Родительское собрание "Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях"
презентация к уроку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Верютина Ирина Борисовна

Жестокое обращение с детьми (или насилие) – это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях

Слайд 4

Жестокое обращение с детьми (или насилие) – это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития .

Слайд 5

Четыре вида насилия Физическое Эмоциональное (психологическое) Сексуальное Пренебрежение

Слайд 7

Семьи группы риска семьи с хронической стрессовой ситуацией; семьи с психическими заболеваниями одного из членов семьи; молодые матери (16 лет и младше); семьи, в которых есть дети с проблемами поведения; антисоциальные семьи, в которых употребляют алкоголь и наркотики; семьи, где есть грудные дети с нарушением питания и сна; семьи, в которых родители сами подвергались в детстве жестокому обращению; семьи с низким образовательным уровнем родителей.

Слайд 8

Стратегия дисциплины жестоких родителей Использовать больше силовых техник убеждения; Физические наказания и эмоциональное давление – главные средства контроля; Больше карательных методов, меньше рассуждений.

Слайд 10

Для того, чтобы ребёнок вырос полноценным человеком Уважение Физическая забота Похвалы и призы Внимание Доверие Любовь

Слайд 12

Спасибо за внимание !!!



Предварительный просмотр:

"Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях"

Результаты воспитания

Жили однажды отец с матерью. И был у них сын, не отличавшийся покладистостью, послушанием, целеустремлённостью, любовью к порядку и прочими качествами, которые обычно ждут от послушных детей. Отец считал, что сына нужно воспитывать в строгости и в беспрекословном подчинении. Мать же позволяла сыну почти всё, и лишь когда его поступки переходили всякие пределы, тихо плакала в своей комнате, продолжая считать, что лишь любовью и просьбами можно что-то добиться.

Родители постоянно спорили друг с другом о том, чьё воспитание полезней, а чьё вредней для ребёнка. Мать считала, что отец подавляет в сыне личность, а отец считал, что мать растит эгоиста и лентяя. Мать запрещала отцу реализовывать свои воспитательные планы, а отец подталкивал мать быть более решительной и не давать сыну спуска.

Прошли годы, и сын стал… тем, кем он стал. И его родители так и не смогли разобраться, что же привело его к этому: излишние действия одного или недостаточные действия другого.

Жестокое обращение с детьми (или насилие) – это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Выделяют четыре основных вида жестокого обращения с детьми: ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – нанесение телесных повреждений ребёнку; ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – унижение, оскорбление, высмеивание ребенка, при которых страдает его эмоциональная сфера; СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — использование ребёнка для получения сексуального удовлетворения; ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ -  когда не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье. Отсутствие контроля за посещаемостью, успеваемостью ребенка в школе тоже считается пренебрежением.

Перечисленные виды жестокости редко встречаются в чистом виде. Так, эмоциональное насилие нередко сочетается с физическими наказаниями в виде шлепков, подзатыльников, порки ремнём. Тем самым ребенку наносится двойная травма.

В практике семейного воспитания наибольшее распространение получила физическая и психологическая жестокость в отношении детей. Считается, что около 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, а различные формы психологического воздействия вообще хотя бы раз использовал каждый родитель. При этом только 8 из 10 из них считают эти методы воспитания эффективными: большинство предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как.

 

Когда же родители прибегают к жестокому обращению с детьми:

       Они рассержены на ребёнка.

       Они сердиты по другим причинам, но злость вымещают на ребенке.

       Они не знают, что делать, когда ребёнок поступает не так, как надо.

       Они сами подвергались насилию в детстве и теперь не знают других способов обращения с детьми.

 

Семьи - группы риска по жестокому обращению с детьми:

  • семьи с хронической стрессовой ситуацией (неполные, с материальными трудностями, изолированные семьи);
  • семьи с психическими заболеваниями одного из членов семьи (депрессия, шизофрения, эпилепсия);
  • молодые матери (16 лет и младше);
  •  семьи, в которых есть дети с проблемами поведения (гиперактивность, агрессивность и др.);
  • антисоциальные семьи, в которых употребляют алкоголь и наркотики;
  • семьи, где есть грудные дети с нарушением питания и сна;
  • семьи, в которых родители сами подвергались в детстве жестокому обращению;
  • семьи с низким образовательным уровнем родителей.

 

Семьи, в которых родители бьют детей, обычно имеют следующие взгляды на поведение ребёнка:

  • Негативное восприятие ребёнка (концентрируются только на негативном и полностью игнорируют позитивные стороны личности и поведения ребёнка);
  • Видят в плохом поведении умышленное непослушание;
  • Не понимают разницу между позитивным и негативным поведением.

 

Такие родители обычно имеют следующую стратегию дисциплины:

  • Использовать больше силовых техник убеждения;
  • Физические наказания и эмоциональное давление – главные средства контроля;
  • Больше карательных методов, меньше рассуждений.

Жестокое обращение с детьми может иметь различную природу. Бывает как бы вынужденным - родители не справляются с ребёнком, "вынуждены" прибегать к физическим наказаниям. Может носить случайный характер. Однако какова бы ни была причина жестокости, она в любом случае негативно отражается на ребенке, наносит урон его физическому и психическому здоровью.

 Обычно у детей, перенесших жестокость, возникают трудности с пониманием других людей: они злобны, недоверчивы и несчастны, испытывают чувство одиночества и ненужности. Сознание того, что «он плохой, глупый, неуклюжий» отравляет жизнь таким детям. У них формируется низкая самооценка. Самоуважение и самоконтроль крайне низкие.

Часто жажда мести приводит к тому, что ребёнок-жертва насилия сам становится агрессором и провоцирует других на драки и ссоры. Любое недостойное обращение с ребёнком является для него уроком того, что такое поведение взрослых с детьми приемлемо, и в будущем он будет моделировать такое же поведение. Задумайтесь, большинство подростков-правонарушителей подвергались жестоким наказаниям с раннего детства!

И, пожалуй, самое страшное – это так называемое воспроизводство насилия из поколения в поколение, когда жестокость является "эталоном" отношений в семье. Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя со своими собственными детьми. Причины этого кроются в том, что они просто не имеют другого опыта общения между детьми и взрослыми. Чувства, с которыми ребенок придет во взрослый мир, будут ограничены: такие люди не способны на нежность, любовь и сочувствие.

 

Почему же нет смысла жестоко наказывать ребёнка?

1. Потому что  поведение ребёнка не улучшится, а наоборот может вызвать обратную реакцию к ухудшению поведения;  появиться чувство мести, обиды и возмущения;

2. Потому что развиваются такие качества, как трусливость и изворотливость.   Ребёнок привыкает к физическим наказаниям, крикам и уже не реагирует на них.

Так как избежать жестокого обращения в семье? Для этого надо, чтобы родители понимали нужды и желания ребёнка, знали возрастные особенности его развития.

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:

  1. Уважение. Идеи вашего ребёнка о том, что же является самым важным, могут быть отличными от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что-нибудь срочно, даже тогда, когда вы очень заняты.
  2. Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.
  3. Похвала и призы. Они помогут ребёнку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.
  4. Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.
  5. Доверие. Дайте знать ребёнку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете.
  6. Любовь. Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек. Психологи советуют обнимать и целовать близких людей не менее четырех раз в день.

7 фраз, которые говорят о вашей любви и вселяют уверенность:

1.      Ты у меня самый умный, красивый.

2.      Как хорошо, что ты у меня есть.

3.      Ты у меня молодец.

4.      Я тебя очень люблю.

5.      Как хорошо ты это сделал, научи меня.

6.      Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

7.      Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Помните, что дети – это не только наше будущее, но и настоящее. И в силах каждого родителя сделать их счастливыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях

За последнее десятилетие термин “жестокое обращение с детьми” вошел в нашу жизнь, стал широко использоваться в научной и публицистической литературе, нормативных документах. Социальные работники...

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей...

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...