Главные вкладки

    Родительское собрание. Тема "Личный пример - основа духовно-нравственного воспитания"
    методическая разработка на тему

    Родительское собрание. Тема "Личный пример - основа духовно-нравственного воспитания"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_lichnyy_primer.docx23.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ

     "Личный пример - основа духовно-нравственного воспитания в семье"

    Форма проведения: психологический урок-практикум для родителей

    ЦЕЛЬ:

    Формирование навыков ответственного поведения в семье;

    Овладение знаниями о значении личного примера в воспитании ребёнка.

    Задачи:

    • Создать условия для сплочения группы;

    • Способствовать развитию навыков самоанализа;

    • Сформировать понятие значимости личного примера в семье.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Родители заходят и выбирают цветные фигурки из бумаги (три цвета) с целью дальнейшего разделения на группы (5 красных, 5 зелёных и 5 оранжевы геометрических фигур из бумаги).

    Рассаживаются по группам (5-6 человек).

    ПРИВЕТСТВИЕ.

    Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу сразу поблагодарить вас за вашу заинтересованность воспитанием детей. Сегодня мы с вами собрались не просто так. Сегодня мы с вами постараемся раскрыть очень актуальную тему, а именно – тему духовно- нравственного воспитания в семье. Я постараюсь, чтобы вам было максимально интересно. Вместе с тем с вашей стороны тоже потребуется приложить усилия, быть активными, чтобы и мне было интересно работать с вами. Видите, какая выходит взаимная ответственность, и от того, как мы с вами будем эту ответственность разделять, зависит, какое впечатление у нас останется от общения друг с другом! Говорят, как день начнёшь – так его и проведёшь, и поэтому давайте начнём сегодняшний день с пожелания друг другу!? Пожелаем - ка все дружно нам всем «Доброго дня»!

    РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ.

    Отлично! Для начала, уважаемые родители, я прошу вас взять, лежащие перед вами листы ожиданий и слева написать то, чего вы ждёте от сегодняшнего занятия, какие чувства испытываете, возможно вопросы, на которые хотели бы получить ответы…

    ВВЕДЕНИЕ.

    Итак, история вопроса о влиянии семьи на духовное и нравственное воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

    Безусловно, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания (в том числе и школа) не может сравниться с семьёй. В СЕМЬЕ закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

    Одна из важнейших особенностей в развитии ребёнка – это развитие нравственного сознания: понятий, убеждений, которыми он начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребёнок, так и будет складываться его личность. В любом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания.

    Конечно же мудрые родителя не хотят, чтобы это коснулось их ребёнка и наверняка хотят передать чадам свой положительный опыт. Поэтому…

    ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ.

    Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Представьте себе, что ваши дети выросли и сами вот-вот станут родителями. Вам предоставляется возможность заглянуть в будущее и передать своим чадам инструкцию по воспитанию детей! Перед вами лежат ватманы и маркеры. С их помощью вы, в течение 2-х минут составите список самых важных правил воспитания и эти послания передадите своим детям в будущем! Приступаем!

    (Списки на время откладываются, занятие  продолжается)

    Духовно-нравственное воспитание ваших детей, безусловно, должно являться непрерывным процессом, который продолжают учителя в школе, в кружках, но основа его закладывается вами, в семье.

    Сея хорошее, вы пожинаете свой успех и спокойствие в старости!

    ПРИТЧА

    Сейчас я предлагаю вам послушать одну притчу. Её вы обнаружите на столах перед собой и можете следить по тексту вместе со мной!

    «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК» (Л.Н. Толстой)

    Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

    Сидят раз мужик с женой дома и сморят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить."

    А теперь я предлагаю вам подумать и ответить:

    • Какой урок мы можем извлечь из этой притчи?

    • Попробуйте сформулировать мораль сей притчи.

    Эта история содержит урок не только для родителей этого мальчика, но и для всех нас. В этой притче Лев Николаевич Толстой смоделировал ситуацию, встречающуюся во взаимоотношениях родителей и детей. Действительно, на лицо ситуация примера родителей для ребёнка и того как НОРМОЙ воспринимается ребёнком порою то, что происходит на его глазах в семье!

    Вот он, главный принцип воспитания – это ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР. 

    Итак, давайте вновь обратимся к теме нашего занятия -

    «ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР – основа духовно-нравственного воспитания в семье»

    Давайте – как все вместе задумаемся - КАК МЫ ВОСПИТЫВАЕМ НАШИХ ДЕТЕЙ? КАКИЕ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМ?

    Правильно!

     В основном мы разрешаем, запрещаем, поучаем, контролируем… следовательно – зачастую ограничиваемся несколькими достаточно плоскими увещеваниями в воспитании: «Я работаю – значит, ты должен хорошо учиться, потому что учение – твоя работа». Это необходимая часть воспитания личным примером – но далеко не достаточная. На самом деле личный пример – это требовать от детей только то, что требуешь от себя самого. Если ставишь ребенку ограничения – должен и сам подчиняться этим ограничениям. Сказать ему: «Я работаю – значит, ты должен хорошо учиться» вовсе не достаточно, чтобы ребенок понял, почему он действительно должен хорошо учиться. Если родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, – они сами должны все время учиться, читать, набираться знаний.

    Воспитание словом всегда будет только производным от воспитания делом. А воспитание делом – это воспитание, начинающееся с себя: с требовательности к себе, а если нужно, и с самоограничения. Следовательно, воспитание – это в первую очередь ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР! Хорошо!

    ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ – КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР?

    (положительный и отрицательный)

    Уверена, что многие из вас знают о том, что действенность личного примера. в воспитании объясняется такой особенностью детей, как подражательность. Они с удовольствием подражают старшим, повторяют их привычки, манеру говорить, стиль общения. Со временем образ жизни семьи становится и образом для подражания взрослеющих детей. Хороший пример мы подаём нашим детям когда вместе с ними занимаемся творчеством, спортом, трудом, ученьем…

    Сейчас мне хотелось бы попросить вас привести примеры из личной жизни, поделиться опытом воспитания детей, так сказать на личном примере! Хочу предоставить слово маме ___________.

    ВЫСТУПЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (совместное творчество, труд, спортивная жизнь)

    Показ семейных фотографий. Желающие также делятся личным опытом.

    Следует особо отметить, что в практике положительный пример родителей не всегда является образцом для подражания. А вот отрицательный пример, как правило, быстро перенимается детьми - грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, эмоциональная распущенность, курение, употребление спиртного, тунеядство и лень… впитываются детьми как губкой!

    Внутри семьи мы прививаем детям пример поведения не только среди других людей, но и прививаем им образцы поведения в кругу семьи, отношение к партнёру! Жизнь прожить – не поле перейти и поэтому часто встречаются различные семьи – и не совсем благополучные и не всегда полные… За счёт чего иногда родители выстраивают собственный авторитет в некоторых семьях мы сейчас можем проследить на следующем примере:

    «Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!..» Педагоги и психолог пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Но их попытки были тщетны.

    Мать часто повторяла девочке: Ты– это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдаю тебе… Я работаю день и ночь…

    И на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не знала отказа. Они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги, и казалось, что лучших друзей, чем мать и дочь не найти.

    Но это всё только казалось. Инна росла вздорной и эгоистичной. В классе её не любили». Подтверждением непозволительного поведения девочки было множество инцидентов – ссоры со сверстниками, отсутствие друзей, грубость в отношении учителей. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям (!): «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!»

    Психологу пришлось сказать ей всю правду:

    – Вас об этом предупреждали не один раз. Вы сами подрубили ветку, на которой сидели. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает».

    Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры) воспитания. Давайте подумаем

    • В чём причина случившегося?

    • Кто виноват в поведении девочки?

    • Как можно было избежать подобного?

    Спасибо за ваше мнение, вы совершенно правы!

    ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ

    Учитывая то, что сегодня здесь собрались заботливые, мудрые и любящие родители, которые с удовольствием поделятся своим замечательным опытом, предлагаю вам вернуться к вашим посланиям в будущее и закончить их. Выбираем спикеров и представляем свою работу. У вас 1-2 минуты! Приступаем!

    (защита групп)

    На основании ваших творческих рекомендаций я составлю замечательные памятки и передам вашим и не только вашим деткам .

    Ваши дети тоже приготовили кое-что для вас! Внимание на экран!

    ВИДЕОРОЛИК (дети произносят пожелания родителям, говорят о любви к ним)

    РЕФЛЕКСИЯ + МОНИТОРИНГ «РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ»

    (Оправдались ли ожидания. Ощущения, пожелания, оценивание…)

    ИТОГ «ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ» (музыка)

    Каждый получает возможность высказаться. Пожелание рука в руке – в итоге все стоят в едином кругу держась за руки и педагог подводит итог, что только все вместе – школа и семья, смогут на личном примере воспитать замечательных, порядочных и высоконравственных людей из наших детей.

    «Каждый ребенок — это «сосуд», который нужно наполнить любовью. Ребенок жаждет любви. Чаще всего дети совершают проступки, когда «сосуд любви» пуст».

    Раздача ПАМЯТОК (афоризмы, правила воспитания)

    Я тоже кое-что приготовила для вас! В этих книжечках вы найдёте рекомендации по воспитанию детей, поделитесь этой информацией с близкими, родными, соседями и просто знакомыми… Надеюсь эта информация поможет нам вспомнить, что мы тоже когда-то были детьми, поможет сделать наших детей счастливыми!

    Афоризмы на доске.

    Будь милосерден и снисходителен ко всем, кроме себя. Детям больше всего нужен пример для подражания, чем критика. (Жозеф Жубер)

    Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам,- это пример великих и нравственно чистых личностей. (Альберт Эйнштейн)

    Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример. (Альберт Эйнштейн)

    Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей. Это просто единственный способ. (Альберт Швейцер)

    Наивысшего человек достигает тогда, когда подает хороший пример. (Стефан Цвейг)

    Не показывай пальцем - покажи собой. (Станислав Ежи Лец)

    Плохой пример - это наглядный пример того, чего больше берем к примеру. (Веселин Георгиев)

    Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь. (Сэмюэл Джонсон)

    Чужой пример - это единственная школа человечества; в другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет. (Эдмунд Берк)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

    Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

    ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    ДУХОВНАЯ  ПРИРОДА  СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО  – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ...

    Родительское собрание. "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей".

    В данной презентации перечислены все правила родительской  гармонии. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доб...

    СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

    СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ...

    Выступление на родительском собрании "Влияние ИКТ на духовно-нравственное воспитание школьников"

    Одной из главных целей современного образования является адаптация учащихся к жизни в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сф...

    родительское собрание « Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

    Показать родителям  значимость  духовно  -  нравственного   воспитания  детей в семье.Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицат...