Ваш ребенок-НЕФОРМАЛ
материал
Трудно и вместе с тем так интересно жить в нашем веке! Чуть ли не каждый день что-то новое. В том числе и в культуре, а особенно - в молодежной. Но что подросткам - развлечение, то родителям - головная боль. И если к таким молодежным субкультурам, как панки и металлисты, мамы с папами уже более или менее привыкли, то недавно появившиеся готы, эмо и другие новые неформальные объединения многих по-настоящему пугают. Но так ли обоснованны родительские опасения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vash_rebenok-neformal.docx | 70.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребёнок - неформал
Две мамы: (Из анекдота) |
Субкультура: для чего она подростку?
Общество не однородно. Каждый человек - это особенный микромир со своими увлечениями, проблемами, заботами. Но при этом у многих похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединений людей по интересам. Они не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой) - не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность проявить себя, определить свое место в жизни, найти друзей. Молодежные субкультуры очень нужны для социализации личности - это самая главная роль субкультуры в обществе! Становясь готом, панком, металлистом или эмо, молодой человек усваивает определенные нормы поведения, законы общения, социальные роли...
"Что же нам делать? Как общаться с ребенком? А может, лучше запретить ему все это?" - таковы первые вопросы многих родителей, которые узнали, что их ребенок - неформал. "Для начала - успокоиться", - вот главный совет психологов. А затем - запомнить в первую очередь то, чего делать не следует.
Чего не делать ни в коем случае?
Не паниковать и не бояться. Молодежные субкультуры существовали в том или ином виде всегда. Причем не только для того, чтобы взрослых позлить. Неформальные объединения, подчеркнем еще раз, нужны молодежи для общения, самовыражения, развития.
Не запрещать. Запретный плод, как известно, сладок. С неформалами всегда пытались бороться, но результат был нулевым либо обратным. Вспомним 60-е - 80-е годы прошлого века с их гонениями на хиппи, панков, металлистов... Эти субкультуры и по сей день никуда не делись, а их "гонители" и "запретители" давно потеряли авторитет.
Не игнорировать. Это может оказаться еще хуже запретов. Пусть подросток знает, что вы в курсе его увлечений: что-то вас устраивает, что-то - нет. Иначе подросток может подумать, что он вам безразличен, что вы его разлюбили.
Не оскорблять кумиров подростка. В этом возрасте даже фраза "Выключи эту ерунду (какофонию, рычалку)" может вызвать обиду, и как следствие - взрыв агрессии. Да-да, подросток может это воспринять не как ваше желание отдохнуть от грохота музыки, а как неуважение к себе, как желание оскорбить и задеть. Лучше сначала поинтересоваться, что это за группа, и лишь потом сказать, что вы устали, и попросить сделать звук потише.
Не обвинять во всех смертных грехах. Высказывания из серии "Все неформалы - преступники и алкоголики" не только обидны, но еще и неверны. Пагубные привычки и преступления не зависят от любимой музыки и внешнего вида.
Не преуменьшать важности подросткового увлечения: мол, это у тебя скоро пройдет, перерастешь, перебесишься. Даже если это верно, подросток все равно вам не поверит и будет настаивать, что "это - навсегда". Кстати, некоторые подростковые хобби и увлечения в будущем могут перерасти в профессию. Ведь кто знает, может быть, именно ваш ребенок станет в будущем пиар-агентом музыкальной группы или тренером спортивной команды. Даже если и нет, многие и во взрослом состоянии не бросают юношеские увлечения: слушают любимую музыку, болеют за любимую команду.
Приняв эти несложные правила, вы сможете предотвратить многие конфликты. "Всё вышеперечисленное делать нельзя. А что же можно?" - поинтересуетесь вы.
Можно и нужно
Собирать информацию. Узнайте о субкультуре, к которой примкнул подросток, что-то новое. И поделитесь этой информацией с ним. А лучше - займитесь совместным веб-серфингом: поищите нужную информацию в Интернете вдвоем. Это сблизит вас, а заодно и развеет многие накопившиеся страхи. Если вас все еще бросает в дрожь, посмотрите юмористический сериал "Папины дочки". Там есть спортсменка-футболистка, модница и даже готка! Они разные, со сложными характерами, но они - вместе и при этом прекрасно дополняют друг друга.
Обсуждать все свои опасения и сомнения с подростком. Используйте при этом "Я-сообщения". Например: "Я беспокоюсь, что..." или "Меня волнует...", а не "Ты плохо себя ведешь", "Ты не прав". Не бойтесь спросить у подростка, если чего-то не знаете или не поняли из его объяснений. В таком разговоре важно не только умение аккуратно задавать вопросы, но и умение слушать, не перебивая.
Быть внимательным и чутким. Важно помнить, что подростку бывает не менее страшно, больно или обидно, чем малышу. А ваше внимание, понимание и любовь в это сложное время жизни нужны ему даже больше, чем когда он был маленьким.
Использовать увлечение подростка ему во благо. Он увлекается экстремальными видами спорта? Замечательно! Это повод поговорить о здоровом образе жизни. И теперь подобный разговор скорее всего не будет воспринят как нудные нотации и пустое сотрясание воздуха. Любит рок, особенно англоязычный? Тоже отлично! Практически любой подросток с удовольствием переведет и выучит текст песни, чтобы затем подпевать на концерте любимой группе. Приятное с полезным: и развлечется, и английский подтянет.
Выбрать вместе с подростком атрибутику с символикой и названием его любимой группы (или спортивной команды) - это будет актом признания его права на самоопределение и самовыражение. А придя домой, попросите его рассказать вам о любимых музыкантах или спортсменах. Подросток оценит ваше внимание, а вы наконец-то узнаете, почему "Ария" рулит!", а ""Зенит" - чемпион!".
Рассказать о том, чем сами увлекались в молодости: этим вы покажете, что понимаете его страсть к музыке или спорту. Даже если подросток и назовет все это "нафталином", он поймет, что у вас с ним больше общего, чем различий.
Любите их такими, какие они есть
И в заключение - одна история, произошедшая со мной этим летом.
Городской парк. На скамейке под деревом сидит грустная девочка-подросток лет четырнадцати-пятнадцати. На ней одежда розово-черных тонов, а на лоб спадает длинная косая челка. Она очень похожа на красивую дорогую куклу, вот только у кукол не бывает таких грустных глаз. Я присела рядом и поинтересовалась, в чем дело. Она долго не хотела отвечать, но потом разговорилась. Выяснилось, что зовут ее Аня и что она - эмо. За это ее некоторые дразнят в школе, а родители считают, "что все эти молодежные группировки не доведут до добра". А когда она пытается доказать им, что большинство неформалов - адекватные, талантливые люди, родители приводят примеры двадцатилетней давности о том, что "все западное - вредно".
А еще Аня очень завидует своему однокласснику-готу. Его родители совсем не удивляются ни одежде черного цвета, ни музыке, ни вампирам на плакатах в комнате. Напротив, считают, что нормально, когда ребенок ищет себя, пытается выразить себя. А недавно ему купили электрогитару - он собирается организовать свою группу. Правда, родители сразу же поставили сыну условие: чтобы никаких сигарет и алкоголя. Будет замечен за курением или бутылкой - останется без любимой музыки, без готичной атрибутики и без компьютера.
"Но ему и не нужна выпивка, ему и так хорошо", - продолжает Аня. Кстати, сама она тоже не курит, не пьет, наркотиками не балуется. Главная ее страсть - это рисование и поэзия. "Я несколько раз выкладывала свои творения в интернет. Некоторым даже понравилось!" А на вопрос, кто же такие эмо и чем они отличаются от окружающих, моя собеседница ответила так: "Эмо - от слова эмоция. Люди, которые считают себя эмо, более чувствительны, ранимы, восприимчивы. Они не могут быть равнодушными и часто свои переживания выплескивают наружу. Многие рисуют, сочиняют что-то. Вот только некоторые люди пользуются этой открытостью и делают нам больно. А другие вообще считают, что мы мечтаем с собой покончить, вены вскрыть. Мне это неприятно слушать, ведь я очень люблю жизнь, своих друзей..."
И знаете, кого винит Анюта в таком отношении к эмо? Журналистов! Сначала я хотела возразить ей, но ведь она в чем-то права: порой в прессе появляются статьи, сводящиеся к одному: любой панк - наркоман, металлист - поклонник сатаны, а эмо или гот - кандидат в самоубийцы. Только конкретных фактов в таких публикациях нет - одни домыслы. Вот так и плодятся стереотипы, которые с газетных полос перекочевывают в семью и школу. "Но я не особо обижаюсь на тех, кто считает эмо плохими. Наверное, наши обидчики просто боятся всего нового. Ну ладно, мне пора! А то родители переживают", - сказала слегка повеселевшая Аня и побежала домой.
А я продолжала сидеть на скамейке и думать... Думать о том, что не бывает "опасных" или "безопасных" увлечений. Все зависит от конкретного человека: что одному полезно, то другому может оказаться вредно. Главное - общаться со своими детьми, быть в курсе их интересов. И почаще говорить (а лучше - доказывать на деле), что вы их любите. Любите всяких - и "готичных", и "металлических".
Терпения вам и взаимопонимания с вашим самым лучшим на свете неформалом!
Автор статьи: Елена Большакова
Материал предоставлен журналом Семья и школа (№1 2009 г.).
Опубликовано 19 января 2009 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребенок -неформал.
некоторые советы на эту тему...