Восстановление и сохранение семейных связей в реабилитационном процессе несовершеннолетних детей.
статья на тему

Восстановление и сохранение семейных связей в реабилитационном процессе несовершеннолетних детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Восстановление и сохранение семейных связей в реабилитационном процессе несовершеннолетних детей.

Сергушкина Р.М.,

воспитатель ГКУСО РМ «РСПДП «Надежда»

Роль семьи в обществе несравнима по своей сути, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. В наше время современная семья переживает острейший кризис, очевидными последствиями которого являются увеличение количества разводов, неблагополучие, утрата семейных ценностей, разрушение морального облика семьи. Кризис семьи ставит ребенка в экстремальное, часто угрожающее его жизни положение. Ситуация, в которой оказалось наше общество по решению проблем семьи, потребовала поиска новой модели формирования, становления и гармоничного развития семьи и ее членов.

Поэтому восстановление и сохранение семейных связей стало важным направлением реабилитационной  работы в Государственном казенном учреждении социального обслуживания «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда». Содержание реабилитационной работы в указанном направлении включает:

- формирование у детей отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании семейных традиций;

- развитие способности осознавать себя как члена семьи, умений оказывать помощь своим близким, выполнять режим жизнедеятельности семьи, обустраивать свое жилье; вести домашний бюджет и хозяйство;

- формирование готовности воспитанников к семейной жизни; ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.

В социозащитные учреждения попадают несовершеннолетние дети из семей, в которых утрачены семейные отношения. Поэтому одной из главных задач реабилитации будет восстановление и сохранение семейных связей. Идея, что родители - главные партнеры взаимодействия, становится основополагающей в организации социально-реабилитационного процесса.  В связи с этим, в приюте эффективными формами в восстановлении утраченных семейных отношений является «Родительская школа», «Социальная приемная», «Семейная гостиная», клуб «Всем миром», «В кругу друзей». Учреждение готовит детей к жизни в современном обществе через воспитание у них навыков социальной компетенции посредством реализации программы «Колыбель»,  «Отцы и дети», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Посиделки» и другие.

Совместная реализация с родителями этих программ способствует формированию и у воспитанников и их родителей определенных умений, которые требуются в семейной жизни: умения устанавливать доброжелательные отношения, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека. А также прикладные умения и навыки (кулинария, домоводство, умение правильно распределять бюджет и т.п.), умение организовать свой отдых и досуг, сохранять и развивать традиции семьи.

Нами разработаны показатели восстановления утраченных семейных отношений. К ним относятся: понимание культуры семейных отношений; формирование знаний о своей родословной, истории семьи, семейных традициях и реликвиях;  осознание значимости социально-нравственной, мотивационной,  психолого-педагогической сторон семейной жизни; наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние;  принятие на себя постоянных обязанностей по дому; участие в ведении домашнего хозяйства,  наличие навыков ухода за маленькими детьми; оказание помощи престарелым членам семьи.

  В процессе работы осуществляется тесное взаимодействие  с социальным педагогом, педагогом-психологом, воспитателем, специалистом по социальной работе в целях достижения единства требований и согласования действий социозащитного учреждения.   

Содержание работы специалистов приюта с родителями включает: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в реабилитационный процесс; участие родителей в проведении общественно-полезного труда.  Каждое из этих направлений работы реализуется через систему групповых и индивидуальных форм работы (родительские собрания, беседы, практикумы, индивидуальные (тематические) консультации, поручения), трудовые десанты, спортивные соревнования и обсуждение книг.

Одним из доминирующих воздействий на восстановление детско-родительских отношений является роль отца. Результаты многих исследований доказали, что семьи, чьи отцы активно участвовали в воспитании несовершеннолетних детей, быстрее приходили в норму полноценной семьи.  Реализация в приюте разработанной программы «Отцы и дети: с чего начинается понимание» позволяет обеспечить взаимопонимание между членами семьи, что благотворно сказывается на развитии личности ребёнка, мотиве его учения, ценностных ориентирах, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

На сегодняшний день политика государства в отношении семей, испытывающих трудную жизненную ситуацию, направлена на профилактическую работу по раннему выявлению семейного неблагополучия. В связи с этим положением, и основываясь на 22 статью Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» в план реабилитационной работы на 2014-2015 годы включил комплексную работу по профилактическому сопровождению семьи – технологию семейного визитирования.  Семейное визитирование предполагает выход специалиста или специалистов в семью для создания специальных условий успешной социальной и психолого - педагогической адаптации семьи и ребенка. Во время визитирования специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети.

Вначале специалистами приюта разрабатывается  «дорожная карта» сопровождения семьи, которая послужит оказанию помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения в конкретно взятой семье, испытывающей трудную жизненную ситуацию. Будет создан семейный клуб «Преодоление», который позволит оказать психолого-педагогическую  помощь и поддержку  родителей и  детей. Далее для каждой семьи будет разработана программа семейного визитирования «Мой дом – моя крепость» для сбора и анализа информации об асоциальных семьях; установления социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения).  В рамках реализации этой программы планируются поездки по святым местам для приобщения к духовно-православным ценностям; уроки физического и социального здоровья с целью оздоровления семей, приобщения к спортивной занятости, формирования навыков здорового образа жизни; проведение иппотерапевтических занятий; посещение аттракционов городского парка культуры и отдыха для организации культурно-досуговой деятельности семей.

  Реализация данной технологии  позволит использовать естественную среду в реабилитационном процессе, что будет способствовать  стабилизации у членов семьи психических процессов, их эмоционально-волевой сферы;  развитию познавательной деятельности, творческих способностей,  а также поможет скорректировать и внутрисемейные отношения,  оказать  помощь родителям в ликвидации последствий воздействия негативных психических факторов семейной жизни.

   Такая работа направлена на формирование адекватной позиции родителей по воспитанию ребенка, повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа привлечения несовершеннолетних детей к учебному процессу в 2013-2014 учебном году

Программа привлечения несовершеннолетних детей  к учебному процессу в 2013-2014 учебном году в МБОУ НСОШ № 2...

Методическое объединение воспитателей "Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса"

            Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так...

Творческие технологии в реабилитационном процессе

Опыт данной работы знакомит педагогов, социальных работников, специалистов с использованием элементов творческих технологий в реабилитационном процессе. Опыт педагога поможет коллегам целесообразно ис...