«Моя родословная». 5 класс.
проект на тему

Купава Галина Петровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Всему начало отчий -дом!48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Всему начало – отчий дом!

(Для обучающихся 5 класса)

Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода.

Задачи: - воспитывать доброе и бережное отношение к своим близким;

- стимулировать познавательный интерес  через составление родословной;

- развивать потребность узнавать историю своей семьи.

Ход занятия

- У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Давайте послушаем хорошие стихи. (читают учащиеся)

-Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи!

Воспитатель:  Скажите, на какую тему мы с вами будем сегодня разговаривать? (ответы детей: о семье, о родном доме…).

+ - Прозвучали в стихах слова «семейный круг», «корни» - Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек своей родословной? (обсуждение, ответы

 - Давайте поговорим о семье. Вы всё знаете о членах своей семьи? Что бы вам хотелось узнать о своей семье? (ответы детей: кто мои предки, в какие годы жили и т.д.) Запишите на лист бумаги вопросы, на которые вы бы хотели найти сегодня ответ.

- Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы учащихся), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. 

+ -  Нередко мы становимся в тупик при определении названий родственных связей.

Знаете ли вы родственные связи? (кроссворд) За правильный ответ команда получает букву или слог, который в конце занятия будет служить подсказкой к одному заданию.

-(группы решают кроссворд  на ватмане А3) вывешиваются на доску магнитами. Проверьте правильность (ответы на слайде). (выдаются слоги).

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...

(Ответ: сестренка)

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (мамочки)

             

       - Молодцы! Еще знаете как родственников называют? Если подумать, ещё много можно вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша родня.

Или эти люди будут называться семьей?

 + - Какое определение дается слову «семья»?  (отвечают,  что написано в словарях)

- Разграничим понятия «семья» и «родня». Семья, по С. Ожегову, — это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети, будут роднёй.

А что же такое род? Какие однокоренные слова вы можете подобрать к этому слову? (ответы учащихся).

Род в русском языке — корень самых главных в жизни человека взаимосвязанных понятий: родители, рождать, родня, родина, народ, природа, родник, плодородие…

Есть мудрое выражение: «Где одному не справиться, там род поддержит». Что эти слова означают для каждого из нас? (ответы детей: позвать в трудной ситуации и др.)

Род — это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие-то устойчивые черты характера («он родом таков»).

- Какое понятие шире, семья или род? (ответы детей).

Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?» В русских сказках и былинах обращаются к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом-племенем». Т.е. обязательно каждый человек должен был знать свой род на несколько поколений, знать свои корни.

А знаете ли вы своих предков? Сколько поколений можете назвать? (ответы)

Да и взрослые тоже не могут похвалиться хорошим знанием своих корней. Поэт В. Чурсин с горечью писал:

Мы предками вряд ли гордимся своими —

Не помним глубинных, исконных корней:

О прадеде знаю одно только имя —Илья, да ещё, что имел шесть детей.

+  Нам с детства знакомы слова «род» и «слово». А если их объединить, то получим слово «родословная».

+ Зачем человеку надо знать свою родословную? (обсуждение, ответы)

Вам знакомы такие слова «Генеалогия, родословное древо?» Что же это такое? (ответы детей).

Генеалогическое древо – родословная семьи, это изображение в виде дерева. Само по себе генеалогическое дерево хорошо тем, что помогает в простой и краткой форме сохранить память об основных событиях в семье, о своих предках. Красиво оформленное родословное древо может дополнить семейный альбом каждой семьи, стать оригинальным украшением интерьера.

 Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для своего развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Семейное дерево всегда было и будет главной ценностью в семье, т. к. ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

- Давайте и мы с вами начнем проект по составлению своей родословной, чтобы в будущем передать их своим потомкам. (Раздаю карту проекта).

+  Начнем нашу работу по проекту прямо сейчас, с первого пункта. (записывают ФИО, даты рождения себя, братьев, сестер, родителей и т.д., известных им в данный момент).  (на слайдах примеры родословных)

- Как вы захотите оформить свое древо, это вы решите дома, возможно с помощью родителей. Я могу предложить 2 способа: 1) Нарисовать дерево. (допускается расположение  родоначальника как сверху, так и снизу). 

2) Воспользоваться интернетом. (показываю мое древо). Здесь есть ссылка на сайт, где можно оформить генеалогическое древо.

Домашнее задание.  1) Дома с родителями и другими вашими родственниками вы оформите свое древо любым способом. И чтобы ваша совместная работа стала слаженной, передайте родителям эти памятки. (Приложение). Кроме того, подготовьте небольшой рассказ о том, как вам работалось, что было интересно, в чем трудности. Какие чувства вы переживали. 2) Найти пословицы о семье.

+ Заключительное слово. На слайде вы видите геометрические фигуры. Каждая фигура означает слог или букву в пословице. За правильные ответы вы получили эти слоги-подсказки. Расшифруйте  пословицу.

Вернемся к задачам, которые вы ставили перед собой в начале занятия. Нашли ответы? Я желаю вам успешной работы над проектом, а на следующем занятии вам предстоит защита своей работы (объясняю по карте проекта,2 лист).

+ Рефлексия. Ответьте на любой из вопросов:

Я сегодня почувствовал….

Мне запомнилось…..

Мне захотелось сделать…..

Я понял, что……

Спасибо! На этом наше занятие заканчивается. Берегите свою семью! Помните, что счастье ваших близких зависит от вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

Моя родословная. Как создать родословную

В презентации представлена инструкция по составлению генеалогического древа....

проект "Моя родословная"в 5 классе

     Знать историю своей семьи это бесценный Дар, который дается не каждому, хотя у каждого эта история есть... Уходят старшие поколения, бесследно теряются данные в архивах, выц...

Классный час «Моя родословная» ( для учащихся 7-8 классов)

Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все ...

Рабочая программа по курсу «Моя родословная» Основное общее образование (5-7 классы)

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать зн...

Задачи по генетике для 10 класса на родословные человека

Задачи по генетике для 10 класса на родословные человека....

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных.

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных....