Родительское собрание "Давайте познакомимся"(подготовительная группа)
материал на тему

Куликовская Евгения Вячеславовна

В данной работе представлен конспект родительского собрания в подготовительной группе для детей с НВОНР (1 год обучения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Подготовительная логопедическая группа № 7

Цель: Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, магнитофон с записью речи детей, экземпляры договора о сотрудничестве для каждого родителя, бумага, ручки, вырезки из журналов с различными животными и сказочными персонажами.

Ход собрания:

1. Вводное слово учителя-логопеда

Логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Давайте познакомимся! Меня зовут Евгения Вячеславовна. Мне бы очень хотелось познакомиться с вами поближе. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: «Я, Елена Александровна, мама Буглак Михаила» (Следующий по кругу называет свое имя-отчество предыдущего родителя, имя его ребенка и называет свое имя и имя ребенка. Завершает круг логопед, называя имена и отчества всех родителей, имена и фамилии всех детей). Мы познакомились. Теперь, уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание :обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони приклейте символ- кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик) .Затем мы прослушаем аудиозапись с ответами детей на вопрос: Кого вы любите? И Кем вы себя считаете в семье?

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! А сейчас все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. (Ответы родителей по заданию) .

Включается аудиозапись с ответами детей (Сравниваем с ответами родителей)

Вы услышали, что самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка-это родители. Потребность в родительской любви самая сильная. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании дошкольного учреждения, потому что понимаем: без союза с семьями воспитанников, без вашей поддержки и помощи воспитание и развитие детей, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в МДОУ была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим.

2.Отличие работы в логопедической группе

Наша группа называется речевой или логопедической именно потому, что на всех занятиях логопед и опытные воспитатели работают над исправлением речи ваших детей; при этом каждому ребенку обеспечен индивидуальный подход.

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3.  Организация работы в 1 ом периоде

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?

Речевое развитие. Навыки речевого общения.

1. Совершенствование произносительной стороны речи.

Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей.

Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Корригировать произношение нарушенных звуков.

Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные - согласные, звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие - шипящие и т. д.).

Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.

Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

Формировать умение вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.

Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

2.  Лексические  темы: «Начало осени. Село. Сельскохозяйственные работы»  «Овощи. – Фрукты», «Золотая осень», «Моя страна. Мой город», «Строительство», «Мебель. Посуда»,  «Лес осенью. Ягоды и грибы», «Поздняя осень. Одежда. Обувь. Головные уборы», «Транспорт.Правила дорожного движения.», «Продукты питания»,«Домашние животные – дикие животные».

3.  Расширение  словарного  запаса.  Воспитание  навыков  словообразования.

Практическое  употребление:

-  слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

-  глаголов с оттенками значений (выползать, переползать и т.д.);

-  прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалами (драповое пальто, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);

- глаголов совершенного и несовершенного вида;

- согласование местоимений наш, наша, наши с существительными;

- употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, мягкие лапки).

-  объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер.

4.  Закрепление  правильного  употребления  грамматических  категорий:

-   употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделал? Что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить котлеты);

 - практическое употребление в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (-ют), собирает (-ют);

- согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кисло-сладкое яблоко, треугольная крыша);

- подбор однородных прилагательных к существительному;

- практическое усвоение в речи и различение предлогов В-НА-ПОД, выражающих пространственное расположение предметов;

- практическое усвоение  в речи и различение предлогов ИЗ-ПОД – ИЗ-ЗА;

- практическое усвоение в речи и различение предлогов В-ИЗ; К-ОТ;

- практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога).

5. Развитие  самостоятельной  связной  речи:

- составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине;

  распространение предложений однородными членами;

 - пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок;

 - пересказ с изменением времени действия, умение рассказать от имени другого действующего лица;

 - пересказ сказок с элементами драматизации;

 - составление рассказов по картинке (в объеме 5-7 предложений);

 - составление рассказа-описания  овощей, фруктов, одежды, обуви и головных уборов по заданному плану;

 - составление сравнительных описаний овощей, фруктов; домашних и диких животных;

 - составление рассказа по опорным словам и картинкам;

 - составление рассказа по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

6. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Продолжить работу по формированию понятий: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «заглавная буква», «строчная буква».

Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (у - утка).

Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух - трех - четырех гласных звуков.

Учить осуществлять анализ и синтез прямых и обратных слогов, например: an, па.

Формировать умение выделять последний согласный звук в слове, например: мак.

Учить выделять первый согласный звук в слове, например: кот.

Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах).

Закрепить знания о звуках: [У]; [А]; [И]; [О]; [М], [М']; [П], [П']; [Т], [Т']; [К], [К']; [Х], [Х'] и буквах: Уу; Аа; Ии; Оо;Мм; Пп; Тт; Кк; Хх.

Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении: [А]-[У]; [А]-[У]-[И]; [А]-[У]- [И]-[О]; [П]-[Т]; [П]-[Т]-[К];[К]-[Х].

Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом -прямые.

Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов, слов.


Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, недостаточный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке на инд. консультации: четверг с 17.00-18.00. Для удобства работы на группе будет оставлен лист записи на консультацию.

4. Роль семьи в коррекции нарушений речи

 Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку значимую часть время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

5. Плюсы, посещения ребенком логопедической группы

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе

Проведение родительского собрания в логопедической подготовительной группе для детей с ОНР.Цель-выявить уровень подготовки детей к школьному обучению, насколько объективно родители оценивают готовност...

Конкурс детско-родительских поделок "Живые буквы" в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Представленное положение о конкурсе детско-родительских поделок "Живые буквы" рекомендуется учителям-логопедам для проведения аналогичных конкурсов в конце учебного года по итогам коррекционной работы...

Родительское собрание в подготовительной группе детского сада "Школьная готовность, что это значит?"

ull;   Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.•   Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.•  Вырабатыван...

Родительское собрание в подготовительной группе "Мы - умники, мы - умницы!"

Знакомство родителей с различными формами и средствами, способствующими развитию интеллекта дошкольников....

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребёнка к школе"

Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе на тему «Речевая готовность ребёнка к школе»...