Родительское собрание "Компьютер в жизни современного подростка"
консультация (6 класс) на тему

Бабченко Ольга Витальевна

Родительское собрание "Компьютер в жизни современного подростка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_v_zhizni_sovremennogo_shkolnika.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Безопасен ли он? Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров, давно ничем подобным не грозят).    Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры детям помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. К тому же, хороши развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Вот именно поэтому, приобретая для своего сына компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - мы должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям.

Компьютер и здоровье ребёнка

Тут всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей - время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям - большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокресталлический монитор. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Как правильно обустроить компьютерное место

Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а находиться он прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

 Если ваш ребенок смотрит мультфильмы на компьютере, нужно чтоб расстояние от компьютера достигала хотя бы 1,5 метров.


Как оторвать ребёнка от компьютера

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними. Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать сына от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби. Если вы заметили, что компьютер дети предпочитают книге - это тревожный знак. Сколько бы полезной информации не было бы в Интернете - стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует так же проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет, но это тема для отдельного разговора. Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально поговорить (но без «страшилок», нравоучений и давления!), просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером детям вредно. Будьте честны с ребёнком – он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь.

Ребенок и компьютер. Предупреждаем зависимость

По статистике, каждый шестой случай обращения к детскому психологу связан с компьютерной зависимостью. Родители бьют тревогу. Как определить, нормально ли поведение ребенка, или же увлечение перешло роковую черту и стало заболеванием?

Игромания в первую очередь определяется психологическими причинами, складом личности.

Одной из основных причин возможного появления зависимости может стать тяжелая обстановка в семье или постоянном коллективе.

Тяга к компьютерным играм — для родителей повод задуматься, почему ребенок чувствует себя незащищенным, возможно, пересмотреть привычные отношения в семье. Существует вероятность, что кто-то подавляет его авторитетом, отчего у подростка возникает чувство подчиненного положения, бесполезности попыток самоутвердиться в реальности. Будет полезно ослабить родительский контроль и дать понять, что мнение ребенка может быть услышанным. Даже небольшая зона личной ответственности способна переломить ситуацию в пользу реальной жизни, естественно, только в том случае, если у ребенка есть заинтересованность в результате.

Поручая мыть посуду или выносить мусор, вы ничего не добьетесь. Лучший способ оторвать подростка от игр — дать ему почувствовать вкус реальной победы, в которую он вложил реальный труд.

Симптомами начала компьютерной зависимости можно считать следующие.

Психологические 

  • нетерпение и ожидание того момента, когда можно будет сесть за компьютер;
  • отсутствие контроля над временем, проведенным за компьютером;
  • желание увеличить время пребывания в игре или сети, сидеть сутками;
  • появление раздражения, гнева, апатии;
  • неспособность себя занять при отсутствии возможности поиграть или выйти в сеть;
  • трудности в общении с близкими или в школе.

Соматические

  • сухость глаз;
  • отсутствие аппетита или желание есть, не отходя от компьютера;
  • неряшливость;
  • нарушение сна;
  • нарушение осанки;
  • головные боли.

Компьютерная зависимость возникает как следствие дискомфорта в реальности или психологической травмы, однако все чаще становится самостоятельной проблемой, в отдельных случаях требующей вмешательства специалиста.

Чтобы избежать подобной ситуации, примите меры заранее.

  • Не относитесь к компьютеру как к вредной привычке. Виртуальная реальность при правильном подходе станет мощным инструментом для развития, учебы и совершенствования. Запишите ребенка на курсы компьютерной грамотности, где его научат эффективно использовать ресурсы сети и покажут, что компьютер — это не только игры и социальные сети, а огромные возможности.
  • Если ребенок стал чрезмерно увлекаться игрой на компьютере, обратите серьезное внимание на его окружение, успехи в социальных контактах. Возможно, у него возникли трудности в понимании какого-нибудь школьного предмета, и он боится вам об этом рассказать, или у него возникли проблемы со сверстниками. Игрой или общением в интернете он компенсирует свою неудовлетворенность.
  • Уделяйте ребенку внимание. Да, с одной стороны, подросток стремится к независимости, но с другой — остро нуждается в поддержке и одобрении родителей. Важно находить время на общение с ребенком. Не просто слушать, что он делал в течение дня, а интересоваться его чувствами, переживаниями. Помните, что сам он об этом не расскажет. Учитесь спрашивать тактично и ненавязчиво.
  • Пересмотрите ваше общение с подростком. Это самое подходящее время, чтобы изменить правила общения в доме, дать понять, что считаете его взрослым и готовы уважать его мнение. Очень важно, чтобы сейчас ребенок чувствовал себя значимым членом семьи.
  • Выражайте свое эмоциональное состояние в необидной для других форме. Ваш ребенок переживает непростое время и готов негативно реагировать на любую критику, как реальную, так и воображаемую. Скажите: «Я хочу быть ближе к тебе» вместо «Ты меня обижаешь», даже если вы действительно обижены.
  • Поощряйте его стремление к успехам в реальной жизни, даже если оно закончилось ничем или, по вашему мнению, ерунда. Пусть ваша поддержка будет ощутимой, но не слишком навязчивой. Позвольте подростку почувствовать, что он сам контролирует свою жизнь, и он действительно станет более ответственным.

Почему формируется игровая зависимость

Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей -- это болезнь или социальная проблема? При каких условиях она формируется?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости -- чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру...

В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости -- удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости -- эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость.

Все мы, наверно, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие нет?

Во многом это зависит от особенностей черт личности или поведения человека. Психологии известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты (в чистом виде встречаются редко). Экстраверты ориентированы в своих проявлениях на общение; они ответственны, решительны, признают свои неудачи, не ищут при этом виноватых, они не ждут чуда, они действуют. Интроверты ориентированы на внутренние переживания; они считают, что от них мало что зависит, сваливают все свои неудачи на происки судьбы. Это третье условие формирования зависимости -- интроверты часто становятся игроманами.

Четвертое условие, при котором ребенок может стать зависимым от компьютерных игр, -- достаточно высокая степень его внушаемости, иными словами, его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в такую зависимость попадают дети, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиняться лидеру. Поэтому лучшая профилактика зависимостей -- воспитывать в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощрять инициативность.

Нельзя не проанализировать и причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников и подростков. К ним можно отнести:

1. Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в его жизни, не интересуются состоянием душевного мира, мало расспрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

2. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять -- тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял -- так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент нетрудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.

3. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.

4. Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения доверительностью не блещут. Если такое положение вещей его не устраивает, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он -- главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

5. Желание ребенка быть «как все». Часто для ребенка очень важно не отличаться от своих сверстников, следовать за их увлечениями, не отставать.

Кто больше зависим от игр на компьютере

Безусловно, больше всего компьютерную зависимость испытывают дети родителей, которые мало времени проводят дома, дети постоянно занятых состоятельных родителей или трудоголиков.

Особо опасный возраст, в котором легко приобрести игровую зависимость, -- у подростков 12--15 лет, хотя фиксируются случаи «заболевания» детей, начиная с 6 лет.

В основном, до 80--90 %, зависимости подвергаются мальчики -- по статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков. Это связано с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, чем девочкам, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

В «группе риска» также находятся дети, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им необходимо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности.

Как распознать компьютерную и интернет-зависимость

Многие, вероятно, скажут, что из всех видов зависимости страшнее наркотической и алкогольной ничего нет. И, по большому счету, будут правы. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. Она формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Ясно, что как таковая эта зависимость не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого зависимого и его окружающих. Но так ли это на самом деле?

Существуют несколько симптомов, которые могут указывать, что что-то не в порядке. Обращайте внимание на следующие ситуации.

                    У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере. Большую часть свободного времени (6--10 часов в день) он проводит за компьютером. Любому, даже самому любимому некогда занятию, он с радостью предпочтет общество «железного» друга. В ожидании или во время игры ребенка охватывает радость, граничащая с эйфорией.

                    Ребенок не может спланировать время окончания работы с компьютером -- совсем незаметно вместо оговоренного часа пролетают почти три. Он с большим трудом приостанавливает игру или заканчивает ее. Когда оговоренное время, отпущенное на игры, прошло -- начинаются протесты, мольбы, ребенок обижается, становится нервозным и раздражительным.

                    Ради игры ребенок может отказываться от еды, сна и т. п.

                    Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной.

                    Куда-то резко подевались реальные друзья вашего ребенка, зато стало много виртуальных. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью.

                    Ребенок начинает обманывать, пропускать школу, чтобы лишний раз посидеть за компьютером, хуже учится, потерял интерес к школьным предметам.

                    Ребенок с трудом встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда он садится за компьютер.

                    У ребенка наблюдается внезапный непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Понаблюдав за ним, несложно понять, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.

                    Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он «обращен» внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы -- и те воспринимаются им без особого восторга, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, не существующие в действительности.

 

Рекомендации для родителей

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями его воспитания и отношениями, существующими в семье. Поэтому хочется дать родителям несколько советов, следуя которым они смогут предотвратить опасность попадания ребенка в зависимость от компьютерных игр.

1.   Для ребенка важен личный пример родителей. Если они разрешают ему играть в компьютерные игры только определенное время в течение дня, то и сами должны соблюдать это правило.

2.   Родителям необходимо больше общаться со своим ребенком. С самого раннего детства необходимо сделать его своим союзником в семейных делах. Обсуждать, а не замалчивать семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересоваться его мнением.

3.   Следует проводить как можно больше времени, собираясь всей семьей. Обязательно вместе посещать театры, музеи, кафе, выезжать на пикники, ездить в другие города (пусть даже с экскурсией и всего на несколько дней или часов), чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

4.   У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Секция или студия может быть любой направленности, главное -- чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры, да что угодно!

5.   Родители должны поддерживать общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера). Нужно разрешать подростку приглашать в дом друзей, расспрашивать его о том, как он общается со своими приятелями.

6.   Для эффективного воспитания, в качестве поощрения можно использовать компьютер как награду.

7.   Важно контролировать игры, которыми увлекается ребенок. Надо знать, что это за игра, отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он в нее поиграл. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.

8.   Следует отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам, обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по мнению взрослого, полезнее играть.

9.   Желательно установить специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющие контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные плюсы и минусы виртуальных игр, вам, дорогие родители, наверное, будет проще найти «золотую середину» в общении с компьютером для вашего ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей. Таким образом, вы превратите вашего «механического противника» в друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности при работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

Литература:

http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/373944/

http://ourboys.ru/computer

Read more: http://rebenok.msk.ru/komp-yuter-dlya-rebenka-vred-ili-pol-za#ixzz40u0DGMnF

http://p-shkola.by/ru/psh/new_url_1407885578/new_url_2060574955?art_id=2657


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков.

  В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов ЗОЖ, приведения их в соотве...

СМИ Великобритании и России. Роль СМИ в жизни современного подростка. 9 класс

Тема урокаЦель урока   Задачи урока:             Словарь урока     Тип урока  Форма у...

сценарий родительского собрания на тему "Проблемы формирования здоровья современных подростков" с презентацией

Предлагаемый сценарий родительского собрания может быть использован для работы с родителями различных классов. Для его проведения требуется предварительная диагностическая работа с учащимися класса, с...

Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых Д. Доцук Голос

Дарья Доцук – современный российский автор. Её произведения в основном ориентированы на детскую и юношескую аудиторию....

Значение классической литературы в жизни современного подростка

Какова роль чтения классики в жизни подростка? Классическая русская литература была создана для передачи опыта, который может быть полезен будущему поколению. Этим она и полезна. Классика – это ...

Музыка в жизни современных подростков

актуально это для подростков, в том числе и в связи с проблемой  специфики музыки как культурного явления.            Для того чтобы понять,...