«Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов» (из опыта работы работы)
консультация на тему

Гончар Татьяна Анатольевна

«Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов» (из опыта работы работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

г. Ухты

 Лекторий  для родителей на тему:

«Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов».

(Выступление  классного руководителя, учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)

Цели:

1. усвоение  родителями правил разрешения конфликта;

 2. развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Задачи:

1. помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
2. способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Форма: беседа с элементами деловой игры и ситуативного практикума.

План:
1. Ознакомить с темой родительского лектория и почему была выбрана именно эта тема.
2. Какие вопросы будут обсуждаться на лектории.
3. Игра-тест «Какой вы родитель?»
4. Теоретическая часть.
5. Обсуждение ситуаций.
6. Полезная информация, памятка для родителей.

  1. Воспитание – это медленный, непростой путь. Поэтому воспитывать нужно учиться. В одном звене находятся педагог-ребенок-родитель, так как у семьи и школы общие цели, единые задачи: реализация всех возможностей ребенка, формирование его личности. Одной из проблем воспитания ребенка является проблема взаимоотношения в семье. Почему проблема? В беседах с детьми выясняется, что ребенку не хватает внимания со стороны родителей. Многих детей не устраивают взаимоотношения, которые сложились в семье. В последнее время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с детьми.
  2. Поэтому сегодня на лектории мы обсудим разные типы семейного воспитания , узнаем типичные недостатки семейного воспитания, выясним  причины  возникновения и пути разрешения конфликтов.
  3. Игра-тест  «Какой вы родитель?»

Задание: выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми.

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста…
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
  4. И в кого ты такой уродился?
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну, на кого ты похож!
  7. Я в твое время…
  8. Ты моя опора и помощник (ца)!
  9. Ну, что за друзья у тебя!
  10.  О чем ты только думаешь!
  11.  Какая ты у меня умница!
  12.  А ты как считаешь, сынок (доченька)?
  13.  У всех дети как дети, а ты?
  14.  Какой ты у меня сообразительный (ая)!

Итоги теста:

Добавьте следующие баллы за выбранные фразы:

1-2, 2-1, 3-1, 4-1, 5-1, 6-2, 7-2, 8-1, 9-2, 10-2, 11-1, 12-1, 13-2, 14-1.

Подсчитайте баллы:

7-8б.- Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10б.- Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12б.- Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-14б.- Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам. По ответам вы можете определить, какой стиль взаимоотношений в семье у вас преобладает.

  1. Теоретическая часть.

Когда в семье присутствуют недостатки воспитания, имеет место конфликт.

Конфликт - столкновение взглядов, интересов родителей, детей.

Конфликт «родитель-учитель»

Причины:  1. « Учителя всех детей делят на любимчиков (с т. зр. родит.) и всех остальных».

2. «Для учителя главное: раз плохо учится, значит,  хулиган.

3. «Постоянно несправедливо занижают оценки».

4. «Часто унижают детей, оскорбляют».

5. «Плохо высказываются о родителях и детях».

(с т. зр. учителя):    1. «Слишком высокого мнения о своем ребенке».

                              2. «Родители поверхностно судят об учителе».

                              3. «Не контролируют ребенка, а   / претензии предъявляют педагогу».

                                4. «Считают, что только учителя обязаны воспитывать их детей».

Конфликт «ученик-учитель»

Причины:                 1. оскорбления со стороны учителя;
(с т. зр. учеников)

                                     2. нетактичное поведение;

                                     3. необъективность при оценке знаний;

4. завышение требований;

5. неинтересное ведение урока учителем

 (с т. зр. учителя):    

  1. нарушение дисциплины на уроке;
  2.  плохое выполнение домашних заданий;
  3.  нездоровые отношения между учениками;
  4.  крайняя загруженность учителя и его невыдержанность,

Чтобы избежать конфликтов, нужно:

1.Научиться   ориентироваться   в   обстоятельствах,   при которых возможно проявление конфликтных ситуаций.

2. Не использовать в общении запрещенные приемы пренебрежительных высказываний.

3. Никогда    нельзя    навязывать    собеседнику    даже правильную мысль.

4. Доброжелательная манера общения.

5. Никогда не сравнивать ребёнка с другим.

При разрешении конфликта нужно:

1. Вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него.

2. Опираться     не     на     интересы     сторон,     а     на справедливость.

3. Относится   к   существу   проблемы   жёстко,   а   к интересам сторон- мягко.

Типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:

1. внешнее   пресечение    конфликта   путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо  с помощью родителей,  администрации);

2. проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока (беседы-внушения);

3.профилактика возникновения конфликта, разрешение проблем с учетом индивидуальности и возраста, особенностей учащихся;        

4. отсутствие внешней реакции на конфликт.

Стили разрешения конфликта:

1. силой (выигрыш-проигрыш);

2. через сотрудничество (выигрыш-выигрыш);

3. уход от конфликта (проигрыш-проигрыш);

4. войти в положение   другой стороны (не выигрыш-выигрыш);

5. через компромисс (не выигрыш - не выигрыш).

5. Обсуждение ситуаций. Практикум.

 Родителям предлагается ответить на вопросы. Формируются  4 группы взаимодействия. Каждой группе дается напечатанная на листе проблемная ситуация. В течение 10 мин. родители обсуждают заданные трудные ситуации, готовят ответы-решения построения взаимоотношений в семье.

1-я группа: Что делать если…

Ребенок плохо себя ведет на улице или в гостях в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Что делать в таком случае?

2-я группа: Что делать если…

К вам пришли гости? Отправить ребенка погулять? Уложить его спать пораньше? Или, следуя правилу 19в., постараться чтобы дети были видны, но не слышны?

 3-я группа: Что делать если…

У ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему Вы?

4-я группа: Что делать если…

Вы дали ребенку поручение, а он не делает…тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу вы услышали: «Я потом, можно?», «А почему всегда я?», Как поступить?

Обсуждение ответов родителей.

  1. Исследователи-психологи составили формулу законов семьи.

Законы семьи:

  1. Единство требований отца и матери, предъявляемых к ребенку.
  2. Закон значимости похвалы для ребенка.
  3. Закон трудового участия каждого члена семьи.
  4. Закон разделения в равной мере материальных благ между взрослыми и детьми.

  1. Дорогие родители! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорите об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми.

(Родителям раздаются памятки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...

Родительское собрание "ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ".

Рассматривается проблема взаимодействия родителей и подростка в семье...

Типы конфликтов в семье и способы их преодоления.

Лекция для родителей на классном родительском собрании в 10 классе....

Выступление на МО "Участие социального педагога в разрешении конфликтов" из опыта работы"

Выступление на МО "Участие социального педагога в разрешении конфликтов" из опыта работы"...

Материал для МО март 2022 года "ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"

Чтобы понять, как работать с ребёнком с ОВЗ, в первую очередь необходимо выяснить причину его пассивности на уроках....