Разработка родительского собрания "Наши трудные дети. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника."
консультация (5 класс) на тему

Цель данного родительского собрания: обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка или поиск решения.
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.
2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_trudnye_deti.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание 5 класс.

Тема: Наши трудные дети. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

Цель: обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка или поиск решения.

Задачи собрания:

  1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.
  2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Учащиеся класса заполняют таблицу

Все, что я делаю по собственному желанию

Все, что я делаю по собственному желанию, но в определенных границах

Все, что допускается мне в особых обстоятельствах

Все, что запрещено всегда

Затем ребятам предлагается отметить те запреты родителей, которыми они особенно недовольны и которые приводят к конфликту и непослушанию.

2. Подготовка проблемных вопросов для обсуждения в ходе собрания:

 - Сто стоит за словом «трудный» ребенок? (портрет трудности)

- Какие причины приводят к тому, что ребенок становится трудным?

- Как решать проблемы взросления без конфликтов?

Ход собрания

На доске – тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, крылатые фразы и афоризмы.

Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь

в полной безопасности от них. (Марк Аврелий)

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка

для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

I. Приветствие. Вступительное слово.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии сними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе искать причины трудностей в поведении учащихся.

II. Трудный ребенок… Что за этими словами, какой он?

Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Пока родители говорят, классный руководитель помещает характерные слова на лист ватмана.

III. Вопрос родителям: Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?

Родители приводят аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

IV. Классный руководитель знакомит родителей с таблицей, которую заполняли учащиеся класса.

Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают свое мнение по таблице.

V. Работа в группах.

Родители составляют список причин нарушения поведения детьми, а затем идет обсуждение получившихся результатов.

VI. «Узелки на память»

Четыре основные причины нарушения в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность пирвлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить за:

- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами

- унижение друг друга членами семьи

- разводы и появление в доме нового члена семьи

- несправедливость и невыполненные обещания

- чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу

Причина четвертая – неверие в собственный успех. Причинами неверия могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

VII. Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

VIII. Подведение итогов. Чтение притчи.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности  - в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд. (И.Кант)

Литература:

Дереклеева. Родительские собрания.

Свод законов,

с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Свод законов,

с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Свод законов,

с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Свод законов,

с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Свод законов,

с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном

О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

«Полезная информация для родителей. Как помочь ребенку учиться»

1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.

В этом ученику поможет специальная памятка «Как готовить домашние задания»:

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.

5. научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо делать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.

10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

12. В процессе выполнения домашнего задания необходимо делать перерывы.

13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.

14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.

15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.

17. Большое задание необходимо развивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.

19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты на отдельном листе. Материалы анкеты необходимы для проведения родительского собрания.

Ф.И.О. можно не указывать. Заранее благодарю.

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

8. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты на отдельном листе. Материалы анкеты необходимы для проведения родительского собрания.

Ф.И.О. можно не указывать. Заранее благодарю.

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

8. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты на отдельном листе. Материалы анкеты необходимы для проведения родительского собрания.

Ф.И.О. можно не указывать. Заранее благодарю.

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

8. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты на отдельном листе. Материалы анкеты необходимы для проведения родительского собрания.

Ф.И.О. можно не указывать. Заранее благодарю.

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

8. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?