Родительское собрание в подготовительной группе "Мы - умники, мы - умницы!"
консультация

Решетникова Людмила Алексеевна

Знакомство родителей с различными формами и средствами, способствующими развитию интеллекта дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»

структурное подразделение «Детский сад №5»

Родительское собрание в подготовительной группе

«Мы – умники! Мы – умницы!»

Подготовила педагог дополнительного образования

Решетникова Л.А.

Венев 2019 год

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, объединение детей и родителей совместным выполнением  творческих заданий.

Задачи: - раскрыть значение интеллектуального развития ребенка;

       - формировать у родителей навыки организации различных форм деятельности с детьми по развитию интеллектуальных способностей;

         - повышать уровень взаимопонимания между родителями, детьми, педагогами

Интеграция образовательных областей (задачи)

Социально-коммуникативное  развитие:

- развивать волевые качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения;

- развивать умение работать коллективно;

- формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Познавательное развитие:

-- развивать у воспитанников творческую активность, быстроту реакции, сообразительность, память;

- развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схем;

- закреплять навыки «прочтения» простейшей графической информации;

- закреплять знания о диких и домашних животных.

 Речевое развитие: - совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

- развивать навыки содержательного и выразительного  пересказывания литературного текста,  драматизации его;

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки (эмоциональность и естественность исполнения, умения интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературного произведения);

- воспитывать детей, способных испытывать сострадание и сочувствие к героям литературных произведений

Художественно-эстетическое развитие:

- способствовать развитию навыков движения под музыку;

- учить сооружать постройки, объединенные общей темой;

- закреплять навыки коллективной работы, распределять обязанности, работать, не мешая друг другу.

Физическое развитие:

- развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;

- формировать потребность в двигательной активности.

                                                          Предметно-пространственная развивающая среда

  1. Ноутбук
  2. Мнемотаблицы, схемы
  3. Модули для постройки теремка  

4.    Маски животных

   5.   Аудиозаписи

                                                                       Предварительная работа

        1. Оформление родителям пригласительных билетов на собрание.

         2. Организация  выставки детских рисунков.

         3. Подбор музыкального сопровождения.

         4. Оформление теста для родителей «Я и мой ребёнок».      

          5.  Подготовка к театрализованной деятельности:

  • Выразительное чтение произведения.
  • Беседа о прочитанном.
  • Просмотр мультфильма, иллюстраций в детских книгах, прослушивание голосов животных.      
  • Распределение и разучивание ролей среди детей.
  • Обучение детей передавать настроение и характер героев мимикой и движениями.
  • Привлечение родителей в подготовке детей к театрализованной  деятельности, изготовление масок  к спектаклю.        

1.Выступление педагога.

  В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий? Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность. Интеллект - это способность мыслить, умение применять знания и умения в нестандартных ситуациях. Психологи сходятся во мнении, что задатки интеллекта передаются генетически. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

                                         Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать
  • способность комбинировать и преобразовывать
  • способность рассуждать и делать выводы
  • способность планировать

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит. Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • Решение проблемных задач
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Наглядное моделирование
  • Кодирование и декодирование
  • Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
  • Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
  • Игры на развитие словесно-логического мышления

     Уже сейчас, в подготовительной группе мы много говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают, что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду. Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т.д.  Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи, графики и т.д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.

В группу приглашаются дети.

1.Инсценировка русской сказки «Теремок»

Действующие лица (10): Муха, Комар, Мышка , Лягушка, Заяц, Лиса, Волк, Собака, Петух, Медведь                

2.Исполнение  песни «Мир похож на цветной луг» (Сл. М.Пляцковского, муз. В Шаинского)

                                                 3.Показ фрагментов комплексного занятия

 Развитие речи. Рассказать сказку, используя мнемотаблицы.              

Математика. Выполнить задание с использованием мнемотаблицы «Состав числа».                

  Динамическая пауза «Теремок»

 Стоит в поле теремок (поднять руки над головой домиком)

Он не низок, не высок (присесть на корточки, встать на носочки)    

На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)

Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)

Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)

Покрутили, покрутили (вращение ладонями)

Потянули и открыли (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли).                                            

  Экология. 1.Разделить животных сказки «Теремок» на 2 группы: домашние и дикие.                                 Объяснить, опираясь на схемы, почему одних животных мы относим к домашним, а других - к диким.

2. Рассказать по схеме : о собаке (дети) и о   зайце (родители)

4.Кроссворд «ДОБРОТА»

Задание: отгадать загадки, и  по начальным буквам отгадок – слово

1.Врач лесного царства лечит без лекарства.

2.На скале он строит дом, разве жить не страшно в нем? Хоть кругом и красота, но такая высота!

Нет, хозяин не боится со скалы крутой свалиться. Два могучих крыла у хозяина…

3.Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка.

4.Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белые лучи.

5.На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерок прошуршал и развеял этот шар.

6.Рыж,  да не конь, рогат, да не баран. Дома не любят и на базаре не купят.

7. Людей почти он не боится, на крыше дома вьёт гнездо.

И где решит он поселиться – навеки в дом войдёт  добро.

5.Решение собрания

1.Создавать благоприятные условия для интеллектуального развития детей, используя разнообразные задания, игры, упражнения, развивающие память, внимание, воображение, усидчивость, логическое мышление, речь дошкольников.

2. Выстраивать взаимоотношения в семье на основе уважения и взаимопонимания к личности другого человека.

3.Стараться заниматься с ребенком не от случая к случаю, а систематически.

6.Подведение итогов собрания

Педагог.  Я думаю, что каждый из вас получил сегодня много информации к размышлению. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня. (Родители передают мяч по кругу и высказывают свое мнение).

Педагог. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умники и умницы"-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект логопедического заняти по обучению грамоте в подготовительной группе...

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе

Проведение родительского собрания в логопедической подготовительной группе для детей с ОНР.Цель-выявить уровень подготовки детей к школьному обучению, насколько объективно родители оценивают готовност...

Родительское собрание "Давайте познакомимся"(подготовительная группа)

В данной работе представлен конспект родительского собрания в подготовительной группе для детей с НВОНР (1 год обучения)...

Родительское собрание в подготовительной группе детского сада "Школьная готовность, что это значит?"

ull;   Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.•   Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.•  Вырабатыван...

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребёнка к школе"

Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе на тему «Речевая готовность ребёнка к школе»...

Логопрактикум на родительском собрании в подготовительной к школе группе 2023 Думитраш И.Н.

Практикум о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс....