Родительское собрание "Роль домашнего задания"
методическая разработка на тему

Родительское собрание - методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрание по теме «Домашнее задания: помощь или контроль?»

Цель: актуализировать проблему качественного выполнения домашних заданий для успешной учебной деятельности учащихся

Задачи: 1.Проконсультировать родителей по вопросам:

               - цели и задачи домашних заданий по различным предметам;

               - виды домашних заданий;

               2.Проанализировать  качество выполнения домашних заданий учащимися 5 класса;

              3.Определить роль родителей  при выполнении учащимися домашних заданий

I.Вступительное слово (классный руководитель) Слайд № 1

Перед школой стоит задача воспитания и развития  творческой личности, способной к социализации в обществе.

Воспитанием личности занимается школа и родители. С определённого момента эта личность начинает заниматься самовоспитанием.

Домашняя работа учащихся – важнейшее средство усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. (Д. И. Писарев) Слайд № 2

Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями. (Н. Г. Чернышевский) Слайд № 3

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.  От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. В чем же заключается сущность домашней работы?

Цели домашнего задания: Слайд № 4

  1. Подготовка к восприятию нового материала.
  2. Проверка  прочности знаний по  изученной теме, умения применить их на практике
  3. Расширение знаний по изученной теме, творческое задание
  4. Самостоятельное изучение нового материала

Воспитательная и развивающая функции домашнего задания:  Слайд № 5

1.Становление сторон личности: самодисциплины, чувства долга, ответственности,  силы воли                                    2. Развитие памяти, автоматизация навыков

Виды домашнего задания:

  1. Закончить работу (упражнение), начатое на уроке;
  2. Выполнить самостоятельно работу (упражнение), применив знания, полученные на уроке;
  3. Найти дополнительный материал по изучаемой теме;
  4.  Изучить самостоятельно новый материал;

Распределение времени на домашние задания: Слайд № 6

В 1 классе – до 1 часа;                                                                                                                                                 Во 2 классе – до 1,5 часа;                                                                                                                                                     В 3 – 4  классах – до 2 часов;                                                                                                                                       В 5 – 6  классах – до 2,5 часов;                                                                                                                                   В 7 классе – до 3 часов;                                                                                                                                              В 8 – 11  классах – до 4 часов.

                СанПин 2.4.2. – 576–96

Последствия перегрузки  домашними заданиями Слайд № 7

  • нервно-психические нарушения;
  • бессонница;
  •  утомляемость, сопровождаемую иммунными и гормональными дисфункциями;
  •  снижение сопротивляемости болезням;
  •  нарушение зрения и осанки;
  •   патологию органов пищеварения;
  •  переход уже имеющихся отклонений в состоянии здоровья в хронические.

Проблемы пятиклассников при выполнении домашних заданий Слайд № 8

  • Различные требования педагогов  к подготовке домашних заданий
  • Специфика учебного предмета
  • Низкий уровень знаний, умений, навыков
  • Отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности
  • Низкая мотивация учения

Результаты анкетирования педагогов,  учащихся и родителей

Анкета для учащихся «Моё домашнее задание»(11 человек. Отсутствовали 2 человека: Доброхотов Р- санаторий, Гужев Д. – б/л)

1.Я выполняю домашние задания: Слайд № 9

А) всегда -10 чел

Б) когда есть время

В) когда есть желание – 1 чел.

Г) чаще всего не выполняю

2.Домашние задания выполняю: Слайд № 10

А) всегда самостоятельно  по всем предметам-2 чел.

Б) иногда обращаюсь за помощью к маме - 6 чел, папе-3чел, бабушке – 1 чел., брат-1чел., воспитателю – 2 чел.

обращаюсь за помощью по русскому-4 чел, математике-7 чел, по всем предметам – 3 чел., географии – 5 чел.

3.Начинаю учить уроки  Слайд № 11

в 1600 – 5 чел.

        в 1500 – 1 чел.

        в 1530 – 1 чел.

        в разное время – 4 человека

А) после напоминания старших- 1 чел.

Б) самостоятельно-9 чел.

         В) когда старшие садятся рядом - 1чел

4.На уроки затрачиваю в общем: Слайд № 12

1ч. – 2 чел.

40 мин. – 1 чел.

30 мин. – 2 чел.

1ч. 20 мин. – 1 чел.

1,5 ч. – 1 чел.

2 – 3 ч. – 3 чел.

5 ч. – 1 чел.

Слайд № 13 Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять  работу  качественно и в срок

II. Роль родителей при выполнении домашних заданий Слайд № 14

«Золотые правила» для родителей Слайд № 15

1.Начинать выполнение домашних заданий  необходимо в одно и то же время (не позднее 18.00)

2.Место для выполнения домашних заданий должно быть удобным, хорошо освещено.      

3.Между выполнением домашних заданий по разным предметам необходимо делать перерыв (10-15минут)

4.Ничто не должно отвлекать ребенка во время выполнения домашнего задания. Включенные телевизор или компьютер не позволят ребёнку сосредоточиться. Любимые игрушки, телефон  и домашние животные также должны находиться на данный момент не рядом.

5. Ребёнок должен сам прочитать задание, вспомнить комментарий учителя, выполнить домашнее задание.

6.Роль родителя при выполнении домашнего задания пятиклассником - ненавязчивый контроль.

7. Причины затруднений по различным предметам у каждого ребёнка индивидуальны. Проконсультируйтесь у учителя- предметника, что необходимо сделать, чтобы удалить пробелы в знаниях.

И в заключении хочется сказать слова И. Канта:

Слайд № 16-17

Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время. Но и на постоянное рабочее место. И если жилищные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжный шкаф, то всё равно нужно выделить какое-то постоянное место, где он будет держать книги и тетради. Если ребёнок вынужден заниматься за общим столом, то никто не должен ему мешать и отвлекать  от занятий. Постепенно вырабатывается установка на определённое время и место работы. Если такая установка у ребёнка сформирована, то ему достаточно усесться за привычный стол, как приходит рабочее настроение и   возникает желание приступить к работе. До начала занятий с рабочего места ученика должно быть убрано всё, что не имеет отношения к учёбе.

Помните, что время выполнения уроков – священно и неприкосновенно, поэтому отрывать ребёнка от занятий по пустякам (будь то срочная помощь на кухне или поход в магазин за хлебом) вы уже не имеете права.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.

Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

ϖ Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

ϖ Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

ϖ Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

ϖ Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

ϖ Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

ϖ Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

ϖ Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

ϖ Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

ϖ Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

ϖ Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

ϖ Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справоч¬ные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

ϖ Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

ϖ Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.

ϖ Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

ϖ Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству – домашнему заданию.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.              

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя.

Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятные вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому , что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.

В – третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность с суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления – этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

МАМЫ И ПАПЫ!

Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутри личностного конфликта, научатся самокритичности. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

Анкета для учащихся «Моё домашнее задание»

1.Я выполняю домашние задания :   а.всегда   б.когда есть время     в. когда есть желание     г.чаще всего не выполняю

2.Домашние задания выполняю:

а.всегда самостоятельно  по……………………………………………………………………………………………..            б.иногда обращаюсь за помощью старших(………………………………..)по……………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………                                       

в.всегда выполняю со старшими(…………………………)по………………………………………………………………

3.Начинаю учить уроки: в………часов, в разное время                                                                                                                                                    

а.после напоминания старших        б.самостоятельно         в.когда старшие садятся рядом

4.На уроки затрачиваю в общем………часов

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Описание: 6572a93ce528tОписание: Картинка 31 из 389

по

Цели домашнего задания:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Домашнее задание в учебной деятельности школьника"

Данная презентация может быть полезна для проведения родительского собрания на тему: "Роль домашнего задания"....

Родительское собрание "Домашнее задание и его роль в самообразовании школьника" 6 класс

План родительского собрания:nИтоги за прошлый учебныйгод; nДомашнее задание и его роль в самообразовании школьника; nПланирование воспитательной работы на I полугодие; nВыбор родительского комитета; ...

Родительское собрание "Домашнее задание"

Разработка родительского собрания в помощь и учителю, и родителям....

Материалы для родительского собрания "Домашнее задание"

Что такое домашнее задание?Как с ним "справиться" самостоятельно ученику?Как родителям ему помочь?На все эти вопросы отвечает родительское собрание "Домашнее задание"....

Родительское собрание "Домашнее задание"

Разработка родительского собрания для 5 класса с презентацией...

Презентация к родительскому собранию "Домашнее задание в учебной деятельности школьника"

Презентация содержит советы и рекомендации для родителей и детей....

Презентация на родительское собрание "Домашнее задание и его роль в самообразовании школьника"

Презентация на родительское собрание  "Домашнее задание и его роль в самообразовании школьника"...