Главные вкладки

    Педсовет: "Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья"
    план-конспект по теме

    Протопопова Ирина Юрьевна

    Данный материал предназначен для заместителей директоров и директоров, поможет в подготовке и проведении педсовета

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsovet.doc465.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педсовет:

    «Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья»

    Цель  педагогического совета:

    Изменение уклада школы с пользой для здоровья  участников образовательного процесса

    Задачи педагогического совета:

    1. Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережения.
    2. Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.
    3. Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
    4. Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

    Ожидаемый результат.

    1. Создание основ для методологического и технологического  моделирования различных видов  деятельности, направленных на укрепление здоровья  в школе.
    2. Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

    Форма педагогического совета: работа проблемных групп.

    Функции: проектировочная, организационно-управленческая.

    За две недели до заседания  педагогического совета необходимо  разделить педагогов на группы по 8-9 человек  по желанию.
    Каждая группа   выбирает своего руководителя на заседании педагогического совета.

    Методы предварительного исследования:

    1. Мониторинг учащихся «Если хочешь быть здоров…»
    2. Мониторинг педагогов школы «Валеологическая оценка педагогической технологии обучения детей»
    3. Анализ заболеваемости учащихся школы
    4. Психологическое исследование учащихся 1-6 классов

    II. Оформление  и техническое оснащение заседания педагогического совета.

    1. Эпиграф  к педагогическому совету

    «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»

    Н.К. Смирнов

    1. Компьютер для демонстрации таблиц

    План проведения педсовета

    1. вступительное слово директора школы «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых».
    2. Сообщение заместителя директора по ВР « Здоровьесберегающие технологии обучения. Анализ мониторинга педагогов и  учащихся школы и психологического здоровья школьника».
    3. Сообщение детской сестры участковой больницы  «Анализ здоровья учащихся школы»
    4. Сообщение заместителя директора по УВР  «Гигиенические требования к расписанию уроков и оценке урока»
    5. работа в творческих группах:
    1. Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»
    2. Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»
    3. Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»
    1. Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.

    III. Ход заседания педагогического совета

    1.Вступительное слово директора школы «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых». (Приложение 1)

    2.Сообщение заместителя директора по ВР « Здоровьесберегающие технологии обучения. Анализ мониторинга педагогов и  учащихся школы и психологического здоровья школьника». (Приложение 2)

    3. Сообщение детской сестры участковой больницы  «Анализ здоровья учащихся школы»  (Приложение3)

    4. Сообщение заместителя директора по УВР  «Гигиенические требования к расписанию уроков и оценке урока»  (Приложение 4)

          5.Работа проблемных групп.

    Работа проблемных групп определяется  специальным техническим заданием, которое включает минимальный набор вопросов и дополнительные материалы для каждой группы.

    Групповая работа продолжается 40 минут.

    1.  Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»
    2. Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»
    3. Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»

    Проблемная группа №1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

    Уважаемые коллеги!

    От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся  оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные  технологии и вся внутришкольная среда. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим  те, которые  имеют непосредственное  отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения :

    1. Связь своих задач и задач самого учащегося.
    2. Творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся.
    3. Предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.
    4. Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов  подключения всех органов чувств учащихся.
    5. Психологический настрой всего класса на урок и динамику  состояний учащихся, оптимальных  для каждого этапа урока.
    6. Преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.
    7. Представление в начале урока его крупного плана – общей картины  того, чему будет посвящён урок.
    8. Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

    Для  решения этих задач учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.

    Техническое задание:

    1. Обсудите в группе следующие вопросы:

    1. Как Вы оцениваете  обычные уроки  в нашей школе с точки зрения здоровьесбережения?
    2. Почему педагоги часто не соблюдают валеологические требованиями к уроку.
    3. Каково проблемное поле урока в нашей школе   с позиции здоровьесбережения?
    4. Какое внимание уделяете Вы этим проблемам?
    5. Что необходимо предпринять для решения проблем?
    6. Что мешает приближению к идеалу? 

    2. Обсудите предложенный проект анализа урока с позиции здоровьесбережения. Оцените его комплексность , оптимальность . Сделайте замечания и предложения. (Приложение 5)

    Проблемная группа № 2 «Здоровье учителя»

    Уважаемые коллеги !

    Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, дистрессами.
    Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?
    Нездоровый учитель не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так  как  в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления  синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.
    Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.

     Техническое  задание.

    1. Обсудите в группе следующие вопросы:

    1. Насколько актуальны  проблемы деформации личности, проявления синдрома выгорания, хронического стресса  для педагогов нашей школы?
    2. С какими трудностями  при взаимодействии с учащимися в нашей школе вы сталкиваетесь?
    3. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в ролевых отношениях с коллегами по работе?
    4.  С какими  трудностями Вы сталкиваетесь при взаимодействии с родителями?
    5. Какие  корпоративные меры, на Ваш взгляд, можно предпринять  для улучшения физического, психического и социального здоровья учителя.

    2.Обсудите в группе Добрые советы , предложенные учёными психологами для  борьбы с психологическими перегрузками, деформацией личности, проявлениями синдрома выгорания. (Приложение 6 )

    деформация личности преподавателя является многоуровневой системой адаптации к условиям социума и способом активного преобразования своей жизнедеятельности в соответствии с личным опытом

    Проблемная группа № 3«Формирование культуры здоровья ученика»

    Уважаемые коллеги!
    Без  грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет  выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток, не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укреплении, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных  условиях не сможет.

    Методология воспитания культуры здоровья школьников основана:

    1. Обеспечение грамотности в вопросах здоровья.
    2. Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни.
    3. Воспитании ответственности за  собственное здоровье и здоровье близких.

     Техническое задание.

    1. Обсудите в группе следующие вопросы:

    1. Как вы ощущаете, достаточно ли компетентны  педагоги нашей школы в вопросах формирования культуры здоровья школьников?
    2. Формирование культуры здоровья - это проблема только воспитательной системы или она должна решаться и через базисный учебный план?
    3. Исходя из методологических составляющих  воспитания культуры здоровья человека, определите пути  обучения здоровью, повышения мотивации на ведение здорового образа жизни,  воспитания ответственности   за собственное здоровье.

    2. Разработайте положение конкурса «Самый здоровый класс». 

    6.Презентация результатов обсуждения вопроса.

    7.по окончании обсуждения проводится комплекс физкультминуток (Приложение 7)

    8. Формулировка проекта решение педагогического совета.

    1. Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий  по охране и укреплению здоровья учащихся , создание оптимальных условий работы педагогов.
    2.  Учителям-предметникам:
    1. Строго соблюдать дозировку домашнего задания;
    2. На уроках проводить физкульминутки;
    3. Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;
    4. Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;
    5. Предлагать задания, позволяющие повторить материал;
    6. Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки;
    1. Рекомендовать школьной  столовой ввести витаминизацию.
    2. Заместителю директора школы по хозяйственной части  усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов.
    3.  Учителю физкультуры раз в четверть проводить Дни Здоровья в школе
    4. Принять форму анализа урока с позиции здоровьесбережения
    5. Принять положение «Самый здоровый класс»
    6. Принять комплекс физкультминуток на уроках.

    Приложение 1

    Вступительное слово директора школы «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых».

      Образование — необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

    Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

    1. 30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;
    2. за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;
    3. в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;
    4. в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

    Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:

    1. несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
    2. несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
    3. чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
    4. неоправданно объемные домашние задания;
    5. недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
    6. недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

    Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.

    Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Усложнение программы обучения и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.

    В нашей  школе создана и реализуется комплексно -целевая программа «Здоровье». Сегодня на педсовете мы обращаемся к вопросу о формировании здорового образа жизни в школе.

    Цель  педагогического совета:

    Изменение уклада школы с пользой для здоровья  участников образовательного процесса

    Задачи педагогического совета:

    1. Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережения.
    2. Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.
    3. Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
    4. Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

    План проведения педсовета

    1. вступительное слово директора школы
    2. Сообщение заместителя директора по ВР « Здоровьесберегающие технологии обучения. Анализ мониторинга педагогов и  учащихся школы и психологического здоровья школьника».
    3. Сообщение детской сестры участковой больницы  «Анализ здоровья учащихся школы»
    4. Сообщение заместителя директора по УВР  «Гигиенические требования к расписанию уроков и оценке урока»
    5. работа в творческих группах:
    1. Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»
    2. Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»
    3. Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»
    1. Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.

    Приложение 2

    Сообщение заместителя директора по ВР « Здоровьесберегающие технологии обучения. Анализ мониторинга педагогов и  учащихся школы и психологического здоровья школьника».

    В 2009 году педагогическим советом нашей школы была принята программа «Здоровье»

    Целью программы является: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

    Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    -укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами

    -формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей

    -осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»

    -разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

    Традиционная классно-урочная форма обучения, кабинетная система с «усредненной» стандартной мебелью привели к тому, что 22% учащихся по результатам диспансеризации 2009-2010 учебного года  имеют нарушение осанки.

    Очевидна необходимость строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, основанного на изучении психологических особенностей учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и развитию  ребенка, использовать личностно-ориентированные технологии в обучении. Именно эти технологии являются на сегодняшний день здоровьесберегающими.

    Под здоровьесберегающими технологиями, в широком смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся.

    Здоровьесберегающая технология предполагает:

    - сокращение и индивидуализацию аудиторной нагрузки,

    - сокращение и индивидуализацию домашнего задания,

    - сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций,

    - повышение мотивации учащихся.

    Здоровье, как биологический феномен, определяется функциональным ресурсом организма, обеспечивающим его приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

    Говоря о конструктивном переходе к формированию и сохранению здоровья, определяя место и роль образования в этом процессе, необходимо подчеркнуть, что основное свойство этих ресурсов в том, что они должны постоянно включаться в функциональную деятельность, то есть растрачиваться и восполняться, а значит и обновляться.  

    Другими словами, только тот организм можно считать здоровым, который затрачивает свои ресурсы и успешно их восстанавливает.

    Здоровьесберегающие ресурсы можно сравнить с денежными накоплениями: если они не обновляются и не растрачиваются, то они малоэффективны.

            Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться.

    Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки должны обязательно включать в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. В нашей школе физкультминутки  регулярно проводятся только в начальных классах.

    Уроки физического воспитания проходят по расписанию. К сожалению, у нас нет возможности делить детей на подгруппы по медицинским или физиологическим показателям, по видам деятельности на уроке. Часть уроков проводятся в зале.  При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на природе

    Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:

    • Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; 

    • Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;

    • Система школьного самоуправления;

    • Развитие системы внеурочной занятости детей. 

    В рамках реализации программы «Здоровье»

    -учителями начальных классов ведутся программы «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья»

    -в этом году на базе 5 класса введена программа «Формула правильного питания»

    -не первый год реализуется программа «Нить Ариадны»

    -второй год работает волонтерский отряд

    -в прошлом учебном году проводилась зарядка для учащихся начальных классов

    -ежегодно проводится диспансеризация учащихся

    - работают логопед и психолог

    -классными руководителями совместно с медицинскими работниками проводятся беседы, лекции, мероприятия.

        Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. В группе продленного дня во второй половине дня для детей проходят занятия, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования. Проводятся соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису. В апреле проходит общешкольный День Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей. Стоит заметить, что по положению «О проведении Дня Здоровья» таких мероприятий в школе должно быть 3-4.     В образовательном учреждении сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают   медицинские специалисты. 

    В кабинете биологии силами учителя биологии оформлен Уголок здоровья, который должен обновляться каждую четверть.

        Определенная работа ведется учителем основ  безопасности жизнедеятельности. Лекции, беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.

           Важнейшим звеном воспитательной системы школы является школьное самоуправление, развитие которого помогает учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе, способствует привитию навыков культуры общения, умения жить в коллективе, что является немаловажным в самостоятельной жизни человека вне стен школы.

          Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.

         Во второй половине дня, после обеда для всех детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок. В спортивных кружках занято 38 учащихся, что составляет 41%.

    В летнее время в школе в пришкольном оздоровительном  лагере дневного пребывания отдыхают до 40% учащихся начального и среднего звена.

    Оздоровленность учащихся в лагере летом 2010 года составила:

    Выражено-оздоровленные – 91,2%

    Слабо-оздоровленные – 7,8%

    Отсутствие оздоровления – 1%

           В начале учебного года с самых первых дней учителем совместно  с психологом отслеживается адаптация учащихся первого класса к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. В соответствии с мероприятиями программы с детьми, испытывающими психологические трудности, проводятся   занятия

     Аналогичная работа проводится и с учащимися 5 класса.

    В течение ходе подготовки к педсовету было проведено анкетирование учащихся 5-10 классов  «Если хочешь быть здоров….», перед которым были поставлены следующие задачи:

    -определить отношение школьников средних и старших классов к своему здоровью;

    - изучить мотивацию учащихся к сохранению здоровья;

    -выяснить, что делают учащиеся для укрепления своего здоровья;

    - выяснить пожелания учащихся о том, кто и каким образом должен формировать медицинскую культуру в школе.

    В исследовании приняли участие 46 учащихся.

     На вопрос «Как вы оцениваете состояние своего здоровья?» ответы распределились следующим образом:   

    Для укрепления своего здоровья бегают – 22%, делают зарядку – 17%, занимаются аэробикой – 13%, закаливаются – 4%, занимаются в спортивных секциях – 13%,удят здоровую пищу – 22%, витамины – 4%, ничего не делают – 5%

    На вопрос «Привлекают ли вас люди, ведущие здоровый образ жизни?»»да» ответило – 65%, «нет» – 30%, «незнаю» - 5%

    89% учащихся считают, что о своем здоровье должны заботиться они сами, 11% - родители

    Причем 83% считают, что заботиться о своем здоровье необходимо начать в детстве, а 17% считают – в подростковом возрасте

    На вопрос «От кого вы больше всего узнаете о здоровье?» 36% учащихся ответило «от родителей», 13% - от учителей, 24% - из учебников, 9% - от врачей, 11% - из интернета, 2% - телевидение, друзья.

    «Часто ли родители говорят вам о здоровье и о том, как его беречь?»

    11% ответили, что родители не говорят с ними на эту тему, 20% - почти каждый день, 41% - несколько раз в неделю, 28% - несколько раз в месяц, 4% - несколько раз в год

     

    На вопрос, «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с родителями?» 17% ответило – о физической активности, 33% - питание, 20% - чистота тела и зубов, 13% - о вреде курения, алкоголя, наркомании, 9% - об избыточном весе, ничего – 15%

    На вопрос, «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с учителями?»

    28% ответило – о физической активности, 26% - питание, 13% - чистота тела и зубов, 41% - о вреде курения, алкоголя, наркомании, 2% - вопросы секса, ничего – 11%

    На вопрос, «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с одноклассниками?»

    22% ответило – о физической активности, 11% - питание, 9% - чистота тела и зубов, 20% - о вреде курения, алкоголя, наркомании, 7% - вопросы секса, 13% - об избыточном весе, обо всем – 11%, ничего – 15%

    Учащиеся считают, что с врачами-специалистами необходимо обсуждать такие темы как:

    Чистота тела и зубов – 28%, питание – 24%, о физической активности – 20%, о вреде курения, алкоголизма и наркомании – 22%, избыточный вес – 15%, вопросы секса – 13%, не хотят встречи со специалистами 7% учащихся.

    На вопрос, «В школе созданы условия для занятия физической активностью как во время, так и после уроков?»

    Положительно ответило70% опрошенных, отрицательно – 24%, иногда – 6%

    Учащиеся считают, что информацию о здоровье они должны получать на уроках – 41%?на внеклассных мероприятиях - 54%, благодаря созданию в школе обстановки, способствующей сохранению здоровья – 5%

    Рассказывать о здоровье, считают учащиеся, нужно на уроке биологии – 37%, на уроках физкультуры – 35%, на уроках ОБЖ – 17%, на специальных уроках об укреплении здоровья – 37%, в специальных книгах и учебниках – 4%, по телевидению – 2%

    72% учащихся хотели бы получить больше информации о том, как сохранить и укрепить здоровье

    На вопрос, «Почему важно быть здоровым?» были получены следующие ответы:

    -чтобы быть здоровым – 17%

    -Жить хорошо – 6%

    -долго жить – 20%

    Чтобы не умереть, это полезно для организма,  надо, быть привлекательным –  по 4%

    -укреплять иммунитет, хочу быть сильным, круто,  не знаю –  по 2%

     Так же прозвучали такие ответы:

    -чтобы ходить в школу и быть подготовленным к олимпиадам,

    -чтобы не заражать других,

    Чтобы родить ребенка,

    Если ты здоровый, то к тебе тянется больше людей,

    -чтобы не болеть в старости

    -чтобы дольше жить и быть сильным

    Можно и не быть здоровым

     

     

    Согласно учебно-воспитательного плана на 2010-2011 учебный год во всех классах кроме 1,3 и 11 классов проведено исследование «Психологическая атмосфера в классе».

    Результаты, которого показали, что психологический климат по школе равен 3,7 балла по пятибалльной шкале.

                                           5       4       3       2      1

    Дружелюбие                                                                  враждебность

    Согласие                                                                        несогласие

    Удовлетворенность                                                        неудовлетворенность

    Увлеченность                                                                равнодушие

    Взаимоподдержка                                                        недоброжелательность

    Теплота                                                                        холодность

    Сотрудничество                                                        отсутствие

                                                                                    Сотрудничества

    Взаимовыручка                                                        отсутствие

    Взаимовыручки

    Занимательность                                                        Скука

    Успешность                                                                неуспешность

    С целью выявления валеологической оценки педагогических технологий обучения школьников в нашей школе проведен мониторинг педагогов

    В ходе проведенного мониторинга было выявлено, что существующая учебная нагрузка в нашем образовательном учреждении является доступной для восприятия «усредненным» учеником – считают 13 из 15 опрошенных.

    Так же было  установлено, что недельная учебная  нагрузка соответствует функциональным возможностям «среднего» ученика:

    «частично» -4 чел.

    «да» -11 чел.

    Дифференцировать учебный материал в зависимости от пола считают нужным 8 человек, «нет» - 7 человек

    Общую вовлеченность ученика в учебный процесс на наших уроках в школе учителя оценили как: «пассивная» - 9 чел., «высокая» - 5 чел, «средняя» – 2 чел.

    Эмоциональное состояние большинства учеников на уроках носит  преимущественно положительные эмоции – 12 чел., «индифферентное» - 3 чел.

    По степени значимости целей обучения педагогический коллектив придерживается в своей практике следующих целей обучения: знание +формирование личности и знание+сохранение и укрепление здоровья 12 и 5 человек соответственно. Что соответствует личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям

    Основным методом обучения в нашей школе является проблемно-эвристический и информационно-репродуктивный, что отвечает учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной технологии обучения, и 3 преподавателя используют модульный метод обучения. А особый упор надо сделать – на проблемно-эвристический и модульный методы обучения, которые позволили бы поднять технологии обучения до личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий обучения.

    По стилю общения наиболее приемлемыми на взгляд нашего педагогического коллектива является демократический и гуманный стиль общения, но несколько преподавателей отметили и авторитарный стиль общения.

    В основном педагоги нашей школы придерживаются  коллективной и групповой формы обучения, используют и индивидуальную форму обучения

    Традиционными средствами обучения пользуется основная масса наших учителей – это речевые и письменные, некоторые пользуются изобразительными, предметными и электронными.

    В конце учебной недели «постоянное»  переутомление отмечают 9 человек, «иногда»-8 человек, «никогда» 1 человек.. из чего следует, что у нас большая учебная нагрузка, что косвенно накладывает отпечаток на здоровье педагогического состава.

    В ходе проведенного мониторинга были предложены меры, необходимые для внедрения здоровьесберегающих технологий:

    1. Проводить на уроках физкультминутки – 40%;
    2. Организовать полноценное питание, которое включало бы горячие завтраки и витаминизированные обеды – 40%
    3. Организовать группу здоровья для детей с нарушением осанки (лечебная физкультура) -20%;
    4. Обращать внимание на освещение кабинетов – 20%;
    5. Проводить общешкольные спортивные мероприятия – 14%;
    6. Проводить гимнастику для глаз- 14%;
    7. Приобрести, мебель, соответствующую росту ребенка;
    8. Учителям больше внимания уделять осанке детей;
    9. Ввести модульное обучение:
    10. В ГПД больше внимания уделять прогулкам на свежем воздухе;
    11. Проводить Дни Здоровья, зарядки в начальных классах,
    12. Проводить проветривание классов и влажную уборку в обеденный перерыв
    13. Выполнять требования к нормированию домашнего задания
    14. Проводить массаж и приобрести тренажеры для занятий физкультурой.

    Немаловажную роль играет и питание учащихся. В нашей школе 100%  школьников получают горячее питание. Для 1-5 классов организован завтрак, а в группе продленного дня дети получают полдник. Проанализировав меню хочется сказать, что часто завтраки не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования

    В п. 6.18 говорится, что завтраки  состоят из закуски (сыр, масло, фрукты), горячего блюда и  горячего напитка, а не из одного сока.

    Обеды так же не соответствуют требованиям они   включают закуску (салат), первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо (п. 6.19 Сан ПиН) 

    п.6.13. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.

    П. 6.20. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

    Считаю, что стоит ввести витаминизацию блюд.

    В период реализации программы «Здоровье» в школе приобретены компьютерные столы, электрическая плита, сделана новая крыша, поступили новые рабочие тетради УМК «Разговор о правильном питании» - для трех классов, планируется в 2011 году купить стулья для компьютерного класса.

    Гигиеническую аттестация на сегодняшний день имеет 15 человек.

    Человек может быть или здоров, или болен, или находиться в состоянии выздоровления.

    Планка заболеваемости детей и подростков уже на протяжении ряда лет остается на высоком уровне.

    (анализ диспансеризации учащихся)

    Сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся имеет основополагающее значение еще и потому, что в ней обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья детей.

    Каковы же механизмы реализации функции укрепления и сохранения здоровья учащихся?

    Прежде всего, речь идет об ИСКЛЮЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ учащихся. С этой целью в школе важно решить проблему организации учебного процесса - нужен такой режим, который исключал бы многопредметную домашнюю подготовку учащихся. В качестве одного из таких подходов решения этой проблемы рассматривается модульная организация процесса обучения, при которой учебные предметы объединяются в блоки. Это позволяет:

    - снижать многопредметность в течение дня и недели;

    - повышать частотность уроков по предмету в течение дня и недели;

    - равномерно распределять часы развивающих предметов в течение всей недели, устные и письменные недели чередовать в течение дня;

    - в старших классах соединять уроки для проведения учебных занятий.

    Свое проявление функция сохранения и укрепления здоровья учащихся находит в исключении (по возможности) переутомления школьников на уроках.

    Использование здоровьесберегающих технологий в нашей школе:

    1.Создание программно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с содержанием, организацией образовательного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями.

    2.Приведение в соответствие требований возможностям учеников, индивидуализация этих требований в качественном и количественном отношениях, придание содержанию образования личностного смысла и тем самым создание условий для раскрьпия потенциальных возможностей ученика. Личностно ориентированный подход.

    З.Обеспечение преемственности образования по ступеням обучения

    4.Гигиеническая рациональная организация учебного процесса

    5.Создание здоровьесберегающей среды.

    6.Взаимодействие с психологом по вопросам диагностики, коррекции на основе индивидуальной работы со школьниками по параметрам физического, психологического и социального благополучия

    7.В учебно-воспитательном процессе использовать

    -технологию личностно-ориентированного обучения, используя ее на всех ступенях  обучения, которая направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимального выявления, раскрытия и использования его опыта.

    -Технологию развития критического мышления, которая  направлена на выработку аналитической мыслительной деятельности при работе с текстовыми учебниками и материалами.

    -Технология дифференцированного обучения. Обеспечивает обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.

    -Игровые технологии. Опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации, формируют воображение, готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности учения, позволяют уч-ся включиться в коллективную деятельность и общение. (1 - 6 классы)

    -Проектные технологии. Используются в урочной и внеурочной практике на 2,3 ступенях, в межпредметных связях. Данная технология интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,  исследовательские, поисковые и прочие методики, способствуют самостоятельности уч-ся.

    -Компьютерные технологии. Используются на 3, частично 1 и 2 ступенях обучения. Формируют умение работать с информацией, исследовательские умения, развивают коммуникативные способности.

    В.Н.Ирхин и И.В.Ирхина в качестве средств снижения утомляющего воздействия урока на организм ребенка видят в использовании учителем здоровьесберегающих технологий, методов и средств обучения.

    Еще один из важных механизмов реализации этой функции - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ, поскольку оно является одним из факторов коррекции психо-эмоционального состояния учащихся входе учебного занятия. Как правило оценка деятельности ученика сводится всего лишь к отметке, которая чаще всего становится для школьника стрессогенным фактором, ибо она является всего лишь средством сравнения учащихся друг с другом по результатам выполнения заданий, предлагаемых учителем. Такая отметка - одно из ранних и самых болезненных столкновений ребенка с социальной действительностью.

    Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.

    Для этого учителю необходимо стимулировать учащихся к использованию разных способов выполнения одного и того же задания, поощрять стремление учащихся такие способы находить,

    Не менее важным механизмом реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся выступает СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ. Несомненно, каждая изучаемая в школе дисциплина в той или иной степени создает условия для осознания учащимися ценности здоровья и здорового образа жизни.  

    По данным некоторых российских и зарубежных исследователей существуют четыре основных фактора, определяющих здоровье человека: физическая подготовленность, двигательная активность (30-40%), генетическая предрасположенность (20-25%), образ жизни (труд, жилье, питание, жилье и др.) (15-25%), медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%). Степень влияния, усиления или снижения их действия различны. Для улучшения условий жизни, качества питания, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично.

    Есть другой рациональный (с позиции финансового обеспечения путь решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. Он заключается в актуализации активности человека, направленной на оздоровление организма средствами физической культуры. Поэтому РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ выступает четвертым механизмом реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    В аспекте реализации рассматриваемой функции важное значение имеет ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА. Он должен вместе с учителями и психологами активно участвовать в построении и реализации образовательного процесса: исследовать, насколько образовательная программа школы, отдельные учебные программы соответствуют физиологическим возможностям детей.

    Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

    п/п

    Критерии оценки

    Оценка

    исследователя

    Самооценка

    педагога

    1.

    Обстановка и гигиенические условия в классе ( температура, свежесть воздуха , освещение и др.)

    2.

    Постановка валеологических целей урока

    3.

    Психологический  микроклимат на уроке

    4.

    Мотивация учащихся на начало каждого этапа урока

    ( используемые учителем методы повышения этой мотивации)

    5.

    Наличие  у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке

    6.

    Число видов  учебной деятельности на уроке (норма 4-7)

    7.

    Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма  7-10 минут)

    8.

    Характер учебно-познавательной деятельности

    ( репродуктивный, поисковый, продуктивный)

    9.

    Межпредметные связи с проблемами здоровья (Наличие в содержательной части урока  вопросов, связанных со здоровьем  и здоровым образом жизни;  формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка  понимания сущности здорового образа жизни; формирование  потребностей в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного  поведения;  включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном мире.)

    10.

    Число методов преподавания  (словесный, наглядный, практический ) ( норма не менее трёх)

    11.

    Чередование методов преподавания (норма 10-15 минут)

    12.

    Активные методы и формы обучения на уроке.

    13.

    Место и длительность применения ТСО

    14.

    Личностно – развивающий подход (использование субъективного опыта ученика, применение учителем  на уроке разнообразного дидактического материала, учёт индивидуальных особенностей учащихся, субъект-субъектное обучение, развитие познавательной деятельности, диалогичное  общение, использование разнообразных сенсорных путей восприятия  информации)

    15.

    Характер педагогического общения

    16

    Позы учащихся, чередование поз.

    17.

    Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке

    (норма на 15-20 мин. урока по 1 мин . 3-4  упражнения)

    18.

    Формирование у учащихся  самоанализа, самооценки, саморегуляции.

    19.

    Тем и ритм урока (соответствие уровню подготовленности учащихся, оптимальный, действия учителя и учащихся завершённые)  

    20.

    Плотность урока (количество времени , затраченное школьниками на учебную работу ; норма не менее 60%  и не более 75-80%)

    21.

    Диагностика момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма – не ранее чем через 25-30 мин. – 1 класс; 35- 40 мин. – в нач. школе; 40 мин.- остальные учащиеся; 30 мин. – учащиеся  коррекционно-развивающего обучения).

    22.

    Особые  заслуги учителя (урок на свежем воздухе)

    Приложение 6

    Добрые советы

     против профессиональной деформации , «выгорания» и дистрессов.

    1.Оцените ситуацию : как изменилось за последнее время отношение к работе , если мысль о ней вызывает раздражение и усталость , пора принимать меры.

    2.Создайте себе комфортные условия работы.

    3. «Уйдите  в отключку», т.е. регулярно давайте себе возможность расслабиться , сделать себе  что-либо приятное.

    4.Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотическом  беспорядке : когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

    5.Разговаривайте с людьми по пустякам – тоже лекарство от стресса.

    6.Используйте обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлечённые темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.

    7.Избавьтесь от боязни ошибиться – достичь полного совершенства всё равно не получиться , а пробовать разные варианты необходимо.

    8.Станьте заменимыми. Надо избавиться от иллюзии , что без Вас процесс остановится . Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию.

    9.Готовьте пути отступления.

    10.Старайтесь смотреть  на вещи оптимистично.

    11.Стремитесь побороть страх.

    12.Найдите время, чтобы побыть наедине с собой

    13.Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.

    14.Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле  неприятно.

    15.Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».

    16.Используйте возможность выступить с речью.

    17. Следите за фигурой.

    18.Маленькие радости в ваших руках.

    19.Старайтесь  больше шутить, смеяться, особенно над собой.

    20.Увеличивайте время , которое посвящается другим интересам , а не работе.

    21.Научитесь признавать право окружающих быть другими.

    22.Больше доверяйте другим людям.

    23.Старайтесь уменьшить нагрузку в течение дня.

    24.Старайтесь быть терпимыми к себе и окружающим.

    25. Общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно.

    26.Активно занимайтесь восстановлением и укреплением  своего здоровья.

    27.Овладевайте методами психокоррекции.

    28.Перестройте своё эмоциональное отношение к людям и событиям.

    Приложение 7


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии на уроках гуманитарного цикла"

    Данная презентация представляет собой теоретические основы здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания...

    Доклад по технологии на тему "Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии"

    Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии.Учитель технологии Рябова Т.Н.Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в шк...

    Педсовет "Здоровьесберегающие технологии в образовании"

    Цель: выявить пути и способы  формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы школы в данном направленииЗадачи: Определение условий формирования здоровь...

    Выступление на педсовете: Здоровьесберегающие, образовательные технологии

    Цель педагогической образовательной технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, образовании, развитии. При реализации здоровьесберегающей технологии решается задача...

    Педагогический совет "Зоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья в школе"

    Вступительное слово к педагогическому совету с презентацией...


     

    Комментарии

    Кирилина Галина Васильевна

    Ирина Юрьевна! Спасибо за интересные находки, используемые при проведении педсовета. Возьму на заметку!