Советы родителям о чтении
консультация (5 класс) на тему

Симоненко Надежда Евгеньевна

Родители узнают о секретах смыслового чтения с детьми, что такое первичное восприятие нового текста, как работать с авторскими деталями и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_o_chtenii.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Как помочь школьнику овладеть

            навыками смыслового чтения

                      Советы  родителям

Симоненко Надежда Евгеньевна, учитель русского языка ГБОУ школа 655 

                  Подготовка к восприятию художественного произведения. 

Как привлечь учеников к чтению - вечный вопрос всех учителей-словесников и родителей, учитывая, что дети и подростки с каждым годом читают все меньше  и меньше… Книга  сегодня вынуждена конкурировать с  телевизионными и компьютерными программами.

       Пожалуй, каждый родитель – пусть и неосознанно – ставит перед собой задачу в общении с собственным ребенком:  формировать первоосновы читательской культуры. Эта цель не противоречит тому, чего хочет школа: воспитание творческого, национально-самобытного, сознательного поколения молодежи средствами художественного слова.  На практике все выглядит гораздо прозаичнее: работа   с текстом часто подменяется пересказом, выборочным чтением отдельных эпизодов, пересмотром кинофильмов

А откуда же появится потребность в   чтении ? Что сформирует стойкий интерес детей к литературе?  Если научим анализировать и интерпретировать текст, то сможем помочь  подросткам протоптать свою дорожку к произведениям мировой литературы?

Методист А.Д.Алферов писал: „Каждый анализ на первой стадии  будто отталкивает вас от полного и свежего представления о произведении, но это только на первой стадии. Если анализ проведен правильно и с  независимой перспективой, то, когда вы снова возвратитесь к произведению целиком, вы почувствуете, как обновляется предыдущее представление  с  той лишь разницей, что оно становится глубже”. 

Ошибается тот, кто думает, что впечатление от великих произведений природное и  появляется само собою. Влияние литературы обусловлено искусством, которым владели писатели. Приблизиться к пониманию искусства художника – дело нелегкое, и это одна из главных задач родителей.

Как окунуть подростка  в произведение, вызвать интерес, разбудить читательское внимание? Как  создать такие условия, чтобы он захотел прочитать произведение, максимально подготовить к встрече с текстом? Это могут быть разные виды комментариев, чтение интересных отрывков, которые отвечают основной тональности произведения.

Чтение может предварять сообщение исторических, биографических, а для  старшеклассника -  еще и философских, эстетических сведений. Формы общения с сыном или дочерью могут быть разными: экскурсия, культпоход в театр, музей или на лоно природы.

Т.о., вызывается познавательный интерес –  один из важнейших мотивов обучения даже слабоуспевающих учеников

Подготовка  к восприятию складывается из четырех этапов:

1 этап – установление связи с ранее выученными и самостоятельно прочитанными произведениями.

2 этап - знакомство с биографией мастера, эпохой, в которой жил писатель или которая нашла отображение в  произведении.

3 этап – сообщения об истории написания произведения, его проблематике, публикации и постановке на сцене.

4 этап – пояснение  неизвестных понятий, названия, посвящения, эпиграфа.

                      Первичное чтение 

Начальное (вводное,  быстрое чтение) дает представление о содержании,  идее: подростки, в основном, обращают внимание на события и лишь на дальнейших стадиях, при работе с преподавателем проникают в словесно-образную и композиционную структуру.

Арсенал возможных приемов работы с произведением очень разнообразен:

  • -постановка вопросов к тексту;
  • -выделение главного и второстепенного;
  • -составление плана, конспекта, тезисов;
  •  -цитирование;   комментарий;  пересказ;
  • -сопоставления разных редакций произведения;
  • -сравнение  главных героев с прототипами;
  • -устное словесное рисование;  инсценирование;
  •  -выразительное чтение ;
  • -составление киносценариев;
  • -сопоставление текстов с произведениями  других видов искусства.

Проанализируем несколько приёмов. Например, постановка вопросов, предшествующих чтению. Они заставляют ребят внимательнее  прочитать текст, те места, которые вызывают трудности для восприятия, но необходимы для усвоения произведения.

Возникновение вопросов – первый показатель начала работы мысли и ума”, - отмечал С. Л. Рубиншейн. Выделяем

  • вопросы, которые требуют простого воспроизведения прочитанного,
  • вопросы, ответы на которые требуют элементов поиска,
  • вопросы творческого характера. 

Комментированное чтение  приучает размышлять, развивает художественный вкус и чувство языка.  Комментируем лишь то, без чего ребенок не сможет понять произведение. Излишнее комментирование приводит к тому, что в тексте все будет понятным, а литературное произведение  как искусство слова уже не будет существовать. Как показывает практика, для современных детей наиболее важным является комментирование историческое.

 Вспомним о сравнении  и сопоставлении.  Логично обращаться к таким видам:

сравнение вариантов, переводов одного и того же произведения, разных рецензий на прочитанный текст, разных произведений искусства об одном  историческом событии или историческом деятеле в изображении разных авторов.

При анализе важно научить замечать деталь, обозначать ее место в структуре образа – это воспитывает вдумчивого читателя, показывать непохожесть творческого почерка  писателей. Работа над деталью значительно сложнее. Она требует глубоких раздумий, помогает понимать характеры героев. Таким образом, применение разных приемов переосмысливания текста дает позитивный результат, влияет на развитие наблюдательности и исследовательских умений, стимулирует, углубляет и концентрирует чувственное познание, способствует абстрагированному понятийному мышлению.

                          Процесс второго чтения 

„Художественное произведение, - отмечал В.Г.Белинский, - редко сильно поражает душу читателя с первого раза: чаще оно требует, чтобы в него всматривались и вдумывались не вдруг, а поступательно. Таким образом, чем более в него вчитываешься, тем дальше углубляешься в его организацию, открываешь новые, незаметные ранее черты, видишь новые оттенки, и чем дальше, тем более им наслаждаешься».

Родителям важно учитывать три аспекта: 

- эмоциональный (создавать атмосферу заинтересованности);

- познавательный (знакомить с культурой, других времен и народов);

- воспитательный (ставить во главу угла моральные качества, эстетический вкус).

Родителям нужно помнить: процесс чтения – творческий, в нем принимают участие автор и читатель. Автор открывает что-то неизвестное, глубины своего мироощущения. Впечатление  у читателя - ребенка глубоко личное.

    Итак, чтобы приучить подростков  в семье к осмысленному чтению нужно занимать не пассивную позицию, а взаимодействовать осмысленно, активизируя все качества культурного читателя; 

-воспринимать процесс чтения не на бытовом уровне, а в контексте развития мировой культуры, философской мысли, с позиции духовных устремлений своего времени; 

-уметь получать настоящее эстетическое наслаждение от произведения как искусства слова и делиться этим в семье. 

Общение  в формате  «дети – родители – книга»  - тот ключ, которым „открывается” произведение для представителей поколения «Z», вводит их в его неповторимый мир. И такие заветные ключи у каждого родителя свои.

Ю. Лотман отмечал: „Каждый приближается к книге своими путями и каждый открывает ее по-своему. В этом  проявляется  ценность художественной литературы”. 

Российским семьям должно вспомнить о своём призвании: формировать внимательного, пытливого читателя, влюбленного в книгу, который стремится под влиянием её понять жизнь и усовершенствовать самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Как привить любовь к чтению"

 Советы библиотекаря о том, как привить любовь к чтению у детей...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ для развития чтения детей

«...Если мы хотим, чтобы молодёжь читала, первым делом надо предоставить, им все права, которыми мы сами пользуемся: Право не читать, Право на боваризм, Право перескакивать,  Право читать г...

Буклет "Советы родителям по привлечению детей к чтению"

Буклет ориентирован на родителй, но может использоваться библиотекарями , классными руководителями.В буклете даны основные советы по привлечению детей к чтению....

Чтение детей - советы родителям

Все взрослые говорят о пользе чтения для детей. Но что делать, если ваш ребенок не тянется к книге? Как привить ему любовь к чтению? В данном материале даны советы родителям, заботящимся о чтении и кн...

Советы родителям по обучению детей чтению

раскрываются приемы правильному обучению дошкольников чтению...

Советы родителям по обучению детей чтению.

В материале даны советы родителям как самим, без помощи педагога обучить детей правильному чтению....