреть. (раздаю вопросы для обсуждения)

Полезная информация.

Дети и свобода.

  1. Вредна ли свобода для подростка?

Ничем неограниченная свобода безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она также вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.

  1. Влияние улицы на поведение ребенка.

Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.

   Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.

3. Подросток дома.

 Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из-под контроля.

4.Компания ребенка.

 Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в людях и их поступках.

Тест для родителей

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Шкала суждений: 1 – категорически не согласен, 2- мне трудно с этим согласиться, 3 – может быть, это и верно, 4 – совершенно верно. Я с этим согласен.

  1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
  2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей
  3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы прелдупредить его падения и ушибы
  4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути
  5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, котрые могут привести к физическим увечьям
  6. Воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный
  7. У ребенка не должно быть тайн от родителей
  8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально
  9. Любовью родителей ребенка не испортить
  10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни
  11. Главное, чем должен заниматься ребенок – это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
  12. Мать – главное лицо семьи
  13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее – детям!»
  14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
  15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей

Итоги:

40 баллов и выше – Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за нмх.

25-40 баллов – Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявить свою независимость и свою взрослость

Меньше 25 баллов – Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

Взаимоотношения между родителями и детьми

Взаимоотношения между родителями и детьми – тема, как известно, открытая. Научиться убирать противоречия и находить взаимопонимание между родителями и детьми — наука и искусство. Не всегда родители помнят, что ответственность за овладение ими несут именно. 

Статистика - упрямая вещь, а в данном случае еще и достаточно неприятная. Согласно ей среди подростков в возрасте от 10 до 14 лет:

самый большой процент суицида;

каждый 4-й пробовал наркотики и имел секс;

95% подростков пробовали курить, многие курят;

30% уходят или уходили из дому.

Возможно ли это изменить?

Постараемся найти альтернативу такому экстремальному познанию мира. Очевидно, что причина вышеуказанного - недостаточное или, так сказать, некачественное внимание, которое уделяется ребенку. И каждый родитель может привести множество доводов в свое оправдание: нагрузка на роботе, неизбежность "уличного" воспитания, которое трудно поддается контролю, в конце концов, куда смотрят учителя в школе… Тем не менее мы ставим перед собой задачу искать не оправдания, а пути решения. Главная задача и ответственность родителей – научить ребенка жить, взаимодействовать с окружающим миром. Естественное удовлетворение физических потребностей в еде и одежде далеко не единственное, хотя и важно. Кроме того, сразу оговорим: если ребенка воспитывает один родитель, это не значит, что он не сможет дать ему полноценное воспитание. Главное – осознать это как возможность роста для себя и ответственность перед ним, младшим. Важно передать ребенку ощущение полноты и щедрости окружающего мира, а также научить ставить и достигать цели, маленькие и большие.

Родителями не рождаются, родителями становятся, не нужно бояться того, что этому придется учиться.

Родители могут сказать: "Рассуждать каждый умеет… Что делать, если ребенок не слышит того, что ему говорят?". Как брать нужный настрой на взаимодействие с ребенком?

Рассмотрим взаимодействие родители – дети с точки зрения не только психологии, но и энергии.

Энергетика человека, его мысли, слова создают вокруг него определенное биополе. Оно может быть разрушительное и созидательное, сильное и слабое. Это зависит в основном от сознания человека. Знает человек об этом или нет, но энергия играет важную роль при взаимодействии людей. Энергетическая связь родители – ребенок очень тесная и мощная. Между ними должен происходить взаимообмен энергиями. Если родители добровольно не дают эту энергию (мало уделяют внимания, не дают энергию любви), дети берут ее сами, это закон самосохранения. Они просто "вампирят" через привлечение к себе внимания, пытаются разозлить, выводят родителей и учителей из себя, всячески "вырывают" их из зоны комфорта. Дети получают свое, как умеют, часто вредя себе. 

Когда ребенку дается жизнь, в него и в его родителей закладываются энергии любви, благодарности, уважения. Задача родителей - помочь раскрыть этот кладезь энергии внутри ребенка, создать условия для пробуждения позитивной энергии. Если условия негативные, то и энергия пробуждается негативная. Если в доме царят уважение, доверие, любовь, такая же энергия пробуждается и в ребенке, становится доминантной при общении ребенка с окружающим миром. Если в доме преобладают недоверие, обиды, агрессия, такая же энергия пробуждается в ребенке, он ею "пахнет". Он и ведет себя соответствующим образом, по-другому не может. Ему сложно жить, и с ним нелегко.

Энергию не видно, но ее можно ощутить. И родители, учителя хорошо ее чувствуют. Чувствительность к ней легко проверить выполняя следующее задание:, один человек думает о чем-то хорошем, приятном, а затем – о чем-то неприятном. Второй человек настраивается на первого, ощущает его энергию, фиксирует комфорт/дискомфорт. Затем можно поменяться ролями.

У посторонних людей нет кровных связей друг с другом. У родителей и детей эти связи прочнее, они более остро чувствуют как любовь, так и нелюбовь. Поэтому так ценна любовь родителей и так больно ранят проявления нелюбви.

Для того чтобы ребенок вас слышал, он должен доверять вам. Тогда энергия идет от сердца к сердцу. Для этого необходимо создать комфортную атмосферу общения.    Очень важно не отождествлять личность ребенка и его проблему (разбил чашку - недотепа), в том числе на уровне языковых оборотов. Не "ребенок лентяй", не "он такой глупый, двоечник" – а "он не смог справиться с ленью". И родители верят, что ребенок победит свои недостатки - лень, неряшливость.   

Позитивная модель взаимоотношений в семье — это комфортная жизнь сейчас, это  будущее ваше и ваших детей. В это стоит вкладывать время и силы. У родителя всегда есть возможности для расположения ребенка и обретения его доверия. Это либо энергетическая притягательность — любовь, душевное тепло в доме, либо интеллектуальный потенциал (мудрый родитель — учитель и друг). В идеале и то, и другое. Взрослые, дело за вами!

Памятка для родителей по теме «Первые проблемы подросткового возраста»

 

  1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  3. рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как вы воспринимали.
  6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
  7. В период полового созревания мальчика важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочки – со стороны пап.
  8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
  10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Вредна ли свобода для ребенка? В чем выражается свобода для подростка?

Влияние улицы на поведение ребенка. Надо ли ребенка ограничивать «свободным гулянием?»

Подросток дома. Отношение родителей к ребенку. Что должно измениться?

Компания ребенка. Стоит ли родителям подбирать компанию своему ребенку?

Литература

  1. Дереклеева. Родительские собрания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса

Разработка собрания по теме "Особенности подросткового возраста"  для 7 класса...

Родительское собрание-интерактивная ролевая игра "Подростковый возраст и семейные проблемы"

Интерактивная ролевая игра "Родитель -подросток-учитель", выборка и комментирование высказываний известных людей по проблеме, обсуждение шести типичных ситуаций, в рубрике "Родителям на заметку" ...

Тема родительского собрания: Возрастные особенности учащихся подросткового возраста.

Тема родительского собрания: Возрастные особенности учащихся подросткового возраста....

Родительское собрание "За" и "против" подросткового возраста.

   Позволит определить актуальные проблемы подросткового возраста , оценить позитивные стороны особенностей подростков.              ...

разработка родительского собрания на тему " Проблемы подросткового возраста"

В данной разработке содержится лекция  по теме, анкета для родителей  и тренинг совместно с детьми....

разработка родительского собрания на тему " Проблемы подросткового возраста"

В данной разработке содержится лекция  по теме, анкета для родителей  и тренинг совместно с детьми....