Выступление на общешкольном родительском собрании "Влияние ИКТ на духовно-нравственное воспитание школьников".
материал по теме

Труфакина Светлана Сергеевна

Выступление на общешкольном родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на общешкольном родительском собрании.

Тема: «Влияние ИКТ на духовно-нравственное воспитание школьников».

Мощный поток новой информации оказывает заметное влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких. Искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости в средствах массовой информации, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада тяжёлым грузом ложатся на детские души. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость – типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей.

      Одной из главных целей современного образования является адаптация учащихся к жизни в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сферы жизни человека информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).      

  Что же такое ИКТ? Информационно-коммуникационные технологии? Что скрывается за столь громоздким термином? Исходя из набора слов можно догадаться, что ИКТ – это технологии, призванные работать с информацией и коммуникациями.

    Информационные технологии  – это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

    Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Информационно – коммуникационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления которых являются компьютер, радио, телевидение, мобильная телефония, Интернет.

   Мы живем в 21 веке, в веке, когда стремительно развиваются коммуникации, в веке где, слово Интернет, уже знает трёхлетний ребенок, в веке, когда в нашей квартире как минимум 5, а то и больше программируемых предметов быта. Мы нажимаем на кнопки микроволновой печи, стиральной машины, пульта телевизора, своего телефона, и даже не задумываемся, что все это технологии. Информационно - коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь.  

  Именно благодаря хорошему знанию технологий подрастающее поколение получает гораздо больше информации, чем их ровесники несколько лет назад. Уже сегодня можно наблюдать, как многие подростки в быстроте ума, умении нестандартно мыслить, осваивать информацию порой превосходят взрослое поколение. Современные дети и подростки удивительным образом справляются с разными техническими устройствами.

    А мы взрослые? Мы много не знаем и в худшем случае просто не хотим это знать, "зачем мне интернет?"- иногда слышим мы, "я сам все прекрасно расскажу и покажу, зачем мне компьютер, я им не пользуюсь".  Да, это все верно, можно обойтись без техники. Но прогресс не остановишь.

      Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить. Если предыдущее поколение получало информацию, в основном из книг, то современное поколение получает информацию через видео, телевидение и все больше информации школьники получают через компьютер.

    С помощью компьютера можно: общаться в социальных сетях, на форумах, вести интернет – дневники, переписываться с друзьями по электронной почте, отправлять информацию с помощью факса.

     Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден.  

     В школе было проведено анкетирование по изучению роли ПК в жизни учащихся 5–10 классов.  Ребята с интересом отвечали на вопросы анкеты. Результаты анкетирования были обработаны.  Представляю вашему вниманию некоторые из них в виде диаграмм.  

     Из 73 опрошенных, компьютерами дома обеспечены 73% учащихся, ещё 10% постоянно пользуются ПК у друзей, родственников, в школе; 17% - не имеют ПК и не пользуются им.  

Как следует из диаграммы  55% учащихся используют компьютер ежедневно, 12% ребят работают за ПК 2-3 раза в неделю/через день (те, кто не имеет компьютер дома, ходят к своим одноклассникам и друзьям); 10% учащихся работают за компьютером 1 раз в неделю (в школе на факультативных занятиях).  

Изучив ответы на вопрос анкеты о продолжительности работы на ПК, мы получили, что 35% учащихся проводят у компьютера без перерыва более 4-х часов;  6% опрошенных проводят у ПК весь день (этот процент составили 5 учащихся 10 класса).

Как следует из диаграммы, велико число тех, кто использует компьютер просто для игры - 49% (это учащиеся 5 и 6 классов), ещё 49%- предпочитают общение через интернет (это учащиеся 7, 9-х и 10 классов); получение информации с помощью интернета становится актуальным к 10 классу, но достаточно часто к интернету прибегают учащиеся 7и 6-х классов.  

Чаще всего дети посещают следующие сайты:

39% - контакт;

10% - яндекс;

9% - одноклассники;

4% - гугл;

6% - опрошенных не интересуются интернетом.  

Контроль за увлечением ребёнка компьютером со стороны родителей особенно выражен в 10-м кл – 83%; в 7-м кл – 80%; в 6-х кл – 64%.

Недостаточный контроль  у 44% -пятиклассников; 38% -восьмиклассников; 33% девятиклассников.

Анализируя вопрос предпочтения учащихся между ПК и другими видами досуга 91% учащихся выбирают общение с другом (особенно ученики 5-х, 6-х и  10 классов); 35% - чтение книги (чаще те учащиеся, у которых нет ПК). Прогулку на свежем воздухе – 84% (8-ми и 9-тиклассники).  

 85% учащихся знают, что ПК представляет серьёзную угрозу здоровью, 2% учащихся, особенно 6-х, 7-го классов безразлично относятся к своему здоровью, у 60% учащихся отмечаются жалобы на быструю утомляемость глаз.

По мнению учащихся ПК повысил интеллект у 41% учащихся; понизил у 3% учащихся.

Выводы:

   Результаты проведённого исследования показали, что ПК является важной стороной жизни наших учащихся, которая занимает у 53% достаточно большое количество времени, причём у 55% ежедневно, при этом наблюдается недостаточный контроль игрового времени со стороны родителей, особенно в 5-х, 8-х, 9-х классах. Пользуясь ПК дети понимают, что он негативно влияет на состояние здоровья, отмечают, что устают глаза, значит зрение  в опасности, но при этом 41% учащихся проводят за компьютером до 10 часов в день, а 6% - иногда и весь день.

     Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.

Рекомендации:

Необходимо обязательно контролировать использование ребёнком компьютера, а для этого вы сами должны хотя бы на элементарном уровне им пользоваться. Помните, что ребёнок не должен играть в компьютерные игры перед сном; через каждые 20 – 30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв, выполнять гимнастику для глаз; Ребёнок не должен работать на компьютере более 1,5 – 2 часов, данные правила распространяются и при использовании мобильных телефонов. Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике; Если ребёнок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем общается; Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителя.  Сегодня, когда Интернет прочно и надолго вошел в нашу повседневную жизнь, любой ребенок чувствует там себя как рыба в воде.  Взрослых  же это радует далеко не всегда.  Ведь Интернет не зря называют большой свалкой. И увидеть там можно то, что для детских глаз совсем не предназначено. Обратите внимание, что с каждым годом все больше и больше появляется сайтов знакомств. Они тоже несут в себе определённую опасность.  Контролируйте переписку ребенка в социальных сетях. Защита вашего ребенка – это ваша обязанность. Обсуждайте с вашим ребенком возможную опасность распространения вредной информации в Интернете, следите за их действиями, чтобы быть в курсе, чем они занимаются и что делают в сети. Точно так же, как вы бы не разрешили вашему ребенку проводить время где-то, не будучи уверенным, где он и что он делает, те же правила должны быть применены к интернету, где с особым вниманием следует отнестись к доступности материалов со сценами насилия, жестокости, которые распространяются в интернет-пространстве с тревожной быстротой. Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.
Соблюдение этих несложных правил позволит сохранить здоровье вашего ребёнка и поможет защитить его от дурных проявлений в сети Интернет.

    Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам помогает школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта

В данной статье рассматривается роль семьи и школы в нравственном  воспитании умственно отсталых обучающихся 5 класса...

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в организации свободного времени школьников»

О роли внеурочной деятельности – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию на основе ...

Патриотическое воспитание как средство развития духовно-нравственных качеств личности школьников.

Данная работа содержит анализ работы по патриотическому воспитанию в школе....