"РОДИТЕЛЬСКИЙ ВЕСТНИК" ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
статья на тему

МАЛЬЦЕВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

Гласные звуки очень важны,  ведь  они составляют   основу  каждого   слова.   От   гласных   звуков    зависит   громкость,     внятность,  красота твоей  речи.

Мы предлагаем вам поиграть, попеть и послушать, как красиво звучит каждый гласный звук, если при их произнесении правильно работают губы, язык,  челюсти .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_zvuki.docx724.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ИХ В НАШЕЙ РЕЧИ ВСЕГО ШЕСТЬ: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

http://122012.imgbb.ru/user/36/362880/1/0551ba29cf671221144ba6a4aa749aa4.jpg

Гласные звуки очень важны,  ведь  они составляют   основу  каждого   слова.   От   гласных   звуков    зависит   громкость,     внятность,  красота твоей  речи.

Мы предлагаем вам поиграть, попеть и послушать, как красиво звучит каждый гласный звук, если при их произнесении правильно работают губы, язык,  челюсти .

Гласные   тянутся   в   песенке   звонко,

Могут   заплакать   и      закричать.

В   тёмном   лесу   они   могут   аукать

И  в   колыбели   ребенка   качать.

Шесть гласных звуков, полуоткрытый рот говорит о свободном выходе воздушной струи, гласные легко поют свои звонкие длинные песенкиI:\оксана\Мои результаты сканировани\2007-12 (дек)\сканирование0008.jpg

Поезд    подъезжает    к  станции   и  гудит:  у-у-  у-у-у.  http://50ds.ru/img/_3MO0X90IT.jpg

Изобрази гудок поезда,  пропой звук [у];

  • губы  вытяни трубочкой;
  • язык  сильнее   оттяни назад.
  • Гуди:   у-у-у-у-у.

Задание 1. Произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».

Задание 2 Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:

у, п, у, к, в, у, у...

Задание 3. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать:

имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.

Девочка Аня укачивает куклу и напевает колыбельную песенку на звук «А». C:\Users\home\Desktop\логопед\330026694634_1281624279_a.jpgI:\оксана\Мои результаты сканировани\2007-12 (дек)\сканирование0006.jpg

Помоги Ане укачивать куклу

Пой  колыбельную песенку: а-а-а-а.

— рот открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;http://forchel.ru/uploads/posts/2011-07/1309690819_6.jpg

— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Широко откроем рот,

Песню звонко запоем: «А-а-а!»

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.

Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука.

Задание1 Я буду хлопать в ладоши, а ты пропой «песенку А» столько раз, сколько хлопков ты услышь. Взрослый хлопает в ладоши 1,2,3  раза, а ребенок произносит звук «А» по количеству хлопков.

 Задание 2. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

. Задание 3. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

У девочки   Оли   сильно  заболели   зубы   и   она вздыхает:  о-о-о-о. C:\Users\home\Desktop\логопед\image070.jpgI:\оксана\Мои результаты сканировани\2007-12 (дек)\сканирование0007.jpg

Обними  теплыми  руками свои щёки и   на  звук   [о]  пропой песенку своим зубам:

  • губы     округли     бубликом;
  • язык   немного   оттяни назад.
  • Пой:    о-о-о-о. 

Губки в колесо сложу,

Песню: «О-о-о» спою.

Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок. 

Задание 1.  Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков.

Задание 2 Взрослый читает ребенку стихотворение, голосом выделяя звук [О], и просит ответить на вопрос: «Какой звук в нем часто слышится?»

Затем ребенок повторяет стихотворение, хлопая в ладошки на каждый ударный звук [О].

Не по тропе,

А около,

Катилося

И окало.

О охало,

О окало,

Не по тропе,

А около.

И. Демьянов

Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И]:I:\оксана\Мои результаты сканировани\2007-12 (дек)\сканирование0010.jpghttp://festival.1september.ru/articles/525290/img1.jpg

 ослик кричит: ИИИ... Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок.

Широко ты улыбнись,

Звонко песню протяни: « И-и-и-и»!

  • рот   раскрой;
  • улыбнись губами;
  • широкий  кончик  языка    упирай в нижние зубы.

Задание 1. «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]:

и, п, м, и, и, в, и...

Задание 2. Предложите ребенку назвать, что  нарисовано на картинках, выделяя голосом  первый  звук [И]: иииизбушка,  иииива, ииииндюк, иииголка, иииволга, иииигрушки.

http://multkadr.at.ua/_ld/4/70026509.jpg

http://st.depositphotos.com/1598598/2787/i/950/depositphotos_27876853-Isolated-weeping-willow-on-a-white-background.jpg

http://thumbs.dreamstime.com/z/svart-kalkon-8159119.jpg

http://storyof.ru/wp-content/uploads/2012/04/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B8.jpg

http://bioword.narod.ru/I/pic_i/i007.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/647/80647925_4663906_baby_toys3.png

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\губы0004.jpghttp://logopeddoma.ru/_nw/5/17300455.jpg

Пароход    подплывает  к  пристани    и  гудит:

ы-ы-ы-ы.

Изобрази    гудок   парохода,   потяни

звук   [ы]:

  • широко   улыбнись,  
  • открой   рот;
  • кончик  языка   отодвинь    вглубь  рта;
  • спинку  языка   сильно   выгни;
  • тяни    на   выдохе:   ы-ы-ы-ы-ы.

Звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); и для его обозначения используется красный кружок.

Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
 
Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни
http://for-schoolboy.ru/media/images/YI-Zvuk-yi-/u5435led.jpg

.Задание 1. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:

а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...

Задание 2. «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).

Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»

двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ...

Задание 3. Предложите ребенку еще раз  самостоятельно назвать, слова со звуком [Ы], выделяя последний звук [Ы]: дворы-ы-ы-ы ит.д.

Девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...» http://logopeddoma.ru/_nw/5/34689347.jpgI:\оксана\Мои результаты сканировани\2007-12 (дек)\сканирование0012.jpg

Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Задание 1 «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 2. Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 3Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

        Учитель-логопед О.В. Мальцеваhttp://cs619827.vk.me/v619827504/398/rSGrbHJKC6M.jpghttp://readik.ru/bukvy/i3.jpg

http://cs619827.vk.me/v619827504/38a/zRt2OnvkNGY.jpg

http://cs619827.vk.me/v619827504/392/G1xgBMLTCZs.jpghttp://readik.ru/bukvy/u3.jpg

http://readik.ru/bukvy/a3.jpg

Литература:

  1. Агранович. З.ЕВ помощь логопедам и родителям.Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб. 2007
  2. Ванюхина Г.А. Речецветик / Г. А. Ванюхина - Екатеринбург, 1993.
  3. Репина З.А Уроки логопедии./ Репина З.А. Буйко В.И.  - Екатеринбург: - Изд-во  "Л и ТУР",  1999.
  4. Чохоналидзе Т.А. Знакомимся с гласными звуками. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Источники:

  1. http://bioword.narod.ru/I/pic_i/i007.jpg
  2. http://storyof.ru/wp-content/uploads/2012/04/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

Детско-родительская игра "Чтоб пятёрки получать, звуки, буквы надо знать"

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми необходимо представлять коллектив как единое целое,  как большую семью, которая сплачивает и интересно живёт, если организованна совметсна...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...