Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ
консультация по теме

Елена Николаевна Емельянова (Батрак)

Основные причины, трудности, советы родителям от  Домина Реншоу и Д. Добсон 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebenok.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок (дефицит внимания)

Причин может быть множество: тут и поражение центральной нервной системы, эмоциональный стресс, переутомление, ярко выраженный темперамент. Конечно, бывает и нормальный (без патологии) реактивный ребенок. Все это определяет врач. Ну а пока уясним следующее. Нам, взрослым, трудно с таким ребенком. Но еще труднее им самим справиться со своей двигательной активностью. Жизнь таких детей подтверждает, что они уже на этапе дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с 3-мя основными трудностями:

  1. Часть таких детей не принимают в свою компанию сверстники. Что может быть более обидным? А сверстники порой не понимают быстрые переходы шустриков от смеха к слезам, их нервозное беспокойство и отходят от них. В свою очередь, у шустриков может развиться комплекс неполноценности.
  1. Таким детям нелегко дается учение.
  2.  Особенно их затрудняет процесс обучения чтению и письму (то, что в первую очередь требует сосредоточенного зрительного восприятия).

В своей превосходной книге «Гиперактивный ребенок» американский доктор Домина Реншоу дает ряд практических советов, которые могут быть изучены родителями:

  1. Главное - будьте последовательны и постоянны.
  2. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Не пугайтесь своего гнева. Гнев - это нормальное явление, его можно контролировать. Если вы сердитесь - это не значит, что вы не любите своего ребенка.
  3. Старайтесь сохранять спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись к скандалу. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Если искать хорошее, то будьте уверены, что-нибудь всегда найдется.
  4. Избегайте непрерывных одергиваний и запретов - «прекрати», «не смей», «нельзя» и т.п.
  5. Отделяйте поведение ребенка, которое вам может не нравиться, от его личности. Например: «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разносишь грязь по всему дому».
  1. Ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных обязанностей и сна. Проявляйте гибкость, но старайтесь выполнять это расписание, несмотря на попытки ребенка нарушить его. Постепенно вы приучите ребенка к размеренной, упорядоченной жизни.
  2. Давая ему новые и трудные задания, сопровождайте их спокойными, короткими, ясными и четкими разъяснениями. Показывайте несколько раз, пока ребенок не запомнит. Старайтесь стимулировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие и его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных. Будьте терпеливы, повторяйте все по несколько раз.
  3. Выделите ребенку отдельную комнату или хотя бы уголок. При оформлении комнаты избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие цвета, минимум беспорядка, письменный стол, стоящий у пустой, ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации. Уберите все лишнее, поскольку гиперактивный ребенок не умеет сам отсеивать ненужные, отвлекающие раздражители.
  4. Создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, делайте что-нибудь одно; давайте ему одну игрушку из закрытого ящика; когда ребенок раскрашивает, уберите со стола все лишнее; когда он готовит уроки, выключите радио и телевизор, посторонние раздражители будут отвлекать его от основного занятия.
  1. Дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Естественно, такое, чтобы оно было в пределах его возможностей. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания (даже если у него не все получается идеально).
  2. Распознавайте сигналы, предупреждающие о возможном срыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв - отвлеките ребенка или спокойно обсудите с ним конфликтную ситуацию. Полезно переместить его с потенциального поля битвы в более безопасное место.
  3. Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие не более двух-трех человек. Лучше, чтобы дети играли в вашем доме, поскольку здесь вы можете осуществлять необходимый контроль за ситуацией.
  1. Не жалейте, не дразните, не бойтесь вашего ребенка и не будьте к нему слишком снисходительны. Просто помните о том, что у него - особое устройство нервной системы, которое, впрочем, поддается управлению и контролю.
  2. С помощью врача подберите правильно лекарство и необходимую дозировку. Давая лекарство ребенку, наблюдайте за его действием, чтобы впоследствии рассказать врачу.
  3. Обсуждайте все вопросы, все свои опасения, связанные с приемом лекарств, с вашим врачом.
  4. Запирайте это и другие лекарства во избежание случайного или неправильного их употребления.
  5. Ребенок должен принимать лекарство всегда в вашем присутствии и под вашим наблюдением, даже если это длится годами и стало для него привычным делом. Вся ответственность лежит на родителях.
  6. Согласуйте ваши действия с учителями вашего ребенка. Выполнение определенных предписаний так же важно для лечения гиперактивности, как диета и инсулин - для лечения диабета.

Ссылку на эти 18 пунктов сделал в своей книжке «Непослушный ребенок» Д. Добсон. В главе «Проблемы гиперактивности, или все вверх дном»1 он дополняет предложения Д. Рсншоу следующими советами:

«Считается, что гиперактивность может возникать в результате употребления продуктов красного цвета, чрезмерного потребления сахара, передозировки витаминов и т.д. Делайте то, что приносит пользу»;

«Наказывать таких детей также следует. Любой ребенок должен знать определенные границы, отвечать за свое поведение»;

«Нужно надеяться на лучшее. В возрасте между двенадцатью и восемнадцатью годами, в период полового созревания, в организме должны произойти определенные изменения, в результате которых гиперактивный ребенок превращается в нормального подростка».

 Замечено, что среди шустриков в 4 раза реже встречаются девочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины. Диагностика.

ВВЕДЕНИЕ Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и ...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Проблема СДВГ - одна из важнейших социально-медицинских проблем. Поэтому она входит в область профессиональных интересов большого числа  специалистов:неврологов, психиатров, педагогов, психологов...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Папка содержит методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению детей с СДВГ, развивающие упражнения, опросники. Материал предоставлен специалистами Краснодарского краевого ...

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Материал этой презентации можно использовать для ознакомления воспитателей дошкольных учреждений, учителей и родителей с проблемой СДВГ.В краткой форме описываются причины, способы работы и рекомендац...

Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

      Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагно...

Музыка и танцы в коррекционной работе с детьми с признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

В данной статье рассматриваются вопросы обучения детей с нарушениями развития музыке и танцам...

Организация работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Актуальность данного методического пособия определяется высокой распространенностью синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его ...