родительские собрания в 5 классе
материал (5 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Родительское собрание, завершающее учебный год.

Тема. "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"

Девиз: Ребята, давайте жить дружно!

(Собрание проходит вместе с детьми).

Подготовительная работа. 

  • изготовить лозунг с темой собрания,
  • плакат с девизом (изображается Кот Леопольд и мышата в виде учеников).
  •  Детям поручается изготовление лозунгов с пословицами о дружбе, рисунки о классных делах, прошедших за год.
  • изготовить грамоты, благодарности для родителей и приглашение на собрание.
  • готовится с детьми концерт для родителей
  • родители готовят ответное выступление.
  • плакаты с советами детям и родителям
  •  коробки для записок с вопросами и таблички к ним "Вопросы родителям", "Вопросы детям"
  • грамоты каждому ребенку.

Оформление: 

  • На доске и на стенах красиво развешаны приготовленные лозунги, плакаты, рисунки детей
  • Столы расставить полукругом, столах вазы с полевыми цветами, коробки для вопросов, листы бумаги, ручки.
  • Музыкальное оформление: Детские песни
  • В приглашение вписывали четверостишие:

Отложите дела ненадолго

и придите в субботу к нам в класс,

Мы готовимся к встрече с Вами,

Будем рады увидеть Вас!

Ход собрания.

I. Добрый день, дорогие друзья. Я начну наше торжественное и итоговое собрание с вопроса: "Как вы думаете, почему частенько родители и дети ссорятся?" Наверное, потому, что не понимают друг друга.

 Дети не понимают, что родители устали на работе, что онираздражены своими тяжелыми заботами и проблемами, и не догадываются помочь им, успокоить.

Родителям некогда понять проблемы и интересы ребенка, не понимают, что для него игра - это серьезно и важно. И родители начинают "воспитывать", требовать, приказывать, а детям не хочется слушать нотации.

И находятся родители с детьми по разные стороны баррикад.

А не лучше ли объединиться, понять друг друга и жить в добре и согласии.  Для этого нужно очень постараться понять друг друга. А чтобы это получилось, постарайтесь следовать некоторым советам для родителей и детей (прочитать с плакатов с комментариями).

II. Советы  

1. Советы родителям        

(советы висят на доске)

* Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.

* Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.

* Не скупись на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.

* Всякое повышение требований начинать с похвалы, даже авансом.

* Ставьте перед ребенком достижимые цели.

* Вместо приказаний - просить совета или помощи, как у равного или старшего.

* Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты

* При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

* Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.

* Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования проcто не нужны!

2. Советы детям

* Доверяйте родителям - они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.

* Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.

* Делитесь своими радостями.

* Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.

* Старайтесь их понимать, помогайте. Не огорчайте и не обижайтесь на них понапрасну.

Эти советы дают вам ученые-педагоги, психологи.

3. Советы своих детей.

А теперь давайте познакомимся с памяткой для родителей, которую предлагают вам ваши дети: (как они видят советы для вас)

 И прислушаемся к советам своих детей!

1.Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.


2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».


3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.


4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.


5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.


6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.


7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.


8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.


9. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.


10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.


11. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться, что-то делать, даже зная, что это правильно.


12. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.


13. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.


14. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.


15. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если Вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.


16. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.

17. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам, и буду искать информацию где-то на стороне.


18. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.


19. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.


20. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.


21. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом.

Запомните, что я учусь,                                                                                    больше подражая примерам,                                                                                   а, не подвергаясь критике.                                                                                            (на отдельных листах поднимаем текст)

III. Концерт детей 

     И на нашем собрании мы забудем про все разногласия, проблемы, переживания, будем вместе играть, петь, веселиться, будем учиться видеть в друг друге только хорошее, доброе, светлое, в общем, будем дружить. В ходе собрания дети и родители могут письменно задавать друг другу вопросы для всех или персонально и опускать их в соответствующую коробку.

  1. Песня команды ЮИД
  2. «Вредные советы» (Григорий   Бенционович  Остер)

Недавно  ученые открыли, что  на свете бывают непослушные дети, которыевсе  делают наоборот.  Им дают полезный совет: "Умывайтесь  по утрам" -  ониберут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут  женачинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно  давать  неполезные,  а вредные советы. Они все  сделают наоборот,  и получится как разправильно.

Безвыходных ситуаций нет!


  В тот момент, когда ты с ужасом ожидаешь грандиозного скандала по поводу полученной двойки или когда тебя заставляют делать то, чего тебе совсем не хочется, или, наоборот, не разрешают того, чего очень хочется, вспомни о "Вредных советах" Григория Остера - большого специалиста по хитростям, заветным секретам и тайным мыслям детей, особенно непослушных. Так что читай внимательно, и у тебя появится возможность тоже стать специалистом.

      Любого любознательного ребёнка в мире взрослых поджидает множество опасностей: глубокие ванны, высокие шкафы, горячие утюги и чайники, шприцы, розетки, стоматологи и суровые родители.
     Преодолеть все эти препятствия и благополучно вырасти из детства помогут советы единственного в мире писателя, искренне сочувствующего человеку, которому не исполнилось ещё 16 лет

Эти «Вредные советы» полезны каждому нормальному ребенку!  

  1. Частушки на школьные темы      Мы – самокритичны! Об этом говорят наши частушки, которые прозвучат в исполнении наших девочек.
  2. «Противные  задачи» 

   Нет, нет, задачи тут самые настоящие. Для четвертого и пятого классов.
  Все они имеют решение и помогают закрепить пройденный в соответствующем классе материал.                                          Однако их главная задача  не материал закреплять; и вовсе никакого отношения не имеют эти задачи к тому, что называется занимательной математикой.                                                   Задачи эти как раз для тех, кто математику не любит, привычно считает решение задач тоскливым и нудным трудом.                      
Вот они и пусть усомнятся!

 Ответное выступление родителей. Зависит от талантов и возможностей родителей.

IV. Конкурсная программа

1. Дети и родители берут ручки и листочки и записывают:

* родители - самые лучшие качества своего ребенка;

* дети - лучшие слова, какие могут сказать своим родителям.

(Потом обмениваются листочками.)

2. Родители и дети должны понимать друг друга даже без слов.

Поэтому они по очереди задают загадки, но не словами, а показав их пантомимой. (загадки-пантомимы про животных.)

3. Детям завязывают глаза, они должны узнать своих маму или папу по рукам,

 а родители детей по прическам.

4. Теперь дети и родители берут по очереди из своих коробочек вопросы и отвечают на них.

5. Пословицы о дружбе.

«Семья – это когда все вместе» До начала ХХ века семья состояла не из одного поколения, в ней были дедушки, бабушки, мама, папа, внуки, правнуки – не случайно образовалось выражение «семь я». Жили дружно, друг другу помогали, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Недаром столько пословиц и поговорок было сложено о семье: «Когда семья вместе, то и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад», «В гостях хорошо, а дома лучше» и др.

 В семье тогда хорошо, когда в ней царит любовь и дружба. Давайте вспомним пословицы о друзьях, дружбе, семье.

V. Вручение грамот и благодарностей.

1. А теперь наступает самая торжественная минута. Награждение ребят, активно участвовавших во всех делах класса (награждаются все, надо найти, за что каждый ребенок заслуживает награждения).

2. Но мы не смогли бы так много сделать без помощи наших родителей. Мы им вручаем  благодарности (любую, даже самую маленькую помощь родителей надо помнить и поощрить).

А теперь мы все станем в круг, возьмемся за руки и споем песню "Настоящий друг".

(После этого все вместе  фотографируемся.)



Предварительный просмотр:

 Родительское собрание в 5 классе:

«Адаптация пятиклассников».

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

  • ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
  • проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
  • выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
  • выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  • привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Ход собрания.

Слово классного руководителя:

Пятый класс открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является очень  серьезным испытанием для школьника.

В начале обучения в пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения.

Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.

У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость...

 В этот период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и учителей.

Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?

         Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?

Дело в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований. Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.

В связи с этим ребенок впервые учится  учитывать это разнообразие требований, соотносить их и преодолевать связанные с этим трудности.  

Таким образом, в пятом классе у человека начинает формироваться основной навык  умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в ситуации

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны  с  ощущением одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.

 Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже пристают к ребятам из старших классов.

Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.

Дают о себе знать физиологические факторы в развитии

  • Начинается период бурного роста, повышается утомляемость.  
  • У ребенка начинается перестройка гормональной системы,
  • характерны перепады самочувствия.
  • Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.

Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника становится общение, как в малых группах, так и в больших.

  • В этот период появляется потребность в самоутверждении.
  • Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
  • Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его  представлению о себе.
  • Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников.  

Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности пятого класса? Лучше всего трудности преодолеваются, когда ученики, учителя и родители – друзья и единомышленники. Такую обстановку создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.

Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности развития  характерны  для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд качественных изменений.

Для подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок рассматривает себя в разных аспектах.

Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников.

Для подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение, мысли, чувства

В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.

Подростковый возраст – это трудный возраст. Для  психологов, которые работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет нерешенные  конфликты в семье подростка, как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи.

Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся, например, следующие ситуации:

  • нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки;
  • отсутствие мотивации к обучению;
  •  несформированность общеучебных умений и навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока, не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.).

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Рекомендации для родителей:

- необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

- наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима;

- предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;

- обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;

- забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.;

- активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;

- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

 - учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);

- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

«Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению»

Тест «Какой вы родитель?»

(проводит классный руководитель)

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?!

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

0

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Не смей этого делать!

2

7. Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8. Я в твое время!

2

9. Ты моя опора и помощник (ца).

1

10.О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети как дети, а ты…

0

14. Какой ты у меня сообразительный!

0

       Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

В школе мало учителей, которые  нравятся.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Анализ чувств и формулирование выводов. 

Классный руководитель: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  • это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»); 
  • морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
  • критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»); 
  • выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.); 
  • «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
  • а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль семьи в воспитании моральных качеств.»

«Там, где нет мудрости родительского воспитания,

любовь матери и отца к детям уродуют их!»

 В.А. Сухомлинский

«Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей, он развивается

в ответ на их характер и их поведение»

Эрих Фромм

     Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

     «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй, - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться пожалуй любой человек. Однако и по сегодняшний день многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.

     Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности.

     К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

     Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.

     Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств маленького человека. Поведение родителей - самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

     В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все.

     Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье. Таким образом, перед нами выстраивается следующая цепочка: семья — ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.

     Для ребёнка младшего школьного возраста характерно то, что он копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Дети часто видят то, что мы хотим скрыть от них.

     «Мальчик оскорбил свою бабушку, назвав её «дурой». Когда бабушка рассказала  об этом отцу ребёнка, то отец стал кричать на мальчика:

- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!

Сын отвечает:

- Но ведь ты маме тоже так говорил!?

- Да как ты смеешь отца учить!

Вмешивается мать:

            - Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости!»

     Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных качеств. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

     В воспитании следует пользоваться правилом: прежде, чем предъявлять требование к ребёнку – предъяви их к себе.

     «Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает свою одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о соседке, учителе, близких, друзьях и знакомых».

     Очень часто родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами. И очень часто им это удаётся с помощью мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования ребёнка формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие и хитрость. Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако это чаще всего оборачивается большими проблемами. Необдуманная строгость приводит опять же к лукавству ребёнка и отчуждению.  

      Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитать отзывчивость. С эти нельзя согласиться. Простой пример. Ребёнку дают конфету, он берёт её и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребёнку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребёнок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать. Таким образом, он получил урок отзывчивости, доброты.

      В семейном воспитании имеются самые разнообразные приёмы и средства формирования культуры поведения, нравственных качеств. Но случается, к сожалению, что выбираются из них далеко не самые лучшие. «Убери локти со стола…  Не чавкай… Кто за тебя всё это будет убирать?.. Я что сказал?.. Делай, что тебе говорят!..» Бесконечные назидания и упрёки, замечания, наказания и угрозы – малоэффективное средство воспитания. Как часто мы сталкиваемся с одной и тоже проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем их от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Реальные поступки – вот что формирует поведение ребёнка, а не слова и нравоученья!

     Огромное влияние на формирование моральных качеств ребёнка в настоящее время играют компьютер и телевидение. Необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, становится раздражительным, неуравновешенным, агрессивным. Вам – родителям, необходимо контролировать в какие компьютерные игры играет ваш ребёнок, какие передачи и фильмы он смотрит.

     Очень часто дети поступают «неправильно» именно в силу незнания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо постоянно учить, направлять, помогать своим детям. Например, пригласил ваш ребёнок своих друзей в день своего рождения. Вот прекрасный повод обсудить маленькие секреты радушия и мастерства хозяев. Как рассадить и чем их занять, как завязать общую беседу, как поблагодарить за подарок, какой-бы он не был.

     Очень ценный источник знаний о нормах поведения и нравственных качеств – это книги. Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать собственную библиотеку, куда могут войти книги, помогающие в учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, художественная литература. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Могу на примере своего класса назвать семьи Горбуновых, Тихоновых, Цаплиных, Дудник, Славогородских, в которых эта традиция сохраняется. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушки, дедушки, мамы, папы и теперь эти книги стали друзьями ребёнка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге, но и дополняется чувствами к самым дорогим людям.

     Воспитать нравственные качества и культуру поведения  - главнейшая задача родителей. Чтоже нужно для её успешного решения?

     - Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье;

     - во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности;

     - в-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

     В заключении я хотела бы отметить, что взрослый человек должен быть не «хозяином», не главою, который всё знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребёнком ищет истину и отличается от ребёнка только тем, что более зрел и опытен. Такое понимание между ребёнком и взрослым составляет основу действительно близкого контакта между ними. И в наших силах помочь ребёнку вырасти добрым, умным, активным, смелым, храбрым, сильным, ответственным, творческим. Одним словом – ЧЕЛОВЕКОМ!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. 9 класс

Родителям - о препрофильной подготовке учащихся. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе профессии?......

Итоговое родительское собрание 5 класс"Золотой конверт"

Итоговое родительское собрание совместно с учениками в форме вручения премии "Золотой конверт " по номинациям. Очень содержательный материал получившии положительные отзывы среди коллег и родителей....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 5 класс

"Поощрение и наказание"...

Родительское собрание 8 класс о вреде курения

Разработка родительского собрания для 8 класса о вреде курения...