Реализация внеурочной деятельности в школе в соответствии с новым стандартом
статья на тему

Кочетова Ольга Борисовна

В выступлении перед родителями автор коснулся  изменений в деятельности каждого участника образовательного процесса в связи с введением нового стандарта. Большое место уделено такому понятию, как "внеурочная деятельность" и  модели её организации в школе. В заключение обращено внимание на объединение усилий школы и родителей в воспитании и обучении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_vystuplenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе

в соответствии с новым Стандартом

О.Б.Кочетова,

исполняющая обязанности

 ответственного за организацию образовательного процесса

Уважаемые родители, педагоги, гости!

            Вы знаете, что в этом учебном году первоклассники начали обучение по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Разработчиками нового стандарта определены основные качества выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации своей деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

             Иными словами, школа должна подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится. Выполнить поставленную задачу возможно при условии союза семьи и школы.  Ведь ваше мировоззрение, образ жизни, дорогие родители,  играют огромную роль в формировании личности детей, а ваши поступки они воспринимают как образец. Поэтому так важно сегодня объединить усилия в обучении и воспитании  детей!  

           Введение стандарта привело к изменениям в деятельности участников образовательного процесса. Сегодня из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов. Вы оказываете влияние на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогаете в организации внеучебной деятельности класса, принимаете в ней участие, при необходимости присутствуете на уроках. Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Ваши дети выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Изменилась также и деятельность учителя, его роль: из «транслятора» знаний учитель становится наставником.

Нельзя сказать, что опыт и педагогические традиции нашей школы не соответствовали тем целям, которые обозначены в стандартах,  но время вносит коррективы.  В соответствии с новым стандартом основная образовательная программа начального общего образования реализуется в нашей школе как через учебный план, так и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая «добавка»  к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Внеурочная деятельность – возможность, которую предоставляет школа для раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «я». При создании системы внеурочной деятельности обучающихся 1 –классов мы исходили из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы, запросов семей обучающихся, возможностей школы. Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровтельное, духовно-нравственное, социальное, общеинтелллектуальное, общекультурное в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.  При организации внеурочной деятельности нами выбрана оптимизационная модель, предполагающая оптимизацию всех внутренних ресурсов школы. В организации данной деятельности принимают участие все педработники школы ( учителя начальных классов, учитель физической культуры, классный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги допобразования, библиотекарь). Внеурочная деятельность осуществляется как в первой, так и во второй половине дня, т.е она стала неотъемлемой частью всего образовательного процесса в школе. Площадками для организации программ внеурочной деятельности стали специализированные кабинеты, библиотека, спортивный зал, компьютерный класс.  Цель внеурочной работы в нашей школе – создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных её этапах, приобщение к здоровому образу жизни.  Внеурочная работа в первом классе нашей школы  ориентирована, в первую очередь, на создание условий для неформального общения ребят, имеет выраженную воспитательную и социально – педагогическую направленность. Понимая, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися  и классным руководителем с целью создания ученического коллектива,  учителем 1 класса Л.В.Селивановой разработана и успешно реализуется модульная программа «Я – ученик», позволяющая первоклассникам освоить новую социальную роль – ученика,  учит детей опыту взаимодействия в классном коллективе. Кроме того, программа содержит модули « Азбука добра», « Я и природа», «Я и труд», которые способствуют формированию системы знаний, умений и навыков в различных направлениях деятельности,  развитию опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества. 

        Учитывая неблагоприятные показатели состояния здоровья школьников, существенное его ухудшение в процессе школьного обучения, большой дефицит двигательной активности у детей, мы посчитали необходимым во внеурочной деятельности предоставить детям максимальные возможности для реализации  биологической потребности в движении, столь необходимом для их роста и полноценного развития. Так, в расписании уроков 1 половины дня появился курс «Антистрессовая гимнастика», а во второй успешно реализуется программа танцевального детского объединения «Зажги свою звезду», которые посещают все первоклассники.   

           Разработанные педагогами такие программы внеурочной деятельности, как «Живое слово» (учитель - логопед), «Путешествие в мир эмоций» (педагог-психолог) позволяют решить ещё целый ряд очень важных  задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию детей к обучению в школе;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

          Программы «Учимся учиться», «Мой цветной мир», «Основы информационной грамотности» направлены на достижение младшими школьниками личностных и метапредметных результатов начального общего образования. В ходе их реализации обучающиеся не только и даже не столько узнают, сколько учатся действовать, чувствовать, принимать решения, работать с источниками информации.

          При этом хотелось бы подчеркнуть, что и ребенок,  и его родители свободно делают выбор предлагаемых форм развивающей деятельности, которые не являются продолжением уроков, а реализуются в формах, отличных от уроков.  

           С текущего учебного года на базе школы открыт выездной музыкальный класс, который позволил нашим детям получать  дополнительное образование по классу фортепьяно. 5 первоклассников (40%) являются учениками 1 класса музыкальной районной школы, что также способствует всестороннему развитию личности.

        Таким образом,  новый образовательный стандарт даёт возможность  после уроков детям получать и применять социальные знания, приобретать опыт позитивного общения к базовым ценностям общества и самостоятельного общественного действия. Это и есть универсальные учебные действия, формирование которых – важнейшая задача как в учебной, так и внеурочной деятельности. Они необходимы человеку для дальнейшей успешной реализации в жизни.

Уважаемые родители!

Своё выступление мне хотелось бы закончить словами детского писателя Л.Кассиля: « Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем отрываться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу». Действительно, без вашей родительской поддержки наша педагогическая работа по реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения будет малоэффективна. Если внедрение стандартов  будет проходить при вашем  активном участии и поддержке, то это станет залогом успеха,  и мы сможем сформировать личность, не только физически и психически здоровую, образованную, творческую, но и социально благополучную, способную выстраивать собственную жизнь в соответствии с основополагающими нравственными принципами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

Создание условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов

Опыт МБОУ СОШ №7 по созданию условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов...

Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...

"Практика организации внеурочной деятельности в школе в рамках реализации ФГОС"

Доклад по внеурочной деятельности в школе в рамках ФГОС...

Реализация программы «Моя Россия, страна моя» по учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество 5-8 класс» в рамках региональной апробационной площадки.

Аннотация. В статье представлен опыт внеурочной деятельности образовательной организации через реализацию программы «Моя Россия, страна моя». Программа разработана по методическому п...