консультация для родителей "Одаренный ребенок"
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Дежина Наталья Николаевна

В этой статье дается консультация дя родителейпо работе с одареннымм детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_odarennyy_rebenok.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение психолого - педагогической  помощи  родителям  одарённых  учащихся (консультации, родительские  собрания)

Консультация  для  родителей.

Говорят, что умение творить  - удел немногих и творческая личность является даром Богов. В этом есть доля истины, т.к известно, что Пушкины и Моцарты рождаются раз в 100 лет. Но сегодня мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно и нестандартно. Проблема развития умственных и творческих  способностей непростая. Сложность заключается в том, что нет целостного комплекса показателей, которые отражали бы понятие «творческие способности» и по этим показателям можно было бы отслеживать развиты ли у данного ребёнка эти способности или нет.

Чаще всего творческие способности рассматриваются как общие интеллектуальные способности, на основе которых ученик достигает наилучших результатов во многих областях науки и культуры. Надо помнить, что творческие способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но они обеспечивают быстрое приобретение, закрепление, использование этих ЗУН на практике.

Поэтому можно выделить 2 уровня способностей:

  1. Репродуктивный (человек усваивает знания, овладевает деятельностью, осуществляя её по образцу)
  2. Творческий (человек самостоятельно создаёт новое, оригинальное)

Поэтому для развития творческих способностей важное значение имеет развитие памяти, внимания, воображения и т.д. Именно эти качества являются основой развития творческих способностей.

      Проверим, насколько творчески мыслим мы:

Задание: Назвать лишнее слово – ЛОНДОН, ЖЕНЕВА, ПАРИЖ, МОСКВА (Женева, т.к это город, остальные города-столицы. Если такой ответ, то это первый уровень. Если ответ Женева, но признак выделен иной (в этом слове 3 слога, в остальных 2 слога). Творческий уровень может быть, например, когда дают такой ответ как Лондон, т.к он на острове, кроме того, у него ударение на первом слоге, у остальных на втором.

Отличительные черты одарённых детей.

Опережающее  познавательное  развитие.

  1. Отличаясь широтой восприятия, одарённые дети быстро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и очень любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы, им нравится создавать в воображении альтернативные системы.
  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации, помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
  4. Одарённые дети обладают большим словарным запасом.
  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, с удовольствием заниматься сложным и даже не имеющими практического решения задачами, одарённые дети не любят, когда им навязывают готовый ответ.
  6. Некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их процесс в чтении
  7. Они отличаются повышенным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
  8. Характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не под силу. Они нуждаются в помощи и поддержке, но не в слепой опеке.

Физические  характеристики.

  1. Одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
  2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может развивать их несамостоятельность.
  3. Развитие одаренных детей часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Эмоциональное и социальное  развитие.

  1. Одарённые дети имеют обострённое чувство справедливости, опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие познания.
  2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  3. Живое воображение, творчество, фантазия весьма  характерны  для одарённых детей.
  4. Они обладают хорошим чувством юмора. Восприятие  смешного у них нередко отличается  от  восприятия  сверстников  
  5. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
  6. Нередко у таких детей развивается негативное самовосприятие. Возникают трудности в общении со сверстниками.

В заключении ознакомимся со стереотипами, которые часто встречаются:

1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо – если талант есть, то он и сам пробьётся. На самом деле это не так: кто-то пробьётся (если будет проявлять себя в деле), а кто-то погаснет.

2. Ещё одно мнение: если учащийся показал свои способности, то это останется для него свойственным «на всю оставшуюся жизнь». Оказывается – не всегда. Есть так называемая возрастная одарённость, когда учащийся в 3 классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10 классу это опережение куда-то исчезнет.

3. Считается, что если ученик неуспевающий, то о какой одарённости может идти речь? Оказывается не всегда, но может. Например, девочка в 1,3,5 классах остаётся неспособной, т.к. удовольствия от решения задач не испытывает, а учится из прилежания. А мальчик-двоечник, которого не усадишь за уроки, т.к. он обожает решать головоломки, складывать конструктор и в этом испытывает радость – развивает свои способности.

4. Утверждают, что если ученик явно способен, то ему нужно только давать больше учебного материала и  потруднее  и  проблема его обучения  и  развития  решена. Оказывается, нет, т.к. есть категория способных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не  обладает и преодолевать  при  этом  возникшие  учебные  и  личностные преграды не умеют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребенок у экрана"

Консультация для родителей "Ребенок у экрана"...

Консультация для родителей "Ребенок и компьютер"

Информационные технологии сегодня органично вписываются в жизнь современного человека.  Компьютеры, различные гаджеты  стали неотъемлемой частью досуга наших детей. Но ведь в наших...

Консультация для родителей «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».

Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города»....

Консультация « Как сделать ребенка самостоятельным Когда и с чего начинать».

Знакомство родителей с рекомендациями как мотивировать ребенка на самостоятельные занятия....