Преодоление школьной тревожности
материал на тему

Скоблякова Анна Станиславовна

В последнее время родители часто сталкиваются с проблемой тревожности своего ребенка. Состояние напряжения, тревоги приводит к проблемам и трудностям в работе нервной системы и со временем может перейти в психологические и психосоматические расстройства такие, как головные боли, неврозы, хроническая усталость, бессонница, депрессия и др. Задача родителей во время заметить возникшие у ребенка проблемы и обратиться за помощью к специалисту или постараться самостоятельно помочь ему. Рекомендации родителям по оказанию своевременной помощи ребенку представлены в данном материале.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_shkolnoy_trevozhnosti.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Ищите два плюса на каждый минус

Введите правило: когда услышите, что ребенок негативно высказывается о

себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ребенку обращать внимание на те слова, которые он говорит о себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ребенок чувствует некоторую неловкость, когда слышит о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики взрослого должны быть предельно конкретны.

Декларация «Я могу»

В голове тревожного ребенка, как только он получает задание, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите его тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Попросите ребенка повторять это перед каждым сложным задание или в тот момент, когда подступают признаки неуверенности. Ребенок может положить карточку-заклинание рядом с выполняемым заданием.

Рассказывайте об ошибках

Необходимо рассказать об одной из ошибок, совершенных сегодня на улице, дома, в транспорте. Поначалу дети могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно, что демонстрировать всем пятно на одежде. Очень важно, чтобы взрослый принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своему ребенку, мы помогаем ему усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные дети перестают чувствовать себя неуспешными.

В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ребенок начинает понимать, что важно научиться не избегать ошибок, а уметь  планировать исправление своих ошибок.

Показывайте ценность ошибки как попытки

Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».

Подчеркивайте любые улучшения

Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.

Раскрывайте сильные стороны своего ребенка

Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание на сильные стороны ребенка. Едва заметив что-то ценное в нем, прямо скажите ему об этом.

МБОУ КР ОО «Черкасская средняя общеобразовательная школа»

Составитель:

педагог-психолог Скоблякова А.С.

Профилактика тревожности

• Необходимо доверять ребенку. Так как недоверие порождает тревогу, неуверенность, внутренние конфликты.

• Избегайте противоречия  в своих действиях, словах, поступках.

• Честность, доверие, безусловное принятие – основа эмоционального благополучия ребенка. Он должен знать: он хороший, любимый.

• Помогайте ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен. Хвалите его чаще, это  повысит его самооценку. Будьте щедрее на проявления любви и ласки.

• Научитесь распознавать проявления тревоги у Вашего ребенка, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, что он не может выполнить.

• Сохраняйте эмоционально глубокие отношения с ребенком для оказания ему помощи и поддержки.

• Не отвечайте агрессией на агрессию ребенка. При апатии ребенка не пытайтесь расшевелить его насмешками, укорами, ложными обещаниями.

•Оказывайте поддержку, проявляйте искреннюю заботу о ребенке, чаще давать позитивную оценку его действиям и поступкам;

•Поручайте выполнение престижных поручений;

•Если сравниваете результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад);  

•Не торопите и не подгоняйте ребенка с выполнением задания, ответом, дайте ему время, и повторяйте вопрос несколько раз (в противном случае ребенок ответит нескоро, т.к. новое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул);

•Избегайте излишних эмоциональных реакций по поводу неудач ребенка, не сравнивайте его с другими, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, формированию заниженной самооценки, неврозов.

Как помочь тревожному ребенку.

Оказание помощи тревожному ребенком сопряжено с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки.

Следует чаще называть ребенка по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей и взрослых. Однако Ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Можно оформить плакаты "Звезда недели" или «Лестница достижений», на которых будут отражены успехи ребенка.

Обучение детей умению управлять своим поведением.

Если ребенок проявляет тревогу при выполнении учебных заданий, не следует предлагать ему задания, учитывающие скорость. Не следует подгонять и торопить тревожного ребенка.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: наклонитесь к нему, сделайте так, чтобы уровень ваших глаз совпадал.

Сочиняйте сказки и истории со своими детьми, это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и в повседневной жизни. Поиграйте в ролевые игры, в которых можно разыграть как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация "боюсь учителя" даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация "боюсь отвечать у доски" позволит действовать от имени педагога). Игры помогут ребенку выразить свои эмоции, а родителям - сделать много интересных и важных открытий.

Снятие мышечного напряжения.

При общении с тревожным ребенком очень важен телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица специальными красками. Можно устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Упражнения для снижения тревожности

Плакат с «заклинаниями-девизами»

Тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ребенку изменить внутреннюю речь. Можно повесить в его комнате надписи с заклинаниями (внутренними девизами): «Я смогу это!», «Попробуй – и результат обязательно будет!», «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!», «Я могу стать таким, каким я хочу быть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа по преодолению состояния тревожности и формированию позитивной Я-концепции в младшем школьном возрасте

Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Генерализованные изменения самооценки приво...

Преодоление школьной тревожности.

Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют,       что могут решать задачи, ...

Методические разработки для педагогов и родителей по предупреждению и преодолению школьной тревожности и школьных страхов у младших школьников

Проблема школьной тревожности и школьных страхов у младших школьников, к сожалению, является распространённой в образовательных учреждениях.Актуальными являются пути по предупреждению и преодолению эт...

Преодоление школьной тревожности

Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную самостоятельность.Избежать школьную самостоятельность можно тремя способами......

Рекомендации для педагогов: «Преодоление школьной тревожности. Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность».

Преодоление школьной тревожности. Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность?...

Консультация "Тревожный ребенок. Школьная тревожность"

Консультация  "Тревожный ребенок. Школьная тревожность"...