Проект "Мир наших увлечений"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Приемская Алла Ивановна

Проект направлен на приобщение родителей к жизни детско-юношеского центра, развитие их активности и желания сотрудничества. Авторы проекта являются победителями Всероссийского конкурса творческих проектов педагогических работников "Ярмарка педагогических идей" и заняли 3 место в IX Международном фестивале детско-молодежного творчества и педагогических инноваций "Кубок России по художественному творчесту - Ассамблея искусств".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Мир наших увлечений»

                                                              Авторы: Приемская Алла Ивановна,

                                                                                Сазонова Надежда Басимовна,              Волкова Елена Николаевна

педагоги дополнительного образования

Москва, 2012 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3

Основная часть …………………………………………………………………… 4

Партнерство как вид взаимодействия с родителями ……………………... 4

Трудности в работе с родителями …………………………………………. 5

Что делать? …………………………………………………………………...5

Новизна проекта ……………………………………………………………...6

Срок реализации проекта ……………………………………………………7

Участники проекта …………………………………………………………..7

Направления деятельности ………………………………………………….7

Цели и задачи проекта ……………………………………………………….7

Задачи познавательно-развлекательного мероприятия ……………………8

Принципы реализации проекта ……………………………………………...8

Этапы реализации проекта …………………………………………………..9

Планирование мероприятий в рамках проекта ……………………………..9

Ожидаемые результаты ………………………………………………………9

Механизм реализации проекта …………………………………………….10

Условия реализации проекта ……………………………………………….10

Оценка рисков ……………………………………………………………….11

Заключение ………………………………………………………………………..12

Перечень используемых источников ………………………………………….12

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Феликс Адлер

(американский педагог, психолог)

Введение

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия.

Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

И семья, и образовательное учреждение по-своему передают ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и образовательном учреждении. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение её воспитательного потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в образовательном учреждении воспитание всегда стоит на первом месте.

При этом именно семья с её неповторимой атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родных и близких, обеспечивает детям защиту и психологический комфорт, даёт жизненную опору. Несмотря на кризисы, которые семья переживает, и будет переживать, именно ей принадлежит ведущая роль в неформальном образовании, в приобщении ребёнка к общечеловеческим ценностям.

Поскольку родители являются первыми педагогами, а образовательное учреждение оказывает им помощь в воспитании и развитии ребёнка (Закон РФ «Об образовании» ст.18), они играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребёнок. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они работают сообща. Это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии согласия и заключается в согласовании того, что семья и педагогический коллектив – союзники, и цели у них одинаковые.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы поставлена задача модернизации образования как института социального развития ребёнка. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия образовательного учреждения с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Если раньше педагоги лишь просвещали родителей, то теперь появилась необходимость сотрудничества с ними.

В Программе развития ГБОУ ДЮЦ на 2012–2017 годы также обозначена роль семьи и необходимость взаимодействия педагогического коллектива детско-юношеского центра с родителями обучающихся. Поэтому данный творческий проект актуален, так как направлен на реализацию одной из важнейших задач, обозначенной в Программе развития ГБОУ ДЮЦ, –приобщение родителей к жизни детско-юношеского центра, развитие их активности и желания сотрудничества.

Разработанный педагогическими работниками Отдела эстетического воспитания и развития личности творческий проект «Мир наших увлечений», планируется реализовывать в рамках Целевого проекта ГБОУ ДЮЦ по взаимодействию с семьёй «Растём вместе».

Основная часть

Партнерство как вид взаимодействия с родителями

В настоящее время в обществе и государстве меняется представление о процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Существуют различные виды этих взаимоотношений: потребительские, благотворительные, спонсорские, инвестиционные, кооперативные и партнерские. Рассмотрим их подробнее.

Потребительские отношения не конструктивны, их участники не стремятся к развитию отношений, взаимные ожидания носят либо негативный, либо безразличный и неопределенный характер.

Благотворительный, спонсорский и инвестиционный уровни взаимоотношений связаны с привлечением финансовых ресурсов. Несмотря на то, что благотворитель действует бескорыстно, он не имеет никаких полномочий для того, чтобы полноценно участвовать в образовательном процессе. При этом родитель-спонсор передает именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые требуются объединению на конкретную деятельность, и, как правило, запрашивает отчет о расходуемых средствах.

Кооперативный уровень взаимоотношений между учреждением и родителями направлен на достижение конкретных результатов, но традиционно предполагает более активную роль и общее руководство со стороны сотрудников образовательного учреждения. Родители, как правило, не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогическим коллективом.

Партнерский уровень взаимоотношений подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребёнка, как сотрудников образовательного учреждения, так и родителей.

В практике детско-юношеского центра, и в частности, педагогов Отдела эстетического воспитания и развития личности были налажены в основном потребительские и благотворительные взаимоотношения между педагогами и родителями.Но сегодня именно партнерство является наиболее перспективным и эффективным видом взаимодействия образовательных учреждений с родителями. Поэтому необходимо развивать именно партнёрские отношения.

Трудности в работе с родителями

В практике УДОД ещё не осознается сущность понятия «социального партнерства», его отличие от других, традиционно существующих видов взаимодействия с семьей. Педагогические коллективы не относятся к социальному партнерству с семьей как к стратегическому направлению деятельности своего учреждения, способствующему повышению качества образования.

Учреждения дополнительного образования испытывают серьезные трудности в работе с семьями воспитанников, причинамикоторых, по мнению сотрудников УДОД являются:

  • загруженность родителей «добыванием» денег;
  • низкий социальный статус профессии «педагог дополнительного образования» в обществе, деятельность которого рассматривается большинством родителей как сфера услуг и проведения досуга ребёнка;
  • недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
  • равнодушное отношениебольшинства родителей к событиям в жизни ребенка; их стремление «откупиться» подарками от личного общения;
  • неполная информированность педагогов дополнительного образования об условиях жизни ребёнка дома.

По мнению родителей, основными причинами трудностей являются:

  • финансовая составляющая взаимоотношений (педагоги «вспоминают» о родителях только тогда, когда нужна спонсорская помощь);
  • педагог ищет общения с родителями только с целью воздействия на ребёнка (например, с целью наказания за плохое поведение);
  • недостаточная компетентность многих педагогов по вопросам взаимодействия с родителями;
  • стремление педагогов избегать живого общения с родителями, подменяя его анкетированием, информационными стендами и т.п.

Что делать?

Менять отношение к различным методам, формам работы и способам взаимодействия педагогов с детьми и их родителями.

Социальное партнерство родителей и педагогов должно рассматриваться как совместная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка. Но для этого необходим переход от формального общения с родителями к продуктивному, развивающему ребёнка социальному партнерству, к чёткому определению принципов взаимодействия УДОД с внешней социальной средой.

Поэтому перед педагогами Отдела эстетического воспитания и развития личности встал вопрос: как активизировать деятельность родителей во внешкольной жизни своих детей?

Новизна Проекта

В детско-юношеском центре многообразен спектр проводимых мероприятий с семьями воспитанников – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья, игровые и конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий и т.д. В большинстве своём мероприятия, как в Центре, так и в отделе инициировались в одностороннем порядке, т.е. родители приглашались как пассивные участники, в основном, как зрители. Стало понятно, что традиционные формы и методы работы с родителями оказались недостаточно эффективны, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе детско-юношеского центра.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Педагогами Волковой Е.Н., Приемской А.И. и Сазоновой Н.Б. было принято решение организовать такой проект, в котором приняли бы активное участие не только дети, но и их родители, т.е. максимально заинтересовать родителей.

В результате возникла идея проведения комплекса тематических мероприятий, направленных на продуктивную совместную творческую деятельность.

Основная линия этого проекта – это совместная подготовка и проведение познавательно-развлекательных праздников, объединяющих педагогов, воспитанников и родителей хореографической студии и театра моды «Алиса». Такие мероприятия планируется приурочивать к праздничным датам (День учителя, Новый год, Международный женский день 8 Марта и пр.), как своеобразные поздравления всех с праздниками.

Праздники строятся на основных видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное: совместная неформальная деятельность детей и взрослых, возможность проявить себя, показать свои таланты. При этом гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживают на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной и творческой деятельности.

Планируется, что и родители, и педагоги, и дети будут выступать с концертными номерами, которые станут своеобразными взаимными подарками-сюрпризами.

При этом праздничное мероприятие становится своеобразным познавательным, развлекательным, интерактивным Шоу, где поощряется активность, любознательность и творчество, где можно и нужно двигаться, разговаривать, задавать вопросы, познавать новое и получать удовольствие.

Совместные праздничные мероприятия – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников образовательного процесса, укреплению института семьи, передаче опыта социокультурного воспитания детей. Данная форма интересна тем, что тематика мероприятий может варьироваться в зависимости от запроса и предпочтений детей и их родителей.

Таким образом, новизна Проекта заключается в том, что:

во-первых, дети и родители являются и участниками, и организаторами, и зрителями таких мероприятий;

во-вторых, происходит знакомство, общение, сплочение и тесное сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей разных коллективов;

в-третьих, в проектно-исследовательскую и творческую деятельность включены не только дети, но и их родители.

Срок реализации Проекта – 1 год.

Участники Проекта: педагоги коллективов отдела эстетического воспитания и развития личности хореографической студии и театра моды «Алиса», воспитанники и их родители.

Направления деятельности:

  1. Просветительское (передачародителям опыта социокультурного воспитания детей).
  2. Практико-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
  3. Познавательно-развлекательное (использование информационно-развлекательного содержания мероприятий).

Цели и задачи Проекта

Цель: создание единого коллектива единомышленников и максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию личности ребёнка посредством организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Организовать работу по привлечению родителей к сотрудничеству.
  • Разработать содержание форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей.
  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ГБОУ ДЮЦ.
  • Создание оптимально комфортной среды развития ребёнка через согласование позиций семьи и образовательным учреждением.

Задачи познавательно-развлекательного мероприятия

Образовательный характер мероприятий, задачи:

  • обучение детей и их родителей навыкам изготовления швейных изделий, аксессуаров, декоративных изделий, поделок и пр.;
  • обучение детей, родителей и педагогов основам хореографического и сценического движения;
  • приобретение исполнительских навыков дефиле и сценической хореографии;
  • привитие и закрепление у детей навыков проектно-исследовательской деятельности;
  • вовлечение родителей в проектно-исследовательскую и творческую деятельность.

Развивающий характер мероприятия, задачи:

  • развитие самостоятельной творческой и познавательной деятельности;
  • совершенствование имеющихся природных данных (музыкальности, пластичности, художественного вкуса и пр.);
  • развитие приобретённых умений и навыков;
  • развитие творческого самовыражения;
  • развитие навыков совместной творческой деятельности.

Воспитательный характер мероприятия, задачи:

  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  • формирование потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью;
  • формирование умения работать в одной команде, выполняющей общее дело, и вносить свою лепту;
  • воспитание взаимного уважения среди воспитанников и родителей разных коллективов, уважения к чужому труду;
  • воспитание чувства гордости за свою семью, коллектив;
  • установление единства стремлений и взглядов между педагогами и семьей в воспитательном процессе;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности.

Принципы реализации Проекта

  • добровольности;
  • вариативности форм и методов;
  • комплексности;
  • сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости.

Этапы реализации Проекта

I.  Подготовительный этап (сентябрь – октябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • малый педагогический совет;
  • проведение родительского собрания, обсуждение вопросов, связанных с организацией совместной работы;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  • первичная апробация проекта (проведение мероприятия).

II. Основной этап (ноябрь – апрель)

В ходе основного этапа реализации проекта готовятся и проводятся совместные праздничные мероприятия с привлечением родителей.

III. Заключительный этап (май)

Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Планирование мероприятий в рамках Проекта

Дата

Примерная тематика мероприятия

октябрь

«День учителя»

декабрь

«Зимние аксессуары»

март

«Русский народный костюм как источник вдохновения в современной моде и танце»

май

«Народные промыслы России»

Ожидаемые результаты

  1. Установление дружественных отношений сотрудничества, передача опыта творческой деятельности посредством совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
  2. Передача навыков и уменийот педагогов – родителям и от родителей – детям в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, художественно-творческой, игровой, свободного общения.
  3. Укрепление семейных отношений детей и родителей посредством совместного времяпровождения и позитивного переживания.
  4. Формирование атмосферы творческого сотрудничества.
  5. Удовлетворённость родителей  и педагогов качеством и количеством форм взаимодействия.
  6. Участие родителей в творческой жизни детских коллективов и детско-юношеского центра.

Механизм реализации Проекта

Для реализации намеченных планов – проведения совместных праздничных мероприятий необходимо провести большую подготовительную организационную работу.

Так как в мероприятиях будут задействованы дети и их родители, то проведение работы планируется в двух направлениях.

  1. При подготовке хореографических номеров необходимы репетиции с детьми, которые планируется осуществлять в рамках образовательных программ «Первые шаги» и «Мы учимся танцевать».

Репетиции показов дефиле с воспитанниками театра моды «Алиса» будут осуществляться в рамках образовательной программы «Основы сценического движения». Вышеперечисленные репетиции будет проводить педагог-хореограф Волкова Е.Н. Костюмы для показов детских коллекций моделей одежды будут подобраны из фонда Театра моды «Алиса» педагогами Приемской А.И. и Сазоновой Н.Б.

  1. Для выступлений родителей обучающихся хореографической студии и театра моды «Алиса» необходимы костюмы, которые будут изготовлены родителями под руководством педагогов театра моды Приемской А.И. и Сазоновой Н.Б. Ставить художественные номера будет педагог-хореограф Волкова Е.Н.

Такая работа по подготовке выступлений должна проводиться в удобноедля сторон время.

Условия реализации Проекта

Участники Проекта:

  • обучающиеся Хореографической студии и Театра моды «Алиса»;
  • родители обучающихся;
  • педагоги студий.

Кадровое обеспечение:

  • педагог-хореограф;
  • педагоги, работающие по программе «Сам себе кутюрье»;
  • концертмейстер.

Для проведения мероприятий необходим актовый зал.

Для подготовки мероприятий необходимы следующие помещения:

  • хореографический зал, оборудованный станками и зеркалами (кабинет 1.27);
  • кабинет для пошива костюмов, оборудованный раскройным столом, примерочной комнатой с зеркалом (кабинет 1.21);
  • актовый зал для проведения репетиций.

Техническое обеспечение и оборудование:

  • компьютер или ноутбук;
  • проектор;
  • экран;
  • флеш-карта или CD диски с записями фонограмм;
  • фортепиано;
  • швейное оборудование;
  • электроутюг;
  • гладильная доска.

Материальное обеспечение:

  • ткани для пошива костюмов, приклад;
  • швейные принадлежности (нитки, иглы, ножницы и пр.);
  • декоративные и отделочные материалы;
  • журналы мод с выкройками;
  • материалы для создания эскизов (бумага, карандаши и т.д.).

Оценка рисков

Перечень возможных рисков

Способы их предупреждения

Неуверенность в своих силах

  • Реализация принципа «От простого к сложному», принципов посильности и наглядности, выбор оптимальных моделей и заданий.
  • Оказание помощи со стороны педагогов.

Недостаточная активность родителей

  • Проведение совместного родительского собрания с целью ознакомить с проектом, заинтересовать им, показать перспективу организации подобных мероприятий.
  • Создание группыактивистов из числа родителей для вовлечения в проект как можно большего числа участников.
  • Приглашение незаинтересованных родителей на праздничные мероприятия, где через разные формы привлекать их к участию в празднике.

Возможные материальные затраты

  • Использование уже имеющихся костюмов из фондов коллективов и детско-юношеского центра.
  • Использование в работе бывших в употреблении изделий, лоскутов, а также «нетрадиционных» материалов (упаковка, строительные материалы).

Загруженность родителей и педагогов на работе (дефицит времени)

  • Подготовка мероприятия в выходные дни в удобное для всех участников время.
  • Использование дистанционных форм общения.

Заключение

Основная идея проекта состоит в значимости создания условий для творческого развития ребёнка и побуждении родителей к развитию вместе с ребёнком. Механизмом реализации проекта выступает формирование единого воспитывающего коллектива родителей, педагогов и обучающихся и гуманной развивающей среды на основе взаимодействия и сотворчества в коллективной творческой деятельности, привлечения родителей к активному участию в образовательном процессе.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному формированию и развитию личности ребёнка, повышению психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для ребёнка в семье и в образовательном учреждении, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребёнку с учётом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребёнка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка и будут активно сотрудничать с образовательным учреждением.

Таким образом, реализация данного творческого проекта будет способствовать установлению партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, созданию единого социокультурного пространства.

Хотелось бы, чтобы проведение таких мероприятий не только стало традицией для коллективов «Театр моды «Алиса» и хореографическая студия, но и побудило другие творческие объединения детско-юношеского центра к поиску новых форм сотрудничества.

Перечень используемых источников

  1. http://www.obruch.ru;
  2. http://works.tarefer.ru;
  3. http://festival.1september.ru;
  4. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Социально-культурные технологии. – СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1997.
  5. Орлова Э.А. Проблемно-ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология //Теоретические основания культурной политики. – М., Российский институт культурологии,1993.
  6. Любимова Т.В. Будущее – это истинапрошлого // Экология культуры. – М., НИИ культуры. 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и детей "Наше семейное увлечение"

Мастер-класс использовался как одна из форм взаимодействия взрослых и детей на проекте "Моя семья ".Основная цель: повышение интереса к совместному творчеству родителей и детей. Увлечением семьи Тере...

Выставка творческих работ «Наше семейное увлечение»

Познакомиться с историей увлечений, присущих моей семье. Узнать больше о семейных увлечениях. Укреплять семейные отношения, бережно относится к любимым занятиям близких людей....

Классный час "Мир моих увлечений" "Наши дела"

Презентация к классному часу "Мир моих увлечений". Первая часть - "Наши дела" Конспект и детская презентация кклассному часу...

«Мир увлечений нашего класса на пути к будущей профессии».

Обучение воспитанников осознанному профессиональному выбору....

Итоговое мероприятие "Мир наших увлечений"

Способствовать формированиию благоприятной нравственно-психологической атмосферы на празднике, содействовать развитию творческих способностей у детей....