Формирование родительской компетентности
рабочая программа на тему

Лопатина Светлана Алексеевна

Модуль «Проблемно-ценностное отношение: психолого-педагогические компетенции»

Форма организации: «Университет для родителей»

Вид деятельности: проблемно-ценностное отношение.

Направление воспитания: психолого-педагогическое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль «Проблемно-ценностное отношение: психолого-педагогические компетенции»

Тема: «Формирование родительской компетентности»

                 Автор: Лопатина С.А., тьютор,

учитель химии,

 МКОУ Калачеевская СОШ №1

Форма организации: «Университет для родителей»

Вид деятельности: проблемно-ценностное отношение.

Направление воспитания: психолого-педагогическое.

Пояснительная записка

         Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, формирует фундаментальные ценностные ориентации человека, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления,
планы и способы их достижения.

         Воспитание современных детей требует высокой культуры и педагогического мастерства родителей. Не все родители готовы к воспитанию детей, т.к.:

  • некоторые родители не знают, как воспитывать,
  • некоторые родители не умеют это делать,
  • некоторых родителей просто никто этому не учил.

Отсутствие у родителей воспитательного опыта и необходимых навыков объясняется:

  • занятостью на работе,
  • материальными трудностями,
  • стесненными бытовыми условиями.

Порой  родители затрудняются определить свою роль в воспитании, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. К счастью, довольно большое количество современных родителей стремятся повысить свою педагогическую компетентность. 

Данная программа предполагает  научить родителей основам конструктивных детско-родительских отношений, позволяющих вырастить гармоничную личность.  А также сформировать у родителей осознания  того, что только позитивные изменения своей личности могут послужить трансформационным образом мышления и поведения для собственного ребенка.

Настоящая программа предназначена для классных руководителей, тьюторов, организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Цель: формирование и повышение уровня родительской компетентности как основы гармоничного развития ребенка, его успешной социализации и личностной самореализации в коммуникативной и творческой деятельности.

Задачи:

1. Изучить запросы родителей в вопросах формирования и развития своей родительской компетентности.

2. Создать систему обмена родительским  опытом с целью поиска эффективных подходов к воспитанию ребенка.

3. Создать банк методических материалов по формированию компетентности для родителей и педагогов.

4. Сформировать систему очного и дистанционного обучения родителей (вебинары, онлайн консультации) и просвещения родителей как современной модели родительского образования.

Учебно-тематический план

№ п.п.

Название темы

Кол-во часов

Формы проведения

1.

Азбука воспитания для родителей 

Интерактивное тестирование http://ya-roditel.ru/parents/tests/

Выявление потребностей и запросов.

2.

«Кто для кого?» (об отношениях детей и родителей в семье).

Социально-психологический тренинг

3.

Коррекция внутрисемейных отношений

Просмотр видеороликов. Дискуссия. Игра.

4.

Ребенок в правовом поле семьи и общества

Индивидуальная консультация. Онлайн консультации.

5.

 Круг открытий и достижений семьи

Обсуждение существующих проблем, анонсирование работы творческой группы. Авторские образовательные практики для детей, родителей, педагогов. Вебинар.

Содержание тем

Тема 1. «Азбука воспитания для родителей».

Интерактивное тестирование http://ya-roditel.ru/parents/tests/

Анализ результатов тестирования.

Родители должны владеть знаниями по дошкольной педагогике, возрастной психологии, психологии семейных отношений, психологии общени. Выявление потребностей и запросов.

Контроль:

Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
  3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
  4. В чем заключается компетентность родителя в общении с ребенком? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимательный, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы общества, обладает коммуникативными навыками).
  5. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность родителя? (ограничения со стороны здоровья,  снижение работоспособности, в силу возрастных причин, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности).
  6. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь учителей, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, участие в проблемных семинарах, вебинарах).

Тема 2. ««Кто для кого?» (об отношениях детей и родителей в семье).

Социально-психологический тренинг  http://ped-kopilka.ru/blogs/anzhela-yelbrusovna-torchinova/socialno-psihologicheskie-trening-rebenok-i-ego-razvitie.html 

Родители должны быть включены в процесс самостоятельного открытия знаний, у родителей должна быть возможность обсуждать и решать свои проблемы в кругу других родителей, обмениваться мнениями и опытом позитивного решения тех или иных проблем, возникающих в процессе воспитания.

Дошкольный возраст.
Упражнение «История игрушки»
Цель: Дать понять родителям, насколько восприятие реальности связано с внутренним состоянием самого человека. Любой предмет сам по себе нейтрален. Значение, которое мы ему придаем, всегда субъективно.
Предложить участникам осмотреть помещение и выбрать какую-то игрушку или другой предмет, который покажется им особенным. Попросить их представить себе, что это не обычная игрушка (предмет), а вещь с «историей», известной только им. Попросить их составить короткий рассказ  про этот предмет, отвечая на следующие вопросы: 
Что это за игрушка (предмет)? 
Есть ли у нее имя? Почему она такая, какая есть?
Из чего и как она сделана? 
Откуда она взялась? 
Каково ей быть такой, какая она есть?
Что хорошего в этой игрушке (предмете)?
Зачем она нужна? 
Что больше всего требуется этой игрушке (предмету)?
Что бы она сама хотела? 
На выполнение этого задания им даются 10 минут.
Обсуждение 
Спросить родителей: каково сейчас их отношение к предметам (игрушкам), которые они описывали? Воспринимают ли они их теперь как что-то «свое»? Легко ли им будет расстаться с этими игрушками или они хотели бы какое-то время подержать их у себя?
 Спросить участников, понимают ли они теперь, что игрушки — это очень серьезно для ребенка.
Младший и средний школьный возраст.
Школа — это выход в широкую социальную действительность, семья становится базой для совершения путешествий вовне. Ребенок вступает в самостоятельные отношения с детьми и взрослыми в процессе социально значимой и социально оцениваемой деятельности — учения. Раньше его любили просто за то, что он есть, теперь на отношение к нему влияют его достижения.
Упражнение «Необитаемый остров».
Родителям предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себя на необитаемом острове, вообразить природу этого острова, ближайшие окрестности. Какие там деревья? Есть ли там вода? Какие там животные и птицы? Какой климат на этом острове? Какое над ним небо? Хорошо ли им в этом месте? Сколько времени они хотели бы пробыть там в одиночестве? Готовы ли они принять у себя на острове гостей и кого бы они согласились позвать в первую очередь? Если на разных концах острова расположены два дома, с кем из своих родственников или друзей они хотели бы поселиться в одном доме? Кого пригласили бы на остров, но поселили бы отдельно? Кого не пригласили бы совсем?
Подростковый возраст..
Упражнение «Подросток: какой он» Мозговой штурм.
Цель: Создание обобщенного и эмоционально насыщенного портрета подростка.
Взять два контрастных маркера — черный и красный. Предложить группе выполнить мозговой штурм: каждый участник должен дать хотя бы одно определение в одно слово, отвечая на вопрос: «Подросток: какой он?».
Определения, которые даются участниками, записывайте на лист в разных направлениях, но таким образом, чтобы надписи пересекались между собой в центре листа. Поочередно используются  разные маркеры.
В результате этой работы на листе появится «ежик» из слов.
Спросить участников, какие эмоции вызывает у них эта картинка.
Отметить, что ее угловатость и противоречивость является наглядной иллюстрацией особенностей подросткового возраста.
Упражнение "Восковая палочка"
Цели: Упражнения направлены на активное групповое и межличностное взаимодействие.
Попросить одного родителя встать в центр круга (если группа большая, кругов и добровольцев может быть несколько). Сказать родителю, что он — «восковая палочка», чья задача — закрыть глаза и начать падать в любую сторону, сохраняя прямое положение тела (они «палочки», а не «макаронины»). Задача участников, стоящих вокруг добровольца, — аккуратно подхватывать его и возвращать в центр круга. На выполнение упражнения отводится 3 - 4 минуты, но время может варьироваться в зависимости от пожеланий добровольца.
Рекомендации:
• Следить за тем, чтобы участники не «перебрасывали» «палочку» друг другу, а все время возвращали ее в центр.
• Важно, чтобы «палочка» сохраняла прямое состояние тела. Иначе ее трудно будет поймать, и она может упасть.
• Направление падений и характер движения определяется самой «палочкой».
Упражнение «Рыбка в сети»
Попросить родителей образовать 4-5 пар.
Вызвать одного добровольца.
Попросить родителей, находящихся в парах, встать лицом друг к другу.
Попросить их переплести руки следующим образом: один партнер правой рукой берется за кисть своей левой руки, левой рукой берется за кисть правой руки второго партнера; второй партнер точно так же своей правой рукой берется за кисть своей левой руки, а левой рукой берется за правую кисть партнера. В результате получается прочный квадрат из кистей рук.
Просить пары очень плотно встать рядом друг с другом, соприкасаясь плечами. Их переплетенные руки при этом образуют своеобразное «ложе».
Пары опускаются на корточки. Родитель – доброволец укладывается на переплетенные руки лицом вверх и закрывает глаза.
«Сеть» поднимается, пары встают прямо в полный рост.
Одновременно поднимая и опуская переплетенные руки, они могут покачать «рыбку вверх-вниз, из стороны в сторону, покружить на месте, поносить по помещению и т. п.
На выполнение упражнения отводится 3—5 минут.
Заканчивается упражнение следующим образом: «сеть» медленно и плавно опускает «рыбку» на пол, и, когда «рыбка» уже лежит на полу, участники мягко размыкают руки.
Обсуждение
Спросить у родителей, что приятного и неприятного было в роли «восковой палочки» и «рыбки». Спросите, было ли чувство единения у подхватывающей стороны в обоих упражнениях.
Обратить внимание группы на то, как возникало чувство доверия и удовольствия от физического контакта.
Подчеркнуть, что индивидуальность и сплоченность как феномен общения особенно ярко проявляются в подростковом возрасте.

Юность.
Цели: Прояснение представления участников о потребностях — физических и эмоциональных — ребенка данного возраста. Осознание участниками, какое количество времени и сил от них потребует забота о ребенке данного возраста.
Упражнение «Кем бы я хотел быть?»
Цели: Помочь понять слушателям, насколько важны в юношеском возрасте поддержка и понимание взрослых, а не подавление. Подчеркнуть, как важно для взрослых не путать разумное руководство с давлением.
Раздать родителям по листку бумаги и ручки.
Попросить их письменно в режиме индивидуальной работы ответить на 3 вопроса:
1. Кем вы хотели быть в юности, была ли у вас мечта?
2. Нравится ли вам ваша работа?
3. Назовите 3 вида деятельности, в которых вам было бы увлекательно попробовать свои силы. Кем бы вам хотелось побыть, если бы это было возможно, что испытать?
Попросить высказаться кого-либо из тех, кому в большой степени удалось воплотить свою мечту, и кто испытывает от этого удовлетворение.
Спросить, есть ли в группе кто-то, кто до сих пор сожалеет о том, что по каким-то причинам (например, родители не позволили) не смог стать тем, кем хотел. Если такой человек есть, попросите его сказать о своих чувствах. Уточнить, собирается ли он сделать что-нибудь, чтобы реализовать это желание, или предпочитает жалеть о несбывшемся.
Сказать родителям, что в юношеском возрасте вопрос самоопределения — один из главных, и поддержка взрослого в это время очень важна. Молодому человеку может просто не хватить опыта и знаний для правильного выбора. С другой стороны, излишнее давление может привести к тому, что он не найдет свой путь.

Упражнение «Путешествие в прошлое»
Цель: Достичь лучшего понимания участниками проблем детей путем «погружения» в собственное детство.
Сказать, что вы хотите, чтобы каждый родитель мысленно вернулся в свое детство. Объясните: чтобы добиться этого, надо сначала постараться расслабиться.
Попросить родителей закрыть глаза, медленно дышать, прислушиваясь к собственному дыханию, и, когда они почувствуют, что начинают расслабляться, попросите их мысленно отправиться в любой отрезок времени своего детства. Это может быть счастливое или грустное время.
Попросить их представить себе картинку своего детства. Задайте им приведенные ниже вопросы. Старайтесь не засыпать их вопросами, а делайте небольшую паузу после каждого вопроса. (Делайте это упражнение медленно, чтобы у участников была возможность побыть со своими воспоминаниями.)
Сколько вам лет?
Где вы находитесь?
Какие люди вас окружают?
Что вы делаете?
Какие вы слышите звуки?
Какие запахи вы ощущаете?
Какие чувства вы испытываете?
Чего вы больше всего боитесь?
Чего вы с нетерпением ожидаете?
Побудьте с вашими воспоминаниями.
После последней фразы сделать паузу и дать группе минуту на то, чтобы поразмышлять в тишине. Постепенно вернуть группу в настоящее, твердым голосом объявив: «А сейчас постепенно вернитесь в настоящее, откройте глаза!» (Проверьте, все ли открыли глаза. Если нет, то твердо и громко повторить: «Откройте глаза!».)
Спросить родителей, все ли с ними в порядке. Сказать им, что у них могут быть разные чувства, как приятные, так и неприятные, могут ожить глубокие, иногда неприятные, воспоминания, и это нормально.
Обратная связь. 
 Завершение тренинга
Ритуал прощания: Упражнение «Добро» 
Давайте, приложим левую руку к своему сердцу и мысленно положим часть тепла нашего сердца в ладонь. Протянем ее в круг, смыкая, как можно ближе, все руки. Мы держим на вытянутых руках тепло наших сердец. Давайте правыми руками перемешаем энергию наших сердец, создавая одно светило. А теперь каждый может взять в пригоршню часть того, что у нас получилось, и поместить в свое сердце. Теперь у каждого из нас есть тепло всех. Почувствовали? Протянем обе ладони в круг и сомкнем руки. Хором скажем «До скорых встреч!»

Тема 3. «Коррекция внутрисемейных отношений».

Беседа о стилях и видах семей. Просмотр видеороликов. http://www.youtube.com/watch?v=AM7D8nXDZAU  «Притча счастливая семья»

http://www.youtube.com/watch?v=nKlAuEH6u0Q Притча  «Секрет счастливой семейной жизни».  Дискуссия.

Игра-инсценировка «Как поступить?»

– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «ребенок — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации (мама предъявляет претензию, ребенок  находит выход).

Контроль.

– Вопросы к родителям после проигрывания ситуации:

  1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
  2. Что должен делать родитель, если он не в состоянии убедить ребенка?
  3. Какие чаще всего претензии предъявляются к родителям?

Тема 4. « Ребенок в правовом поле семьи и общества».

Работа творческих групп. В современных условиях эффективность взаимодействия школы и родителей определяется партнерскими отношениями с семьей каждого воспитанника. Индивидуальная консультация. Онлайн консультация.

Тема 5. «Круг открытий и достижений семьи». Авторские образовательные практики для детей, родителей, педагогов. Вебинар.

Информация.  http://www.fw.ru/index.html - Интернет-система "Мир семьи". На сайте - разнообразная полезная информация по вопросам семьи и семейной политики: база данных российских и зарубежных организаций, ведущих деятельность в области семьи и семейной политики; законодательство  семье; аналитические материалы; журнал «Мир семьи»; семейный клуб.

Ожидаемые результаты по реализации программы

1. Осознание родителями роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка.

2. Обеспечение родителей методической литературой, педагогическими знаниями в области формирования компетентностей воспитания детей и семейного воспитания.

3. Повышение уровня знаний о состоянии физического и психо-эмоционального развития  детей.

4. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка.

5. Формирование ценностного отношениея к проблеме семейного воспитания

 с учётом своих семейных положительных традиций.

Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека,  роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Но наиболее эффективным является их партнёрство. В том числе партнёрство между семьёй и школой делает возможным реализацию образования родителей, то есть формирование родительской компетентности. Необходимость данного вида взаимодействия родителей и школы основывается на:

 - потребности родителей в поддержке;

- потребности ребёнка в образованных родителях;

- бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.

Литература

  1. Гордон, Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности. – М.: Ломоносовъ, 2010. – 510 с.
  2. Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  3. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.– 496 с.
  4. Сатир, В. Вы и Ваша семья: руководство по личностному росту / В. Сатир. — М.: Апрель-Пресс, Институт общегумманитарных исследований, 2011.  — 288с.
  5. http://www.nanya.ru/  Интернет портал для родителей.
  6. http://ped-kopilka.ru/blogs/anzhela-yelbrusovna-torchinova/socialno-psihologicheskie-trening-rebenok-i-ego-razvitie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

"Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы".

Итоговая работа слушателя по программе "Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования"....

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...