Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья в учебно-воспитательном процессе детей с различными дефектами развития
материал на тему

Миргазизова Лейсан Мубаракзяновна

Педсовет утырышында ясаган чыгыш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc194.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников сограниченными возможностями здоровья «Маскаринская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» Кукморского района республики Татарстан

«Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья в учебно-воспитательном процессе детей с различными дефектами развития»

(доклад)

Воспитатель II квалификационной

категории: Миргазизова Л. М.

2013год                                                        

                                        


Единственный способ сохранить свое здоровье - есть то, чего не хочется, пить то, что не любишь, и делать то, что не нравится.

Марк Твен

   Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - важнейший труд воспитателя и учителя».

   Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

   От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

   Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие - зрительный аппарат ребенка испытывает постоянное перенапряжение. Всё это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья - нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно - сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ. Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

   Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

  Внедрение в учебный процесс здоровьесберегаюгцих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Педагоги специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида г. Пролетарска используют на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.

Это пальчиковая гимнастика:

  • игры с пальчиками,
  • пальчиковая гимнастика с предметами,
  • загадочные палочки,
  • физкультминутки,
  • упражнения.

   Пальчиковая гимнастика направлена на развитие мелкой моторики рук и увеличение подвижности пальцев.

   Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

   Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем улучшает навык письма.

   Нельзя забывать и о том, что в современной начальной школе и особенно в коррекционной, детей, чьи клетки коры головного мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, большие нагрузки могут вызвать истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения, а у детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной коррекционной школе свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей.

   При интенсивной или длительной умственной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья начинает развиваться утомление.

   Физкультминутки на уроках и беседах благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.

   Каждый педагог должен уметь проводить физкультминутки на своих занятиях, учитывая специфику своего предмета. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, в основном для активного отдыха.

  Очень удачный подход, если физкультминутки проводятся,  с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

   Время начала физкультминутки выбирает сам педагог, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение занятий проводится одна - две физкультминутки.

   Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

 1 .Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы.

2.Активизация внимания детей и повышения способности к восприятию  материала.

3.Эмоциональную «встряску» обучающихся, возможность «сбросить» накопившийся (н - р: во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

   Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Педагог произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает педагог. Обязателен положительный эмоциональный фон. В состав упражнений для физкультминуток включены игры - физкультминутки.

 Приведем некоторые упражнения направленные на снятия напряжения:

 Упражнения для глаз.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее - глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.

После выполнения упражнения детям полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.

В физкультминутки включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, поэтому нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Дыхательные упражнения улучшают кровоснабжение мозга, насыщают его кислородом.

Например: 1. И.П. -сидя. 1- глубоко вдохнуть через нос, втянув живот, кисти рук положить на нижние отделы ребер; 2- энергично выдохнуть через рот, надавливая руками на ребра. Повторить 4-5 раз. 2. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1. - глубоко вдохнуть через нос, максимально выпятив живот; 2 - выдохнуть через нос, максимально втянуть живот. Повторить 4-5 раз.

В Научном центре здоровья детей РАМН разработан комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма, где есть упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, с мышц туловища, упражнения для мобилизации внимания, корригирующие упражнения для нормализации осанки и т.д. Педагог сам подбирает физкультминутки к урокам, разрабатывает комплекс упражнений, помогающий в предупреждении утомления и повышения работоспособности воспитанников.

Для улучшения мозгового кровообращения.

  1. Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле. - 1 - голову наклонить вправо; 2 -и.п.; 3 - голову наклонить влево; 4 - и.п.; 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 - и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
  2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо; 2 и.п.; 3- поворот головы налево; 4. -и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

  1. И.п. - стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
  2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться Повторить 5-6 раз затем руки вниз и потрясти ими расслаблено. Темп медленный.
  3. И.п. - сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак.2,- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями: Темп средний.

Для снятия напряжения с мышц туловища.

1. И.п.- стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 - то же в другую сторону; 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнения для нормализации осанки.

  1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

  1. Ходьба обычная, следя за осанкой.
  2. Ходьба на носках, руки за головой.
  3. Ходьба на пятках, руки на поясе.
  4. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения для снятия утомления с ног.

Дают нагрузку на мышцы ног, которые не получают ее во время длительно сидения за партой.

  1. И.п. - стоя, ноги на ширине стопы, руки вдоль туловища. Шаг на месте, не отрывая ног от пола. 1 - поочередно приподнимать пятки то правой, то левой ноги, не отрывая пальцев от пола. 2. - и.п. Повторить 8-10 раз. Темп быстрый. Или:
  2. И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. Подскоки на месте: правая нога вперед - левая назад, левая нога вперед - правая назад. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

Педагогическое внимание нацелено не только на проведение физкультминуток и комплексы упражнений на уроках, но и на школьных переменах - это проведение динамических пауз.

Проводимые ежедневно динамические паузы благотворно влияют на физическое состояние детей. В программу динамических пауз можно включать общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры помогают педагогам снять утомление, напряжение детей. Н- р: Игра проводится в классе, игровой комнате при открытой форточке и освещении класса. Называется она "Настроение". Задача: развитие мимических движений и навыков невербального общения.

Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица.

Так же проводится игра: "Поймай мяч", задача этой игры: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча. Правило игры: Дети располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая верх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч, если не поймал, то становится на место водящего. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Игра: «Нос - ухо - нос». Она направлена на развитие слухового восприятия, быстроты реакции, координации и произвольности движения. Ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом –«нос». Но если я скажу, например, «Лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно! Начали! Нос - нос - ухо! Сказав «Ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие непроизвольно делают то же самое. В конце игры называется самый внимательный игрок, который не поддался на игровые провокации ведущего.

Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Педагогу нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок, должны быть посильным для актуального состояния организма ребенка. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе - важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений.

Для того  чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т. к.  это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.

О методике В.Ф. Базарного наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике.

Применение технологий В.Ф. Базарного позволяет устранять многие причины.  Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

С чего начинается обучение детей по методике доктора В.Ф. Базарного?

Прежде всего, с учебы в режиме «стоя за конторкой». При этом, чтобы осуществить более плавный переход на этот режим, за одним и тем же столом один ребенок работает сидя, другой рядом - стоя. Через 15-20 минут дети  меняются местами.

Работа детей с ограниченными возможностями здоровья за конторкой стоя - это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, а также близорукости. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть или лечь на ковер.

Эти виды названных приемов желательно чередовать как можно чаще. Все это говорит о том, что есть возможность обучать, сохраняя здоровье. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Но, увы! Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый воспитанник с ограниченными возможностями здоровья почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.

При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • имеет высокие показатели физического развития здоровья;
  • повышается иммунная система;
  • улучшаются ростовые процессы;
  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно- координаторной,  психо- эмоциональной);
  • снижается степень низкой склоняемости головы.

Массаж стоп имеет оздоравливающий  эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по своим массажным коврикам. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно- активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.

В школах, где педагоги работают, используя элементы методики В.Ф. Базарного, дети с ограниченными возможностями

 здоровья стали более внимательны и подвижны, им интересно учиться. Учитель применяет в своей работе не только работу за конторками, офтальмотренажер, разные виды упражнений, но и некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время. Приведем некоторые приемы массажа.

лицо

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам - 3 раза, от носа по скулам - 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

голова

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого педагогом используются подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции. Часто дети с ограниченными возможностями здоровья в классе занимаются спортом - это шведская стенка и турник, где они могут подтягиваться и лазать, качать пресс. Учитель старается разнообразить задания. Им нравится и делают это с удовольствием.

Считаем, что внедрение в практику работы школы методика В.Ф.Базарного даст положительные результаты. Она поможет сохранить зрение и предупредить развитие сколиоза.

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в начальной школе позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья, повысить работоспособность, внимательность, активность, оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.

Уважаемые педагоги! Ваше призвание - самое высокое на Земле. Ваша профессия - самая ответственная из всех, существующих в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: "Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья"

Данный материал предназначен для заместителей директоров и директоров, поможет в подготовке и проведении педсовета...

Технология организации игры "Что? Где? Когда?" в учебно-воспитательном процессе

Статья была опубликована в сборнике "Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, 30-31 марта...

Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Педагогический совет "Зоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья в школе"

Вступительное слово к педагогическому совету с презентацией...

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии»....