Родительское собрание "Адаптация 5-классника"
материал (5 класс) на тему

Савицкая Юлия Олеговна

Материал предназначен для родительского собрания, на котором раскзывается вопрос "Адаптация 5-классника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское общешкольное собрание для 5-6 классов. (10.09.2014)

Тема: Трудности адаптации пятиклассников к школе

Здравствуйте уважаемые родители. Тема моего выступления переход в среднюю школу Готовность младших школьников к обучению в среднем звене»

Очень важный период школьной жизни - переход из начальной в среднюю школу.

Что же такое готовность ребенка к обучению в среднем звене?

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).

3. Качественно иной, более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу (адекватность переживаний)

Переход из начальной школы в среднюю может привести к стрессу ребенка .

Пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этого события. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

Обязательно проявляйте  интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребенок. Разговаривайте со своим ребенком   после прошедшего школьного дня; Обязательно познакомьтесь с его одноклассниками

Родители, помните: физические меры воздействия, запугивания, критика в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников); Недопустимы такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

 Учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость;

Поощряйте ребенка, и не только за учебные успехи. Необходимо Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;

Причины медленной адаптации в 5 классе: 2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. 1. Разные требования со стороны учителей- предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять. 3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.

Помогите ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. Зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанное с двойками, в большинстве случаев приводят к отчуждению подростка и лишь ухудшают ваши взаимоотношения.

Рекомендации: Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий самостоятельно.

Возьмите на заметку! В образовательном учреждении работают специалисты, которые знают, как помочь Вам и Вашему ребёнку в трудной ситуации. Обратитесь к ним. Это педагог – психолог, социальный педагог. Вместе с ними Вы обязательно поможете Вашему ребёнку!

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Хотелось бы, чтобы наши советы помогли Вам и Вашему ребёнку быстрее адаптироваться к 5-му классу!

Спасибо за внимание!!



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей 5-классников.

Выявление трудностей  адаптационного периода.

Фамилия, имя ребенка._______________________________________________________________

Кл. руководитель______________________________________________________________________

Дата______________________

  1. Охотно ли Ваш ребенок идет в школу?
  • Неохотно
  • Без особой охоты
  • Охотно, с радостью
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Вполне ли ваш ребенок приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
  • Пока нет
  • Не совсем
  • В основном, да
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Переживает ли ребенок свои учебные успехи и неудачи?
  • Скорее нет, чем да;
  • Не вполне;
  • В основном да;
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Часто ли ребенок  делится с вами школьными впечатлениями?
  • Иногда
  • Довольно часто
  • Затрудняюсь ответить
  1. Каков преобладающий характер этих впечатлений?
  • В основном отрицательные впечатления,
  • Положительных и отрицательных примерно поровну.
  • В основном положительные впечатления.
  1. Сколько времени ребенок  в среднем  на ежедневное         выполнение домашних заданий. (укажите конкретную цифру)

____________________

  1. Нуждается ли ребенок в помощи при выполнении Д/З ?
  • Довольно часто;
  • Иногда;
  • Не нуждается в помощи;

  • Затрудняюсь ответить.

  1. Как ребенок  преодолевает трудности в  работе.
  • Перед трудностями сразу пасует;
  • Обращается за помощью;
  • Старается преодолеть сам, но может отступить;
  • Настойчив в преодолении трудностей;
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
  • Сам этого сделать не может;
  • Иногда может;
  • Может, если его побудить к этому;
  • Как правило, может;
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Часто ли ребенок жалуется на своих одноклассников, обижается  на них?
  • Довольно часто;
  • Бывает, но редко;
  • Такого практически не бывает;
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Справляется ли ребенок с  учебной нагрузкой без перенапряжения?
  • Нет,
  • Скорее нет, чем да
  • Скорее да, чем нет;
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Какие предметы, на Ваш взгляд, является  самыми трудными для Вашего ребенка?  …………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
  2. В чем Вы видите  причину этих трудностей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Трудности адаптации пятиклассников к школе» Подготовила: Педагог-психолог Задорожная Ю.О. 10.09.2014

Слайд 2

Очень важный период школьной жизни - переход из начальной в среднюю школу.

Слайд 3

Критерии готовности к обучению в среднем звене 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. 2. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах). 3. Качественно иной, более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. 4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу (адекватность переживаний)

Слайд 4

Пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этого события. Переход из начальной школы в среднюю может привести к стрессу ребенка . Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Слайд 5

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу , в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня; Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Родители, помните: Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка , несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

Слайд 6

Родители, помните: физические меры воздействия, запугивания, критика в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников); Недопустимы такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Слайд 7

Родители, помните: Учитывание темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость; Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка; Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. Необходимо Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;

Слайд 8

Причины медленной адаптации в 5 классе: 2 . Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. 1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять. 3 . Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Слайд 9

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.

Слайд 10

Помогите ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Слайд 11

Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. Зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанное с двойками, в большинстве случаев приводят к отчуждению подростка и лишь ухудшают ваши взаимоотношения.

Слайд 12

Рекомендации: Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий самостоятельно.

Слайд 13

Возьмите на заметку! В образовательном учреждении работают специалисты, которые знают, как помочь Вам и Вашему ребёнку в трудной ситуации. Обратитесь к ним. Это- педагог – психолог и социальный педагог . Вместе с ними Вы обязательно поможете Вашему ребёнку!

Слайд 14

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИИгра для учеников и их родителей "Кто умнее 5-классника?"

Игра проводится в виде интеллектуального состязания между группой 5-классников и их родителями....

Анкетирование 5-классников по теме: "Что такое здоровье?" (Выступление на родительском собрании)

Анкетирование пятиклассников проводится с целью выявления их отношения к своему здоровью. Период адаптации пятиклассников, которые перешли из младшего звена в среднее, очень сложный для них. Поэтому о...

Диагностика на родительском собрании «Здоровье – основа счастливой жизни и творчества». Анкета о ЗОЖ для родителей 6-ти классников.

   Здоровый образ жизни – способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголет...

поздравление 11 классников 10 классниками 25 мая

Сценарий поздравления выпускников школы учащимися 10 класса на последнем звонке.Разработка представляет интерес для классных руководителей старшего звена...

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности 5-классников"

-  Лекция родителям на тему "Возрастные особенности 5-классников";- анкетирование для родителей;- анкетирование для детей;- советы и памятки родителям....

Рекомендации родителям 6 классников по итогам родительского собрания.

Рекомендации помогут родителям расширить знания об особенностях подросткового возраста....

Родительское собрание "Профориентация 9 классников"

Выбор своего будущего профессионального пути все-таки дело семейное. Конечно же, решающее слово остается за подростком, за тем, кто выбирает свое будущее. Но совет родителей, их мнение, их поддержка ...