Консультация для родителей "Немного о детях 4 - 5 лет"
консультация по теме

Морозова Людмила Геннадьевна

В данной консультации описываются особенности психо - физического развития детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Немного о детях 4 – 5 лет…»

 Составитель:

Учитель – дефектолог

Морозова Л.Г.

2015 г.


      Уважаемые родители, в данной консультации  приводятся основные этапы, закономерности и нюансы развития ребенка 4- 5 летнего возраста. 

    Не спешите записывать своих детей в «отстающие», если, прочтя данные материалы, Вы обнаружили, что Ваше чадо чего-то не умеет из того, что умеют «среднестатистические дети» в этом возрасте. Судить о развитии ребенка можно только комплексно, причем сравнивая его не с другими детьми, а только с самим же ребенком на более ранних этапах его развития. Кроме того, возможно, у вашего малыша одна из сфер (моторика, речевое развитие, логика) развита с опережением, что сказывается на более медленном развитии остальных его «граней».
   Тема открыта для того, чтобы родители могли понимать, что «в рамках» и что нет, на что обращать внимание, что является тревожными признаками – и обращались бы к специалистам вовремя, в то же время не надумывая себе несуществующих проблем.

     

    Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

    Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка четырех-пяти лет.

    Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда. 

    Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

    Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

     Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочие безопасные предметы.    

     Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

    Такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.

    К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

    Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами.

    Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д.
При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.

    Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

   Данная особенность  помогает ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: "Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению".

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать. Важно помнить, что негативно оценивать надо не личность ребенка в целом, а отдельный плохой поступок.

        Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Обращайтесь с просьбой к нему: "Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю". Или так: "Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой". Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.

    Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

   Родителям важно  постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Однако необходимо помнить , что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

Желаем вам успехов и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультации для родителей "Учим детей рассказывать"

В данной работе представлена консультация для родителей детей, имеющих нарушения речи,  на тему "Учим детей рассказывать". "Учим детей рассказывать"...

Консультация для воспитателей "Адаптация детей в саду"

Адаптация - сложный период в жизни детей, родителей и педагогов. Консультация и предложенные игры помогут пережить этот период с минимальными потерями....

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...

Консультация для родителей "Здоровые дети в здоровой семье"

В данном материале представлена информация для родителей дошкольников о здоровом образе жизни, о том, какие факторы влияют на здоровье....

Консультация "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

      Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самог...