проект "Моя родословная"в 5 классе
проект (5 класс) по теме

КАЛИНИНА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

       Знать историю своей семьи это бесценный Дар, который дается не каждому, хотя у каждого эта история есть... Уходят старшие поколения, бесследно теряются данные в архивах, выцветают старые фотографии и письма... Поэтому актуальным является восстановление истории рода, изучение и развитие семейных традиций. Я убеждена, что изучение истории своей семьи и сохранение в поколениях памяти о предках - их облике, привычках, поступках - самым верным образом формирует личность человека, его характер и поступки, его отношение к жизни. Каждой семье необходимо иметь генеалогическое древо . 

             Внешний результат проекта (собственное генеалогическое древо) учащиеся увидят, осмыслят и смогут использовать на протяжении всей дальнейшей жизни.  А внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединив в себе знания и умения, компетенции и ценности.

 Проект реализуется каждым ребенком самостоятельно с помощью родителей. В классе проводится 2 занятия - введение в проект и защита своей работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все вместе, и душа на месте!

Слайд 3

1 П 3 С 4 П А 2 Т Ы Р 5 П Л Е М Я Н Н И Ц А А Т О Б Я 6 К О Ш К А Б 7 В Н У К Ш 8 Д О Ч К А А

Слайд 4

Семья – это группа живущих вместе родственников. Родня - родственники, живущие отдельно. (словарь С. Ожегова)

Слайд 5

Расшифруй пословицу

Слайд 6

В родном доме и каша гуще!

Слайд 7

Трудности в анкете Имена прабабушек, прадедушек Сколько лет родителям, даты рождения Полное ФИО дедушек, бабушек ??????????????

Слайд 8

Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки. Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки. «род» + «слово» = родословная

Слайд 10

vgd.ru › generezis_content.html

Слайд 11

План работы над проектом 1. Вспомню всех родственников, их имена и фамилии. 2. Спрошу у бабушек, дедушек об их предках. 3. Найду в семейных альбомах фотографии родственников. 4. Узнаю их адреса, попытаюсь с ними связаться. 5. Классифицирую материал • родственники папы • родственники мамы 6. Выстрою по порядку основные материалы. 7.Подготовлю тексты и подписи к фотографиям. 8. Оформлю генеалогическое дерево. - Сделаю выводы. Подготовлю краткий рассказ о том, как собиралась информация

Слайд 12

Я сегодня почувствовал…. Мне запомнилось… Мне захотелось сделать… Я понял, что….

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Всему начало – отчий дом!»

Цель: Способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода.

Задачи: - воспитывать доброе и бережное отношение к своим близким;

- стимулировать познавательный интерес  через составление родословной;

- развивать потребность узнавать историю своей семьи.

Методическое обеспечение занятия:

Кроссворд

Загадки

Плакат «Всему начало – отчий дом»

Памятка родителям

Материально-техническое обеспечение занятия:

Фломастеры, проектор, доска классная, магнитофон

Предварительная работа.  Поиск в словарях слов «семья», «родственники», «родословная».

Ход занятия

 (учащиеся разделены на 2 группы за столами)

Воспитатель: Здравствуйте! Улыбнемся друг другу! Начнем наше занятие с разгадывания загадок. (загадки о членах семьи)

- У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Давайте послушаем хорошие стихи. (читают учащиеся)

-Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи!

Воспитатель:  Скажите, на какую тему мы с вами будем сегодня разговаривать? (ответы детей: о семье, о родном доме…).

+ - Прозвучали в стихах слова «семейный круг», «корни» - Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек своей родословной? (обсуждение, ответы

 - Давайте поговорим о семье. Вы всё знаете о членах своей семьи? Что бы вам хотелось узнать о своей семье? (ответы детей: кто мои предки, в какие годы жили и т.д.) Запишите на лист бумаги вопросы, на которые вы бы хотели найти сегодня ответ.

- Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы учащихся), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. 

+ -  Нередко мы становимся в тупик при определении названий родственных связей.

Знаете ли вы родственные связи? (кроссворд) За правильный ответ команда получает букву или слог, который в конце занятия будет служить подсказкой к одному заданию.

-(группы решают кроссворд  на ватмане А3) вывешиваются на доску магнитами. Проверьте правильность (ответы на слайде). (выдаются слоги).                 

       - Молодцы! Еще знаете как родственников называют? Если подумать, ещё много можно вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша родня.

Или эти люди будут называться семьей?

 + - Какое определение дается слову «семья»?  (отвечают,  что написано в словарях)

- Разграничим понятия «семья» и «родня». Семья, по С. Ожегову, — это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети, будут роднёй.

А что же такое род? Какие однокоренные слова вы можете подобрать к этому слову? (ответы учащихся).

Род в русском языке — корень самых главных в жизни человека взаимосвязанных понятий: родители, рождать, родня, родина, народ, природа, родник, урожай, плодородие…

Есть мудрое выражение: «Где одному не справиться, там род поддержит». Что эти слова означают для каждого из нас? (ответы детей: позвать в трудной ситуации и др.)

Род — это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие-то устойчивые черты характера («он родом таков»).

- Какое понятие шире, семья или род? (ответы детей).

Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?» В русских сказках и былинах обращаются к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом-племенем». Т.е. обязательно каждый человек должен был знать свой род на несколько поколений, знать свои корни.

А знаете ли вы своих предков? Сколько поколений можете назвать? (ответы)

Да и взрослые тоже не могут похвалиться хорошим знанием своих корней. Поэт В. Чурсин с горечью писал:

Мы предками вряд ли гордимся своими —

Не помним глубинных, исконных корней:

О прадеде знаю одно только имя —Илья, да ещё, что имел шесть детей.

+  Нам с детства знакомы слова «род» и «слово». А если их объединить, то получим слово «родословная».

+ Зачем человеку надо знать свою родословную? (обсуждение, ответы)

Вам знакомы такие слова «Генеалогия, родословное древо?» Что же это такое? (ответы детей).

Генеалогическое древо – родословная семьи, это изображение в виде дерева. Само по себе генеалогическое дерево хорошо тем, что помогает в простой и краткой форме сохранить память об основных событиях в семье, о своих предках. Красиво оформленное родословное древо может дополнить семейный альбом каждой семьи, стать оригинальным украшением интерьера.

 Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для своего развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Семейное дерево всегда было и будет главной ценностью в семье, т. к. ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

- Давайте и мы с вами начнем проект по составлению своей родословной, чтобы в будущем передать их своим потомкам. (Раздаю карту проекта).

+  Начнем нашу работу по проекту прямо сейчас, с первого пункта. (записывают ФИО, даты рождения себя, братьев, сестер, родителей и т.д., известных им в данный момент).  (на слайдах примеры родословных)

- Как вы захотите оформить свое древо, это вы решите дома, возможно с помощью родителей. Я могу предложить 2 способа: 1) Нарисовать дерево. (допускается расположение  родоначальника как сверху, так и снизу). 

2) Воспользоваться интернетом. (показываю мое древо). Здесь есть ссылка на сайт, где можно оформить генеалогическое древо.

Домашнее задание.  1) Дома с родителями и другими вашими родственниками вы оформите свое древо любым способом. И чтобы ваша совместная работа стала слаженной, передайте родителям эти памятки. (Приложение). Кроме того, подготовьте небольшой рассказ о том, как вам работалось, что было интересно, в чем трудности. Какие чувства вы переживали. 2) Найти пословицы о семье.

+ Заключительное слово. На слайде вы видите геометрические фигуры. Каждая фигура означает слог или букву в пословице. За правильные ответы вы получили эти слоги-подсказки. Расшифруйте  пословицу.

Вернемся к задачам, которые вы ставили перед собой в начале занятия. Нашли ответы? Я желаю вам успешной работы над проектом, а на следующем занятии вам предстоит защита своей работы (объясняю по карте проекта,2 лист).

+ Рефлексия. Ответьте на любой из вопросов:

Я сегодня почувствовал….

Мне запомнилось…..

Мне захотелось сделать…..

Я понял, что……

Спасибо! На этом наше занятие заканчивается. Берегите свою семью! Помните, что счастье ваших близких зависит от вас!



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

«Все вместе и душа на месте»

Цель: Способствовать формированию патриотических качеств через укрепление семейных ценностей, возвращение к семейным корням.

Задачи:

-развивать потребность в углублении знаний о родословной;

- пробудить интерес к событиям в стране, происходящим в годы жизни их предков;

- воспитывать уважение и благодарность к своим родственникам.

Методическое обеспечение занятия: 

  • Фонограмма песни «Родительский дом»
  • Грамоты по номинациям для награждения учащихся
  • Плакат «Когда семья вместе, то и душа на месте»
  • Лепестки цветка
  • Анкета
  • Пословицы
  • Грамоты и благодарственные письма
  • Памятка «Правила заботливого и любящего сына (дочери)»

Материально-техническое обеспечение занятия:

Проектор, доска классная, магнитофон

Подготовительная работа.  Оформить генеалогическое древо своей семьи. Найти пословицы о семье.

Ход занятия.        

Вводное слово.  (Стихи читают учащиеся)    - Существует множество пословиц и поговорок  о доме, о семье. А какие вы приготовили на наше занятие? (Учащиеся зачитывают  домашнее задание – пословицы).

Вспомните, о чем было наше прошлое задание? Какую работу вы выполнили дома? Для чего это делали? (ответы детей.) Как подвести итог проделанной работы, что для этого нужно сделать сегодня? (целеполагание учащихся).

- Защита проекта «Родовое древо моей семьи» (выступление учащихся)

- Обратим внимание на годы жизни ваших прабабушек и прадедушек! Прапрабабшек и прапрадедушек. Посчитайте, сколько лет им было в самые тяжелые годы для нашей страны? Их детсво было похоже на ваше? Что было в их детсвте?, Что заменяло им игрушки?

- Каждая семья имеет нравственные принципы, законы, традиции. (Оформление на доске цветика-семицветика с лепестками, на которых написаны качества, составляющие нравственную ценность человека и должны воспитываться в семье). (Приложение № 1)

      - Ребята, соберите пословицу из двух частей. (Раздаю заготовленные, разрезанные на 2 части пословицы – найти вторую половинку.) (Приложение №3)

Заключительное слово. Вспомните, какие цели вы ставили на занятие? Достигли их? Где могут пригодиться ваши новые знания?

- Выражение благодарности учащимся за участие, за активность и награждение грамотами по следующим номинациям:

  • Номинация «Моя родословная»
  • Номинация «Любознательный»
  • Номинация «Следопыт»
  • Номинация «Самый активный»

Вручение благодарственных писем родителям. Вручение памяток «Правила заботливого и любящего сына (дочери). (Приложение №4)

Рефлексия. 

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Говори мне, мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!

Что и как, кто был кому родня,
Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня,
Ну и что ж, нас это не волнует!

Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!

Твой рассказ подробно запишу,
Ничего я, вроде, не забыла,
От волненья чувств своих дрожу:
Как же много в жизни всего было!

Связь времён легла на мой листок,
Стало ближе прошлое мгновенно!
Всех эмоций не сдержать поток,
И не нужно это совершенно!

Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!

Приложение № 1

Лепестки для цветика-семицветика.

доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение, зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть.

Приложение №4

«Правила заботливого и любящего сына (дочери)»

  1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.
  2. Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
  3. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
  4. Не вступайте в пререкания со старшими.
  5. Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
  6. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
  7. Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.
  8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
  9. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Детство, опаленное войной

Слайд 4

1944 год. Маленькие рабочие в кабинете директора завода А. Солдатова сразу после награждения.



Предварительный просмотр:

Проект

___________________________________________________________

Что и каким способом сделаю ________________________________________

______________________________________________________________________________

деятельность

кто поможет?

сроки

1. Записать всех родственников, их имена, фамилии, даты рождения.

2. Спросить у бабушек, дедушек об их предках, записать.

3. Найти в семейных альбомах фотографии родственников.

4. Узнать их адреса, попытаться с ними связаться.

5. Классифицировать собранный материал • родственники папы • родственники мамы.

6.  Выстроить по порядку основные материалы.

7. Подготовить тексты и подписи к фотографиям.

8. Оформить  дерево.

Какие слова я буду говорить родным за помощь __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________


Защита проекта

_________________________________________________________________

Мне помогали_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Я узнал, что____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самым интересным оказалось ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Самым трудным оказалось_______________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Хочу сказать___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

Моя родословная. Как создать родословную

В презентации представлена инструкция по составлению генеалогического древа....

Классный час «Моя родословная» ( для учащихся 7-8 классов)

Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все ...

Рабочая программа по курсу «Моя родословная» Основное общее образование (5-7 классы)

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать зн...

Задачи по генетике для 10 класса на родословные человека

Задачи по генетике для 10 класса на родословные человека....

Рабочая программа кружка моя родословная 6 класс

Рабочая программа кружка  «Моя родословная» составлена для учащихся 6 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе Рабочей ...